Сравнительный анализ форм правления Франции и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

Франция принадлежит к числу государств, внесших особенно весомый вклад в развитие конституционно-правовой теории и практики. За годы, прошедшие после Великой французской революции, т.е. за 200 с небольшим лет, в стране сменилось четыре республики, две империи, существовали различные переходные режимы и формы правления. За этот период принято около двух десятков различных конституций, конституционных хартий и конституционных законов.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 18.67 Кб (Скачать файл)

Вопрос 2. Сравнительный анализ форм правления Франции и Германии.

 

Франция принадлежит к  числу государств, внесших особенно весомый вклад в развитие конституционно-правовой теории и практики. За годы, прошедшие  после Великой французской революции, т.е. за 200 с небольшим лет, в стране сменилось четыре республики, две империи, существовали различные переходные режимы и формы правления. За этот период принято около двух десятков различных конституций, конституционных хартий и конституционных законов.

 

В основу построения и функционирования системы государственных органов  Франции положен принцип разделения властей. Он закреплен в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая является составной частью действующей Конституции страны. Однако реализация этого принципа в условиях различных политических режимов и форм правления осуществлялась далеко не одинаковыми методами.

 

Современная Франция принадлежит  к числу республик со смешанными формами правления. Ее зачастую называют полупрезидентской, полупарламентской или страной с рационализированным парламентаризмом.. Суть дела, однако, заключается в том что для Пятой республики характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Иначе говоря, в рамках государственно-правовой системы Франции центр тяжести сместился от представительного органа к органу, осуществляющему исполнительную власть. Но дело не только в этом. Чрезвычайно важной правовой характеристикой республик со смешанными формами правления является существование бицефальной исполнительной власти. Ее носителями выступают Президент Республики и Правительство. Причем, в соответствии с Конституцией Президент наделен так называемыми собственными, единоличными полномочиями, которые он может осуществлять самостоятельно. Это положение в какой-то мере напоминает ситуацию, существующую в президентской республике. Вместе с тем вооруженные силы и административный аппарат страны находятся в ведении Правительства. Правительство Республики несет ответственность за свою деятельность перед Национальным собранием -- нижней палатой Парламента. Это положение характерно, как известно, для стран с парламентскими формами правления. Таким образом, государственный механизм Пятой республики претерпел существенные изменения по сравнению с тем, что имело место в предшествующей республике. Соответственно, и механизм реализации принципа разделения властей также изменился. Тем не менее сам принцип сохраняет свое значение и государственные институты Франции функционируют на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

 

Одна из существенных особенностей государственного механизма Пятой  республики состоит в том, что  его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают  ли президентское и парламентское  большинство. В тех случаях, когда  политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное собрание, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. Практически в этой ситуации он формирует  Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью.

 

 

Три основные ветви власти представлены во Франции главой государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом, высшим судебным органом общей  юрисдикции, и Государственным советом, высшим органом административной юстиции.

 

Германия как единое государство  существует немногим более 100 лет. За это  время были приняты три общегерманские конституции. Принятие каждой из них  совпадало с переломными этапами  в жизни страны. Первая конституция  Германии была дарована императором  Вильгельмом I в 1871 г. и юридически закрепляла объединение страны, достигнутое, по словам Бисмарка, "железом и кровью". 6 февраля 1919 г. Национальное собрание, избранное на основе всеобщих выборов  и наделенное учредительными полномочиями, приняло вторую общегерманскую конституцию, которая вошла в историю как  Веймарская. Это была одна из наиболее демократичных конституций своего времени. В ней содержался обширный каталог прав и свобод; впервые  в конституционной истории нового времени собственность рассматривалась  не только как право, но и как обязанность, предусматривалась возможность  ее национализации за справедливое вознаграждение.

 

После капитуляции Германии в 1945 г. вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия. Национальная немецкая администрация  первоначально создавалась на коммунальном, а затем на земельном уровне. После  проведения выборов в земельные  парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются  первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947 г.), отражающие стремление к демократизации общественно-политической жизни, преодолению нацистского  прошлого.

 

По форме правления  ФРГ является парламентарной республикой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что "конституционный  строй в землях должен соответствовать  принципам республиканского, демократического и социального правового государства".

 

В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального правового федеративного  государства.

 

Характеризуя ФРГ как  демократическое государство, конституционный  законодатель исходит из представления  о том, что народ является носителем  государственной власти и ее единственным обладателем. Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однозначное предпочтение при этом конституционный законодатель отдает представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возможности их практического применения. В качестве примера можно привести референдум в землях Берлин и Бранденбург в 1996 г. по поводу их слияния. Население Берлина высказалось за объединение, однако жители Бранденбурга проголосовали против. В результате все осталось без изменений.

 

Основной закон характеризует  ФРГ как правовое государство. Германская правовая доктрина считает государство  правовым, если оно обеспечивает приоритет  права в своей организации  и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Черты правовой государственности  нашли свое закрепление в следующих  конституционных принципах:

 

- обязательность закрепленных  в конституции основных прав  для законодательной власти, исполнительной  власти и правосудия. Основные  права являются непосредственно  действующим правом (ч.3 ст. 1);

 

- верховенство конституции  и верховенство закона (ч. 3 ст. 20);

 

- учреждение независимого  суда (ст. 97) и запрещение создания  чрезвычайных судов (ч. 1 ст. 101);

 

- запрет придания закону  обратной силы (ч. 3 ст. 103);

 

- приоритет общепризнанных  норм международного права, которые  являются составной частью федерального  права и непосредственно порождают  права и обязанности для проживающих  на территории Федерации лиц  (ст.25).

 

Основной закон именует  ФРГ социальным государством (ч.1 ст.20). Суть этого понятия в конституции  не раскрывается. Его нормативное  содержание может быть понято только на практике. Констатация социального  характера германского государства  является одновременно задачей, целью  и правовой нормой. Правовая доктрина считает социальным то государство, которое помогает слабому, стремится  повлиять на распределение экономических  благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное  человека существование. Социальное государство  должно гарантировать каждому гражданину прожиточный минимум. При этом германский конституционный законодатель исходит  из приоритета личной ответственности  каждого за его собственное благополучие. Требование личной ответственности, предъявляемое  каждому человеку в обычных условиях, может быть ограничено, если удовлетворение определенных потребностей превышает  силы индивида и его семьи. Именно поэтому ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, жилье, помощь в случае болезни, образования и т.п.

 

Основной закон говорит  о ФРГ как о федеральном  государстве (ч1, ст.20). Принцип федерализма относится к основополагающим принципам конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагивающих деление Федерации на земли и сотрудничество земель. Это не означает, что не могут меняться формы федеративной организации государства. Неизменным должен быть принцип деления Федерации на земли, но не само современное деление; непременным должно быть участие земель в федеральном законодательном процессе, 'но объем их прав в этой области может меняться.


Информация о работе Сравнительный анализ форм правления Франции и Германии