Содержание аэродрома в зимний период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

На мокрых, заснеженных или покрытых слякотью искусственных взлетно-посадочных полосах (ИВПП) значительно понижается сцепление колес ВС по сравнению с сухим покрытием и, как следствие, увеличивается путь пробега, ухудшается путевая устойчивость и управляемость ВС. Это может привести к выкатыванию ВС с ИВПП и прекращению полетов с нее на значительное время.
Именно поэтому процессы зимнего содержания аэродромов, выбор соответствующих технологий должны рассматриваться комплексно. 

Содержание работы

1. Введение 3
2. Основные термины и определения аэродромов 5
3. Обязанности ответственного лица 6
4. Содержание аэродромов в зимний период 8
Аэродромы с искусственными покрытиями 8
Грунтовые аэродромы 10
5. Средства механизации 13
6. Аэропорт «Пулково 1» 18
7. Заключение 19
9. Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

(Курсовая работа) Содержание аэродрома в зимний период.docx

— 180.40 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение          3


2. Основные термины и определения аэродромов     5


3. Обязанности ответственного лица       6


4. Содержание аэродромов в зимний период      8


 Аэродромы с искусственными покрытиями     8


 Грунтовые аэродромы         10


5. Средства механизации         13


6. Аэропорт «Пулково 1»         18


7. Заключение         19


8. Приложения          20


 Приложение 1         20


 Приложение 2         22


9. Список используемой литературы      24 
 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

    Наиболее сложным и ответственным периодом эксплуатации аэропортов гражданской авиации многих стран является зимний. Большинство аэропортов России, Украины, других европейских стран находится в зоне воздействия отрицательных температур в период прохождения осенне-зимней навигации. В этот период вопросы безопасности полетов непосредственно связаны с решением проблемы устранения снежных и гололедных образований, подготовкой аэродромных покрытий. Покрытие считается пригодным при отсутствии на его поверхности посторонних предметов, слоя осадков и при обеспечении необходимого сцепления колес воздушных судов (ВС) с поверхностью покрытия, достаточного для эффективного торможения на взлетно-посадочной полосе. Безопасная и регулярная эксплуатация ВС всех типов в зимних условиях требует постоянной, оперативной, качественной очистки элементов аэродрома.

     Эта проблема извечна для мировой авиации, также как извечен ее прогресс. Кроме того, она комплексна. Для аэропорта немаловажны экономические факторы, в частности, такие как стоимость очистки и ее последствия для конструктивных слоев покрытия, вызывающие необходимость его ремонта. Для эксплуатанта воздушного судна - влияние качества аэродромного покрытия не только на управляемость ВС на этапах руления, взлета и посадки, но и на износостойкость авиационных шин, на возможность попадания любых «незакрепленных» частиц в двигатель, на прочность конструктивных элементов и т.д.

    Это условие приобретает особую важность в связи с увеличением взлетных и посадочных скоростей, массы современных ВС, а, следовательно, и возникающей кинетической энергии, погашаемой на пробеге или участке торможения прерванного взлета. Основная часть этой энергии погашается тормозами колес, эффективность работы которых, прежде всего, зависит от состояния поверхности покрытий взлетно-посадочной полосы (ВПП). Сцепные свойства покрытия зависят как от текстуры его поверхности, так и от воздействия внешней среды, т. е. наличия на поверхности влаги, слякоти, снега, гололеда. Влияние этих факторов практически постоянно изменяет сцепные свойства покрытия и условия проведения взлетно-посадочных операций ВС.

     На мокрых, заснеженных или покрытых слякотью искусственных взлетно-посадочных полосах (ИВПП) значительно понижается сцепление колес ВС по сравнению с сухим покрытием и, как следствие, увеличивается путь пробега, ухудшается путевая устойчивость и управляемость ВС. Это может привести к выкатыванию ВС с ИВПП и прекращению полетов с нее на значительное время.

     Именно поэтому процессы зимнего содержания аэродромов, выбор соответствующих технологий должны рассматриваться комплексно. 

2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДРОМОВ

 

  • Аэродром (гидроаэродром) - специально подготовленный земельный (водный с прилегающей прибрежной территорией) участок, имеющий комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий взлеты, посадки, руления ВС, а также их обслуживание и хранение.
  • Аэродром постоянный - аэродром, предназначенный для регулярных полетов воздушных судов и имеющий свидетельство о регистрации.
  • Аэродром временный - аэродром, подготовленный для полетов на ограниченный срок и не имеющий свидетельства о регистрации, но подлежащий учету.
  • Боковая полоса безопасности (БПБ) - специально подготовленный участок летной полосы аэродрома, примыкающий к боковой границе ВПП а предназначенный для повышения безопасности при возможных выкатываниях воздушных судов при взлете и посадке.
  • Концевая полоса безопасности (КПБ) - специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к концу ВПП и предназначенный для повышения безопасности при возможных выкатываниях воздушных судов при взлете и посадке.
  • Взлетно-посадочная полоса (ВПП) - часть летной полосы аэродрома, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов; ВПП подразделяются: с искусственными покрытиями (ИВПП) и грунтовые (ГВПП).
  • Летное поле - часть аэродрома, на котором расположены летные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок и площадки специального назначения.
  • Летная полоса - участок летного поля аэродрома, предназначенный для взлета и посадки воздушных судов и включающий ВПП, БПБ и КПВ.

 

3. ОБЯЗАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА

 

     3.1. Основной обязанностью ответственного лица аэропорта является содержание аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности, обеспечивающей безопасное и регулярное производство полетов воздушных судов и организацию их движения на летном поле.

     3.2. Ответственное лицо обязано:

- осуществлять эксплуатационное  содержание, ремонт и оборудование  летного поля маркировочными  знаками в соответствии с действующими требованиями;

- разрабатывать и осуществлять  мероприятия, направленные на  уменьшение задержек и отмен  вылетов самолетов по состоянию летного поля;

- принимать решение о  прекращении, возобновлении или  ограничении полетов в зависимости от состояния летного поля;

- производить осмотр аэродрома  перед открытием полетов, после  производства ремонтных и эксплуатационных  работ, изменения состояния летного  поля и выпадения осадков. Результаты  осмотра фиксировать ежедневно,  а также при изменении состояния  летного поля в специальном Журнале;

- систематически осуществлять  контроль за техническим состоянием летного поля и выполнять мероприятия по устранению выявленных дефектов до начала полетов;

- осуществлять проверку  ровности поверхности грунтовой  летной полосы и определять  прочность грунта или уплотненного снега;

- принимать участие в  разработке планов капитального и текущего ремонта аэродрома;

- своевременно организовывать  и обеспечивать выполнение работ  по текущему и капитальному  ремонту аэродрома;

- внедрять прогрессивные  методы ремонта аэродромных покрытий и других сооружений аэродрома;

- осуществлять технический  надзор за выполнением требований  нормативных документов по ремонту аэродромов;

- руководствоваться требованиями  по технике безопасности при  производстве работ по содержанию и ремонту аэродрома;

- обеспечивать бережное  хранение, правильное использование  и экономное расходование материальных  ресурсов, выделяемых на ремонт аэродрома;

- обеспечивать нормативные  сроки службы сооружений и  оборудования при минимальных  затратах на обслуживание и  ремонт;

- руководствоваться указаниями  «Положения о проведении планово-предупредительного ремонта сооружений летных полей аэродромов гражданской авиации» при ремонте сооружений летных полей аэродромов;

- обеспечивать наличие  и хранение материалов, оборудования  и механизмов для содержания и ремонта летного поля.

 

 

4. СОДЕРЖАНИЕ АЭРОДРОМА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

 

Аэродромы с искусственными покрытиями

 

     4.1. При подготовке аэродрома к зимней эксплуатации надлежит:

- произвести планировочные  работы, ликвидировать келейность, произвести укатку поверхности  летного поля, скосить траву;

- выполнить текущий ремонт  искусственных покрытий;

- восстановить маркировку  искусственных покрытий;

- обновить переносные  маркировочные знаки;

- произвести ремонт аэродромных  машин и прицепных механизмов  и подготовить их к работе  в зимних условиях;

- составить план по  содержанию аэродрома на зимний  период;

- заготовить необходимые  строительные материалы для ремонта  летного поля в зимний период, а также сухой песок для  ликвидации скользкости.

    4.2. В районах с неустойчивыми отрицательными температурами воздуха, частыми оттепелями, аэродромы, имеющие ИВПП, следует содержать методом очистки от снега, а в районах с устойчивыми отрицательными температурами воздуха - методом уплотнения снега.

     4.3. Для обеспечения готовности аэродрома к полетам в зимний период необходимо выполнять следующие требования:

- ИВПП, РД, МС и перрон  полностью очищать от снега  и льда;

- КПБ очищать от снега  на половину их длины с каждой  стороны;

- БПБ очищать от снега  на ширину 25 м с каждой стороны,  а далее устраивать сопряжения  из снега с уклоном 1/10;

- обочины РД, МС и перрона  очищать от снега на ширину 10 м с устройством сопряжения  из снега с уклоном 1/10.

     4.4. На очищаемых КПБ, БПБ и обочинах РД, МС и перрона допускается слой уплотненного снега толщиной до 8 см и слой свежевыпавшего снега до 10 см.

    4.5. Очистка ИВПП от снега должна производиться методом патрулирования плужно-щеточными снегоочистителями с начала снегопада и закончиться через час после его прекращения на всю ширину ИВПП. Работа плужно-щеточных снегоочистителей должна быть организована таким образом, чтобы они последовательно один за другим двигались от оси ИВПП к обочинам с перекрытием предыдущего следа на 0,3-0,4 м. Минимальное расстояние между движущимися машинами должно быть не менее 30-35 м. Снег, собранный в валы, немедленно удаляется роторными снегоочистителями за пределы очищаемых полос или разравнивается на прилегающей грунтовой части аэродрома.

     4.6. Взлет и посадка самолетов допускается при наличии на ИВПП сухого свежевыпавшего снега толщиной не более 5 см, слякоти 12 мм и воды 10 мм.

     4.7. ИВПП под слоем уплотненного снега подготавливают и содержат на длину ИВПП, увеличенную с каждой стороны на половину КПБ, и ширину 60 м, состоящую из ширины ИВПП и двух равных частей МБ. Толщина уплотненного слоя снега должна быть в пределах 6-8 см. Сопряжения из неуплотненного снега устраиваются с уклоном 1/10. Требования к прочности уплотненного снежного покрова на ИВПП для различных типов самолетов принимаются такие же, как и для грунтовых аэродромов, содержащихся методом уплотнения снега.

    4.8. При содержании ИВПП под слоем уплотненного снега первый слой создается уплотнением снега пневморезиновыми или резино-бетонными катками с последующим заглаживанием гладилками. Последующие уплотнения снега на ИВПП производят, по той же технологии, что и на ГВПП. После создания слоя уплотненного снега толщиной 6-8 см дальнейшее содержание ИВПП производится путем очистки от снега.

     4.9. По мере эксплуатации снег на ИВПП под воздействием колес и воздушных струй от двигателей самолетов разрушается и выдувается. Для восстановления слоя уплотненного снега на таких участках необходимо вместо очистки производить уплотнение снега.

     4.10. За две-три недели до наступления положительных температур воздуха слой уплотненного снега должен быть удален с покрытий ИВПП. Срезку уплотненного снега производят слоями толщиной 1-2 см с помощью автогрейдера. Срезанный и собранный в вал снег удаляется за пределы ИВПП.

     Очистка ИВПП от уплотненного снега продолжается до тех пор, пока покрытие не будет очищено полностью.

 

Грунтовые аэродромы

 

     4.12. Эксплуатация самолетов на грунтовых аэродромах в зимнее время допускается при установившихся отрицательных температурах воздуха и промерзании верхних слоев грунта для самолетов Ан-2, M-15 и Л-410 на глубину 5-6 см. При меньшей глубине примерзания необходимо определять прочности, грунта (приложение 1) под слоем мерзлого грунта. Если прочность грунта удовлетворяет требованиям для конкретного типа самолета, то разрешается его эксплуатация и при меньшей глубине промерзания грунта.

     4.13. Грунтовые аэродромы независимо от климатических условий и района расположения содержатся методом уплотнения снега.

     4.14. Эксплуатационное состояние грунтового аэродрома в зимний период характеризуется прочностью уплотненного снега. Для каждого типа самолета устанавливается своя эксплуатационная и минимально допустимая прочность уплотненного снега.

     4.15. При эксплуатационной прочности уплотненного снежного покрова разрешаются регулярные полеты самолетов, при этом глубина колеи от колес самолета не должна превышать 2 см.

     При минимально допустимой прочности разрешаются разовые полеты самолетов, при этом глубина колеи от колес самолетов не должна превышать 6 см.

     4.16. Прочность уплотненного снежного покрова для самолетов Ан-2, М-15, Л-410М следующая:

- для регулярных полетов  (эксплуатационная прочность) 392,4 кПа  (4 кгс/см2);

- для разовых полетов  (минимальная прочность) 294,3 кПа (3 кгс/см2).

     Для вертолетов всех типов прочность уплотненного снежного покрова должна быть не менее 294,3 кПа (3 кгс/см2).

     4.17. Прочность уплотненного снежного покрова определяется перед началом полетов, после каждого уплотнения снега и при повышении температуры. Определение прочности уплотненного снежного покрова приведено в приложении 2.

     4.18. Уплотнение свежевыпавшего снега производится при толщине снега 5 см и продолжается до прекращения снегопада. Для увеличения прочности уплотненного снега укатка летной полосы должна производиться и при повышении температуры воздуха независимо от снегопада.

Информация о работе Содержание аэродрома в зимний период