Система исполнительной власти в Сирии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

В рамках данной работы, считаю необходимым изучить систему исполнительной власти в Сирии, что определяет цель исследования.
Задачи направлены на рассмотрение:
исполнительной власти в Сирии по Конституции 1973 года;
изменений в системе исполнительной власти в Конституции 2012 года.

Содержание работы

Введение 3
1. Исполнительная власть в Сирии по Конституции 1973 года 4
1.1. Президент Сирийской Арабской республики 5
1.2. Правительство Сирийской Арабской республики 7
1.3. Органы исполнительной власти на местах 9
2. Изменения в системе исполнительной власти в Конституции 2012 года 9
Заключение 12
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ –  ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

Кафедра политических наук и технологий

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине:   Политология

Тема: Система исполнительной власти в Сирии

 

 

 

                                                                        Выполнил     

Смоленская А.С.___________

                                                               (Ф.и.о. студента)

                                                                __10306___________________

                                                                 (№ группы)

 

Проверил

профессор кафедры, к.и.н.,доцент

(звание, должность преподавателя)

                                                            Малышев А.Ю_________________

Новосибирск 2012г.

 

 

Содержание

 

Введение

26 февраля в Сирии был проведен всенародный референдум по принятию новой конституции, которая должна сменить предыдущую, принятую в 1973 году. Конституция 1973 года также была принята в результате всенародного референдума и ознаменовала собой новый этап в истории постколониальной Сирии.  Начавшиеся в 1970 году «исправительное движение» и период стабилизации в стране были закреплены данной Конституцией – основным законом государства, провозгласившим Сирию «суверенным социалистическим народно-демократическим государством». 1 Как Конституция 1973 года, так и новая Конституция, одобренная почти 90% голосов пришедших на выборы сирийцев, должны определить основные положения, по которым существует Сирийское государство – общие принципы и положения, права человека, государственное устройство, экономическую деятельность.

Новая Конституция установила целый  ряд изменений в политическом режиме, государственном устройстве Сирии, что должно сделать ее более демократическим и современным государством, соответствующим современным принципам справедливого и правового государства, что особенно важно в условиях острейшего политического кризиса, разразившегося на Ближнем Востоке в целом, и в Сирии, в частности.

В рамках данной работы, считаю необходимым изучить систему исполнительной власти в Сирии, что определяет цель исследования.

Задачи направлены на рассмотрение:

  • исполнительной власти в Сирии по Конституции 1973 года;
  • изменений в системе исполнительной власти в Конституции 2012 года.  

1. Исполнительная власть в Сирии по Конституции 1973 года

Конституция 1973 года, несмотря на то, что это была Конституция административно  – командного авторитарного государства, закрепляла, пусть и формально, принцип разделения властей, который можно представить следующим образом (рис.1):

Рис.1. Принцип разделения властей  по Конституции 1973 года

Исполнительная власть  в системе  разделения властей должна представлять собой самостоятельную  и независимую ветвь государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов государства в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение Конституции и законов. Реализуя содержание  законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.

Устройство и функционирование системы исполнительной власти Сирии изложено во второй главе второго раздела Конституции, в котором высшим органом исполнительной и административной власти назван кабинет министров. В этом разделе говорится также о полномочиях президента республики, а также о местных органах исполнительной власти.

Вопрос о том, является ли президент  республики представителем исполнительной власти,  является спорным. Многие считают, что президент, являясь главой республики, особенно если речь идет о президентских  республиках, к которым можно отнести и Сирию, представляет собой особую ветвь власти – «гаранта конституции» и некоего арбитра, регулирующего взаимодействие всех ветвей власти, а также представляющего государство на внешнеполитической арене. Но с учетом того, что в сирийской Конституции президент отнесен к исполнительной ветви власти, а также то, что указанный выше подход противоречит принципу разделения властей, необходимо рассмотреть и специфику института президентства  в Сирии, как одной из составляющих органов исполнительной власти республики.

    1. Президент Сирийской Арабской республики

 Вопросы, связанные с постом президента, освещены в статьях 83- 1142.  

Во - первых, согласно Сирийской Конституции  Президентом Республики может быть только араб, граждан Сирии, достигший 40 лет.

Согласно статье 84 кандидатура  президента выдвигалась Партией арабского социалистического возрождения и выносилась на всенародный референдум, данная статья также гласит, что избранным президентом Республики считается кандидат, получивший а6солютное большинство, в противном случае должны быть проведены новые выборы. Срок президентства в Сирии – 7 лет ( ст.85), существует также пост вице-президента, который может исполнять полномочия президента при невозможности их исполнения избранным президентом (Ст.86). Президент республики является лицом неприкосновенным, о чем в статье 91 говорится следующим образом: «Президент Республики не может быть привлечен к ответственности за действия, непосредственно вытекающие из его полномочий, за исключением случаев обвинения в государственной измене». При этом обвинения в адрес президента, равно как и требование о его отставке,  могут быть приняты, только если они утверждены 2/3 Народного совета, представляющего собой законодательную власть.

Функции президента и его полномочия отражены в статьях 93 – 114

Конституция объявляет президента Сирийской республики своим гарантом, обеспечивающим нормальное функционирование государственных органов и защиту государства. Также сказано, что «Президент Республики осуществляет исполнительную власть от имени народа в пределах, установленных конституцией», разрабатывает направления общегосударственной политики, контролирует осуществление данной политики. Президентом назначаются или освобождаются от должности и вице – президенты, и министры с их заместителями, и глава кабинета министров.  Президент вправе созывать заседания кабинета министров и потребовать о них отчета о работе своего ведомства. Законы в стране утверждаются президентом после одобрения их Народным Советом, однако он может и наложить на них «вето», которое, впрочем, может быть преодолено 2/3 голосов Народного Совета.

Конституция 1973 года наделяла президента достаточно широким кругом полномочий: он издает указы, декреты, решения и  постановления; являясь верховным главнокомандующим, он решает вопросы внешней политики – может объявлять войну, мобилизацию, заключать мир, подписывать международные договоры, назначать глав дипмиссий; он может вводить и отменять чрезвычайное положение, обладает правом на помилование и амнистию; назначает и снимает высших должностных лиц, как гражданских, так и военных; он также может инициировать проведение референдума и создавать специальные комитеты и организации.

Особого внимания заслуживают статьи, регулирующие взаимоотношения президента и законодательной власти (107- 111). Президенту дается право роспуска Народного Совета, его созывов на чрезвычайные сессии, а также право осуществления законодательной власти в перерывах между сессиями Народного Совета.

С начала действия данной Конституции в Сирии действовало только 2 президента: Хафиз  аль – Асад и его сын Башар аль – Асад ( с небольшим  перерывом с 10 июня по 17 июля, когда обязанности президента выполнял вице - президент Абдель Халим Хаддам3.

    1. Правительство Сирийской Арабской республики

Структуру и полномочия правительства  определяют статьи 115-1284.

Правительство Республики представлено  Кабинетом  министров, состоящим из председателя, его заместителей и министров и контролирующим исполнение законов и других нормативных актов, а также работу государственных учреждений и организаций. Деятельность министров контролируется председателем кабинета, а также президентом республики. Правительство также обязано в период формирования ознакомить Народный Совет с программой своей  деятельности, а также ежегодно  отчитываться перед Советом. Министры являются высшими должностными лицами, осуществляющими общую государственную политику в том, что непосредственно относится к ведению данного министерства. Министры не могут совмещать данную должность с любыми, в т.ч. и руководящими постами в частных компаниях, иметь другой оплачиваемы пост или должность, заниматься коммерческой или промышленной деятельностью, однако, им разрешено совмещение данной должности с членством в Народном Совете. Министры могут быть подвергнуты уголовной и гражданской ответственности.

Статья 127 определяет полномочия Кабинета министров:

  1. участие совместно с президентом в разработке общей политики государства и в ее осуществлении,
  2. направление, координация и  контроль за деятельностью  министров и всех государственных органов и учреждений,
  3. разработка проект государственного бюджета,
  4. осуществление  подготовки законопроектов,
  5. разработка планов развития, производства и эксплуатации национальных ресурсов, а также других планов экономического развития и увеличения национального дохода,
  6. заключение  соглашений о займах и их предоставлении в соответствии с конституцией,
  7. заключение соглашений и договоров в соответствии с 
    положениями настоящей конституции,
  8. контроль за осуществлением законов, защита государственной безопасности, защита гражданских прав и государственных интересов,
  9. принятие  административных и исполнительных решений в соответствии с законами и другими нормативными актами, осуществляет контроль за их исполнением.

Начиная с 1963 года пост главы правительства  всегда занимал представитель Партии арабского социалистического возрождения (БААС)5. В настоящее время правительство возглавляет Адель Сафар, ставший премьером нового кабинета. Указ  о создании правительства, возглавляемого Сафаром,  был подписан Башаром Асадом 14 апреля – через 16 дней после отставки старого кабинета министров, возглавляемого Мухаммедом Наджи аль-Отари 6. Отставка  прежнего кабинета была во многом вызвана массовыми беспорядками и акциями протеста оппозиции.

    1. Органы исполнительной власти на местах

О местных органах исполнительной власти в Конституции кратко говорится  в статьях 129-1307.

Исполнительную власть на местах осуществляют    Местные народные советы, которые  являются органами, «осуществляющими власть в административно территориальных единицах, установленных законом».

Конституция не определяет полномочий и структуры местных органов  исполнительной власти, в ней лишь говорится о том, что    « Закон определяет полномочия местных народных советов, способ их избрания, состав, права и обязанности их членов и другие вопросы».

2. Изменения в системе исполнительной власти в Конституции 2012 года

В феврале 2012 года была принята новая Конституция, которая вносит некоторые изменения в систему государственной, в т.ч. и исполнительной власти в Сирии.

В новой  Конституции совсем не упоминается Партия арабского социалистического возрождения (БААС). Срок  президентства остается  по-прежнему семилетним, однако теперь он не может занимать этот  пост более двух сроков подряд. Конституцией оговаривается, что кандидат на должность президента должен быть «женат на гражданке Сирии и проживать в Сирии не менее 10 лет». Если ранее кандидатура президента выдвигалась  правящей партией, то теперь кандидат на пост президента, может быть выдвинут 25% состава парламента. При этом выборы не могут быть назначены до тех пор, пока не будет выдвинуто два или более кандидатов на этот пост8.

Конституция по-прежнему предоставляет  президенту значительные полномочия, а именно:

Статья 95 оставляет за президентом  право назначать премьер-министра и министров и освобождать  их от занимаемой должности. Президент  может созвать заседание кабинета министров под своим председательством  и потребовать отчета от министров, которые несут ответственность перед главой государства. Остается и статья 91, в соответствии с которой президент Республики не может быть привлечен к ответственности «за действия, непосредственно вытекающие из его полномочий, за исключением случаев обвинения в государственной измене». Петиция с предъявлением обвинения президенту, как и в прежней Конституции, должна быть подписана не менее 1/3 депутатов Народного совета, а решение об отрешении Президента от должности принимается Народным советом путем открытого голосования большинством в 2/3 голосов на специальной закрытой сессии совета. Последующее судебное преследование Президента может осуществляться только Верховным конституционным судом.

Информация о работе Система исполнительной власти в Сирии