Сергей Королев - биография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:05, реферат

Описание работы

С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире ( Украина) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929). Ему было около трёх лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке и дедушке. В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году — пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна, и отчим — Георгий Михайлович Баланин.

Файлы: 1 файл

Сергей Королев.docx

— 23.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Сергей Королев - биография

 

С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире ( Украина) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929). Ему было около трёх лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке и дедушке.

 

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году —  пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария  Николаевна, и отчим — Георгий  Михайлович Баланин.

 

В гимназии учился недолго  — её закрыли, потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее  получал образование дома — его  мать и отчим были учителями, а  отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование.

 

Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями  и неукротимой тягой к новой  тогда авиационной технике. В 1922-24 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках  и на разных курсах.

 

В 1921 познакомился с лётчиками  Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

 

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю  авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие  инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в  Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

 

За время учёбы в  МВТУ С. П. Королёв уже получил  известность как молодой способный  авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные  летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт  СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, —  показали незаурядные способности  Королёва как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полёты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД)[2]: В апреле 1932 года она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

 

17 августа 1933 года состоялся  первый удачный пуск ракеты  ГИРД. В 1936 году С. П. Королёву  удалось довести до испытаний  крылатые ракеты: зенитную—217 с пороховым  ракетным двигателем и дальнобойную—212 с жидкостным ракетным двигателем.

 

Арест и работа в закрытых КБ

 

Арестован 27 июня 1938 года. Приговорён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 г., обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 г. срок сокращён до 8 лет ИТЛ, освобождён в 1944 г. Полностью реабилитирован 18 апреля 1957 г.

 

Год провёл в Бутырской  тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсти (также получил сотрясение мозга). 21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах». 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага. В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично и направлен на новое место заключения — в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

 

Арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королёва пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлёпнут без некролога…»

 

Разработка баллистических ракет

 

Говоря о конструировании  советских ракет, последовавших  за Р-1, трудно разграничить временные  периоды по их созданию. Так Королёв  об Р-2 задумывается ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывается им ещё до сдачи  Р-2, а ещё раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой  Р-11, и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

 

В августе 1946 года С. П. Королёв  начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным  конструктором баллистических ракет  дальнего действия и начальником  отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

 

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым  как главным конструктором и  всеми организациями, занимающимися  ракетным вооружением, было создание аналога  ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление  о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км. В 1948 году С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские  испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно  сдаёт её на вооружение.

 

В течение одного только 1954 года Королев одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает  работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную  и ответственную работу над ракетой  Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и  её морскому варианту Р-11ФМ, и всё  более ясные черты приобретает  межконтинентальная Р-7.

 

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная  стратегическая ракета, ставшая основой  ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы  первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых  и важных направлениях развития ракетного  вооружения.

 

В 1960 году на вооружение поступила  первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это  тоже была победа С. П. Королёва и его  сотрудников.

 

Первый искусственный  спутник Земли

 

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в  правительство с предложением о  выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту  инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало  самостоятельной организацией, главным  конструктором и директором которой  назначен С. П. Королёв.

 

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв  разработал на базе боевой ракеты семейство  совершенных трёхступенчатых и  четырёхступенчатых носителей.

 

4 октября 1957 года был  запущен на околоземную орбиту  первый в истории человечества  ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий  успех и создал Советскому  Союзу высокий международный  авторитет.

 

«Он был мал, этот самый  первый искусственный спутник нашей  старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди  всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества». — сказал позже С. П. Королёв.

 

Другие спутники и запуск космических аппаратов  на Луну

 

Параллельно с бурным развитием  пилотируемой космонавтики ведутся  работы над спутниками научного, народнохозяйственного  и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся  в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются  три автоматических космических  аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела  Советского Союза, третий с целью  фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв  начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6)

 

Человек в космосе

 

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв  снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический  корабль «Восток-1», он реализует  первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года — изучается возможность полёта в космос женщины. За ними — с 12 по 13 октября 1964 года — в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

 

Проект орбитальной  станции

 

Продолжая развивать программу  пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать  свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

 

Лунный проект

 

Ещё в середине 50-х годов  Королёв вынашивал идеи запуска  человека на Луну. Соответствующая  космическая программа разрабатывалась  при поддержке Н. С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королев не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС — Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв. После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилось с помощью беспилотных космических кораблей.

 

История болезни  и смерть

 

Официальная версия 
 
Официальное медицинское заключение было опубликовано 16 января 1966 года. Правда. 1966. № 16 (17333).

 

«Медицинское заключение о болезни и причине смерти товарища Королева Сергея Павловича.»

 

Тов. С. П. Королев был болен  саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический  кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема легких и нарушение обмена веществ. С. П. Королеву была произведена  операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королева наступила  от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).

 

Министр здравоохранения  СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский; действительный член АМН СССР, профессор А. А. Вишневский; заведующий хирургическим отделением больницы, доцент, кандидат медицинских  наук Д. Ф. Благовидов; член-корреспондент  АМН СССР, профессор А. И. Струков; начальник Четвертого главного управления при Минздраве СССР, заслуженный  деятель науки, профессор A.M. Марков.[6] 
 
 
 
Подробности из мемуаров 
 
Оперировал Сергея Павловича, министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский, а ассистировал Петровскому - заведующий хирургическим отделением, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов. 
 
Остановить кровотечение, удалив полипы, не удалось. Приняли решение о вскрытии брюшной полости. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили опухоль величиной с кулак. Это была саркома - злокачественная опухоль. Петровский принял решение удалить саркому. При этом произвели удаление части прямой кишки. Предстояло вывести оставшуюся часть через брюшину. 
 
В связи с травмой полученной в ссылке (следователь ударил Сергея Павловича графином по скуле), ему не могли ввести дыхательную трубку в горло.

 

Похороны 
 
Гроб с телом покойного С. П. Королева был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера. 
 
Похороны состоялись на Красной площади 18 января в 13 часов.

 

Вклад

 

С. П. Королёв был генератором  многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической  техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно  только удивляться многогранности таланта  Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная  смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. После  смерти 14 февраля 1966 года урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской  стене на Красной площади в  Москве.

Информация о работе Сергей Королев - биография