Российское гражданство: правовое регулирование на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Наибольшую часть населения любой страны составляют его граждане. Некоторая часть населения – иностранцы, т.е. граждане других государств, постоянно или временно проживающие в России. Другая часть - лица без гражданства, т.е. не имеющие гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным гражданством – граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1.Понятие гражданства, развитие его принципов в российском законодательстве………………………………………………………………6
2.Характеристика оснований приобретения и прекращения российского гражданства……………………………………………………………………14
3. Порядок приобретения и прекращения российского гражданства…18
Заключение………………………………………………………………..24
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конституционное право Контрольная.docx

— 52.07 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИИМАТЕЛЬСТВА

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теме: «Российское гражданство: правовое регулирование на современном этапе»

дисциплина: Конституционное  право России

 

 

 

 

                      Выполнила: Гурова А.Н.

Студентка 2 курса 

 гр.44 (ЮЗб 12-16)

Проверил: Мечиков В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год, Тула

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

1.Понятие гражданства, развитие его принципов в российском законодательстве………………………………………………………………6

2.Характеристика оснований приобретения и прекращения российского гражданства……………………………………………………………………14

3. Порядок приобретения и прекращения российского гражданства…18

Заключение………………………………………………………………..24

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наибольшую часть населения  любой страны составляют его граждане. Некоторая часть населения – иностранцы, т.е. граждане других государств, постоянно или временно проживающие в России. Другая часть - лица без гражданства, т.е. не имеющие гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным гражданством – граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.  
       Все эти лица обладают определенными правами, несут определенные обязанности, вступают в различные правоотношения (например, в связи с наследованием, участием или неучастием в выборах и т.д.). Эти права, обязанности, правоотношения могут быть одинаковыми для всех (например, при многих сделках купли-продажи или в связи с обязанностью платить налоги). Но многие права, обязанности, правоотношения могут быть, напротив, различными в зависимости от правового статуса личности.  
      Такие различия зависят прежде всего от того, является или нет данная личность гражданином государства. Для того чтобы выявить эти различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством проживания, необходимо обратиться к понятию гражданства. 

В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государствам, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство — это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение ею в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства [1].

Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной  службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. В большинстве государств именно на интересы граждан сориентированы социальные и экономические программы правительства, законодательство в области труда и социального обеспечения. С точки зрения международного права только граждане страны могут рассчитывать на правовую защиту в качестве представителей национальных или этнических меньшинств.  
     Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека- Государство ждет от своих граждан особой лояльности. В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

В этой связи очевидно, что  одним из первых законов, принятых Россией  после провозглашения ею независимости  в 1991 году, был закон о гражданстве [2]. Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства по отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Поэтому законом им была предоставлена возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке. С февраля 1992 г. по 1 января 1996 г. российское гражданство приняли почти 600 тысяч человек, в том числе на Украине—14, в Азербайджане—18, в Эстонии—80, в Латвии—52 тысячи, в Казахстане и Узбекистане — соответственно 115 и 160 тысяч [3].

Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического  кризиса. Через десять лет такие  условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые  хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом  плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, Аджария, Южная Осетия) много лет заявляются о своем желании войти в  состав России.  
      Нестабильная политическая обстановка в мире, усиление террористической угрозы и другие факторы привели к тому, что в конце 90-х годов ХХ века, пользуясь довольно простым порядком принятия гражданства, стало очевидной необходимость принятия нового закона, который бы ужесточил порядок принятия гражданства. Такой закон был принят 31 мая 2002 года [4]. Сразу же после его принятия стало очевидно, что по отношению к бывшим гражданам СССР закон слишком осложнил порядок принятия гражданства.  
      В этой связи в президентском послании 2003 г. говорилось, что «в настоящее время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации... Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в Российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране... Принятые в прошлом (2002) году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей... Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей. Особенно - для жителей Содружества Независимых Государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга. С кем говорим на одном языке. Это люди нашей с вами общей российской культуры»[5].

В результате 11 ноября 2003 года в этот закон были внесены изменения, который коснулись, в первую очередь  порядка принятия гражданства в  упрощенном порядке[6].  
Таким образом, в течение 2002-2003 года в России было сформировано новое законодательство, регулирующее основные положения института гражданства. Это ставит актуальной проблему конституционно-правового анализа этого института в связи с отмеченными изменениями законодательства. 

1.  Понятие гражданства,  развитие его принципов в российском  законодательстве.

Понятие гражданства сформулировано в статье 3 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Оно определяется какустойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство обеспечивает личности, которая его имеет защиту существующие права и свободы.  Как правило, большая часть населения каждой страны автоматически приобретает гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем, на территории земного шара постоянно имеют место определенные миграционные потоки – перемещения больших групп людей из одной страны в другую, связанные с ростом международных экономических связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и войнами. Такие передвижения -  индивидуальные и групповые, весьма распространенные в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно  порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. 

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагает наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют  права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства  политических, многих социально – экономических прав и свобод.[7] 
      Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству).

 Е.И. Колюшин считает, что понятие «российское гражданство» имеет триединое смысловое значение: взаимоотношение гражданина с РФ, конституционное право гражданина РФ, составляющая конституционного строя РФ. Ученый не разделяет существующую характеристику гражданства только как совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, поскольку такая «перечислительная» трактовка (это – можно, это – должно, это – нельзя)  принижает правовой статус гражданина как личности.

Обосновывая триединое смысловое  значение термина «российское гражданство», Е.И. Колюшин отмечает, что гражданин  России беспрепятственно пользуется законодательно предоставленными ему правами и  свободами, одновременно находясь под  защитой государства, как на территории РФ, так и за ее пределами.[8] 
     Основной составляющей правовой связи лица с Российской Федерацией является необходимость постоянного проживания на территории страны. Подтверждением такого утверждения является наличие условия постоянного проживания в правовых нормах, определяющих статус «российское гражданство». Автор считает, что постоянное проживание на территории государства должно являться основой всех известных определений гражданства.

Н.В. Витрук считает гражданство  совокупностью объективных и  субъективных прав, определяя первую составляющую гражданства как институт права и законодательства, а вторую составляющую – как законодательно установленную процедуру по определению  принадлежности лица к определенному  государству. 
       Высказывая свое мнение, автор выделяет самостоятельность признания государством факта принадлежности лица к нему и последующее возникновение обязанности государства по защите такой принадлежности. Н.В. Витрук не согласен с теоретиками юриспруденции, которые представляют гражданство как систему взаимосвязанных прав и обязанностей государства и лица. 
    «Гражданство, - указывает он, - отлично от правового статуса личности и других правовых последствий, предпосылкой которых выступает. Однако самостоятельность указанных явлений нельзя преувеличивать. Это – самостоятельность неразрывно связанных явлений. Именно в органической связи гражданства и правового статуса личности кроется причина того, что многие ученые раскрывают содержание гражданства через систему прав, свобод и обязанностей личности, обладающей этим гражданством. По нашему мнению, с гражданством прямо и непосредственно связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция, включающая юридическую ответственность лица перед государством и юридическую защиту со стороны последнего. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушения, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является».[9] 
      Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.  
      Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.  
      Гражданство каждого индивидуального человека юридически оформляется документами. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.[10]

Развитие принципов  гражданства в Российской Федерации.

Провозглашая приоритет  и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших  основ конституционного строя (ст. 2), Конституция в той же гл. 1 устанавливает  и основополагающие нормы о гражданстве  Российской Федерации (ст. 6). Это обусловлено  тем, что гражданство - первичный  элемент конституционно-правового  статуса личности, определяющего  ее взаимоотношения с государством.  
       Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации, а пункт «а» ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ.            Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются законом о гражданстве 2002 г.. Определенный в Законе механизм его реализации конкретизирован в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации; Инструкции по рассмотрению заявлений в органах внутренних дел Российской Федерации об изменении гражданства . Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например конституциях республик, Семейном кодексе, а также в международных договора России. 

 

Закон о гражданстве 2002 года установил следующие принципы гражданства:  
        1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 

2. Гражданство Российской  Федерации является единым и  равным независимо от оснований  его приобретения.

       3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. 

4. Гражданин Российской  Федерации не может быть лишен  гражданства Российской Федерации  или права изменить его. 

5. Гражданин Российской  Федерации не может быть выслан  за пределы Российской Федерации  или выдан иностранному государству.  

6. Российская Федерация  поощряет приобретение гражданства  Российской Федерации лицами  без гражданства, проживающими  на территории Российской Федерации. 

7. Наличие у лица гражданства  Российской Федерации либо факт  наличия у лица в прошлом  гражданства СССР определяется  на основании законодательных  актов Российской Федерации, РСФСР  или СССР, международных договоров  Российской Федерации, РСФСР или  СССР, действовавших на день наступления  обстоятельств, с которыми связывается  наличие у лица соответствующего  гражданства. 

Информация о работе Российское гражданство: правовое регулирование на современном этапе