Роль политической идеологии и мифологии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:50, реферат

Описание работы

Современная наука под идеологией понимает утверждения относительно ценностей и фактов, актуальные для конкретной социальной группы, индивида и выражающие ее интересы. Идеология выражает интересы крупных групп населения. Это не знание об идеях, а системы идей. Можно сказать, что политические идеологии являются мотивацией политического поведения и выступают в качестве мировоззренческой основы политики. Идеологии наделяют смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Определения идеологии…………………………………………………………4
Политическая идеология………………………………………………………..5
Политическая мифология……………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.59 Кб (Скачать файл)

           Для своей полноты данное представление требует наличия «гонителей». Возникает потребность в образе врага.

           Наиболее важное свойство образа врага – его таинственность, невидимость и непостижимость. Тайна – важнейшая характеристика образа врага. Тайному врагу намного легче приписать силу, могущество и ум, нежели врагу персонифицированному. Без тайны не возможна политическая мифология. Не менее существенно приписывание врагу хитроумия, происков. Еще одно свойство образа врага – вездесущность. Враг «подслушивает, подзуживает, подсматривается и подкапывается». Следующее свойство – восприятие его как абсолютного зла.

           Вместо множества причин тяжелого положения страны правящим классом выдвигается одна единственная – злая воля врага. Если мир устроен так просто, то и способ его улучшения однозначен – достаточно поменять злую волю на добрую – и все будет в порядке.

           Политическая мифология дает, с одной стороны, возможность человеку почувствовать свою слабость и униженность, с другой – иллюзию освобождения от этого чувства путем активного действия.

           Следующий элемент структуры политического мифа – представление о том, сто мир (или страна) находится на краю пропасти. Представление о том, что «мир на краю пропасти» является мощным стимулом для начала активных действий, причем, действия должны быть сверхрешительными. Апокалиптическое сознание повышает субъективную значимость активных действий. Ведь человек начинает ощущать, что от него зависят судьбы мира.

           Вся структура политических мифов направлена на возбуждение людей. Политическая идеология, напичканная политическими мифами, не имеет больше шансов на овладение массами, нежели идеология с изложением конструктивной программы.

           В США, по мнению американского политолога Г. Шиллера, господство правящей элиты основано на пяти мифах: 1) миф об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; 2) миф о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти, СМИ; 3) миф о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству; 4) миф об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; 5) миф о плюрализме средств массовой информации, которые в действительности контролируются крупными рекламодателями и правительством.

           По мнению академика Г. Осипова, современному российскому обществу также насаждаются новые мифы. Назовем некоторые из них: миф о том, что все решит рынок, тогда как безудержная стихия рынка, не подкрепленная соответствующими изменениями в хозяйственном механизме и его правовом регулировании, ведет к дезорганизации производства; миф о приватизации как средстве создания изобилия, которой якобы нет альтернативы в преодолении застоя и упадка в хозяйстве; миф об «антиреформаторах» или противниках реформ, которые якобы против реформ России, в то время как критики принятого курса реформирования выступают за более радикальный курс (новый курс )реформирования, основным индикатором которого является человек, его моральное и материальное благополучие.; миф об угрозе коммунизма, который используется как средство запугивания обывателя, как средство борьбы с оппозицией; миф о будущем, что требуется еще немного потерпеть, а там «с окончательной победой капитализма» будут нормальные, цивилизованные условия жизни, другими словами, тем самым скрываются от российского общества истинные причины нынешнего катастрофического положения, что, в свою очередь, способствует распространению опасной социальной болезни и вширь, и вглубь; миф о том, что Запад нам поможет.

 

Заключение

           В обществе идеологии могут  играть различную роль – и  отрицательную, и положительную,  укореняясь в массовой психологии  и закрепляясь в нормах и  традициях политической жизни.  Они могут тормозить назревшие  социальные проблемы, искусственно  поддерживать классовые, национальные, религиозные и другие конфликты.  Особенно это характерно для  политических систем, не допускающих  плюрализма идеологий, их свободного  соревнования за влияние на  общественное сознание. Но и в  развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна. И все же многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, которое находит свое выражение и теоретическое обоснование в различных идеологиях, конституируют идеологии как необходимый компонент современного общества. Конструктивная роль идеологий определяется их базированием на общечеловеческих ценностях и национальных интересах.

           Особенности мифологизации политической сферы в период современных преобразований общества связаны со специфическими механизмами распространения мифов посредством ритуалов, обрядов, языка. В современной ситуации взаимодействие различных социальных групп нередко перемещается из реальной политической жизни в виртуальное пространство, чему активно способствуют новые информационные и политические технологии. Виртуальность позволяет политическим мифам охватывать практически все общество.

 

Список литературы

  1. Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. - М., 1999.
  2. Кряквина Е.А. Политические мифы в структурации политического пространства //Социология власти . -2009.
  3. Матц У. «Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна» // Полис.– 1992
  4. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. - Ростов-на-Дону, 1997.
  5. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. - М., 2001.
  6. Прибыткова Е. А.Политические мифы.//Личность; Общество; Государство. - СПб. , 2008.

 

 


Информация о работе Роль политической идеологии и мифологии в современном мире