Предмет права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Понятие о предмете права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права изучено давно и достаточно глубоко. Основоположником советского права социального обеспечения признается В.С. Андреев. В 60-х годах он предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют определенным критериям. Если конкретное отношение не соответствует указанным Андреевым критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Названные признаки характеризовали ядро предмета права социального обеспечения – материальные отношения. К предмету права социального обеспечения кроме материальных отношений Андреев относил и процессуальные отношения.

Содержание работы

Предмет права социального обеспечения_____________________________2стр.
Понятие и виды пенсий по случаю потери кормильца__________________4стр.
Решение задачи _________________________________________________8стр.
Список используемой литературы __________________________________9стр.
Схема « Предмет права социального обеспечения» ___________________10стр.

Файлы: 1 файл

ПСО.docx

— 86.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Предмет права социального обеспечения_____________________________2стр.
  2. Понятие и виды пенсий по случаю потери кормильца__________________4стр.
  3. Решение задачи  _________________________________________________8стр.
  4. Список используемой литературы __________________________________9стр.
  5. Схема « Предмет права социального обеспечения» ___________________10стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ на вопрос №1

 

Понятие о предмете права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права изучено давно и достаточно глубоко. Основоположником советского права социального обеспечения признается В.С. Андреев. В 60-х годах он предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют определенным критериям. Если конкретное отношение не соответствует указанным Андреевым критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Названные признаки характеризовали ядро предмета права социального обеспечения – материальные отношения. К предмету права социального обеспечения кроме материальных отношений Андреев относил и процессуальные отношения.

В самостоятельную  отрасль право социального обеспечения выделилось в конце 60-х – начале 70-х годов XX в., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

Существует  множество определений права  социального обеспечения и как одно из них это – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств федерального, местных бюджетов лиц, достигших пенсионного возраста, инвалидов, безработных, семей с детьми и других социально слабых групп населения, по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках базовых программ обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию в пределах государственных стандартов. Указанные, а также некоторые другие отношения, образуют предмет самостоятельной отрасли права – права социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения. В настоящее время в предмет права социального обеспечения включаются следующие группы общественных отношений (смотреть схему):

1) отношения  по социальному обеспечению граждан  в денежной форме (пенсии, пособия,  компенсационные выплаты);

2) отношения  по предоставлению различных  социальных услуг (медицинское  обслуживание, социальное обслуживание  инвалидов, престарелых и иных  категорий людей и т.д.);

3) процедурные  и процессуальные отношения, связанные  с установлением юридических  фактов, а также реализацией и  защитой права на тот или  иной вид социального обеспечения  (они обычно предшествуют материальным  отношениям).

Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева в группах общественных отношений выделяют материальные отношения, также отношения по правоприменительной деятельности, содержанием которых является установление юридических фактов и вынесение решений по вопросам социального обеспечения (процедурные отношения). Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А., Тучкова Э.Г. не включают в предмет права социального обеспечения процессуальные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ на вопрос №2

 

Пенсия по случаю потери кормильца  представляет собой социальные выплаты  членам семей умершего кормильца, направленные на компенсацию заработка или  иных видов доходов, за счет которых  умерший кормилец содержал нетрудоспособных членов своей семьи.

В соответствии со ст. 9 Закона N 173-ФЗ право  на получение пенсии по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, которые  при его жизни находились у  него на иждивении. А также в некоторых  случаях иные члены семьи, занятые  уходом за детьми, братьями или сестрами умершего кормильца. Таким образом, законодательство устанавливает три  основных условия назначения пенсии по случаю потери кормильца:

1) наличие родственных отношений  - пенсия назначается только членам  семьи;

2) нетрудоспособность члена семьи;

3) нахождение на иждивении у  умершего.

Необходимо отметить, что потерей  кормильца в соответствии с законодательством  признается не только смерть кормильца, но и признание его умершим  в установленном законом порядке  вследствие безвестного отсутствия в течение пяти лет или более.

В соответствии со ст. 45 ГК РФ гражданин  объявляется умершим по решению  суда, если о нем нет никаких  сведений в течение пяти лет или  по истечении шести месяцев, если он пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью, либо при обстоятельствах, дающих основания предполагать его  гибель. Если лицо объявляется умершим  по решению суда, то днем его смерти считается день вынесения соответствующего судебного решения.

Основаниями для государственной  регистрации факта смерти являются:

1) соответствующий документ в  установленной законодательством  форме, выданный медицинской организацией  или частнопрактикующим врачом;

2) решение суда о признании  гражданина умершим, которое может  быть принято судом, если гражданин  безвестно отсутствует в течение  пяти лет или более;

3) документ, выданный компетентными  органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного  и впоследствии реабилитированного  на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".

Законодателем изначально обозначен  круг лиц, подлежащих обязательному  пенсионному страхованию в связи  с потерей кормильца. Эти лица должны одновременно относиться к членам семьи умершего застрахованного  лица, находиться в нетрудоспособном состоянии и по общему правилу  состоять на его иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи  являются в соответствии со ст. 9 ч. 2 Закона N 173-ФЗ:

1) дети, братья, сестры и внуки  умершего кормильца, не достигшие  возраста 18 лет, при этом братья, сестры и внуки умершего кормильца  имеют право на получение пенсии  по случаю потери кормильца  только в том случае, если у  них нет трудоспособных родителей;

2) дети, братья, сестры и внуки  умершего кормильца, обучающиеся  по очной форме в образовательных  учреждениях всех типов и видов  независимо от их организационно-правовой  формы, за исключением образовательных  учреждений дополнительного образования,  до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения  ими возраста 23 лет. Перечисленные  лица имеют право на получение  пенсии по случаю потери кормильца  только в том случае, если они  обучаются по очной форме обучения. Обучение в образовательных учреждениях  по вечерней либо заочной форме  обучения права на назначение  трудовой пенсии по случаю  потери кормильца не дает. Под образовательными учреждениями в данном случае понимаются: школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи, также учреждения высшего и среднего профессионального образования: технические училища, колледжи, институты, университеты, академии любых организационно-правовых форм, а именно государственные, муниципальные, частные, религиозные;

3) дети, братья, сестры и внуки  умершего кормильца старше 18 лет,  если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими  ограничение способности к трудовой  деятельности. При этом братья, сестры  и внуки умершего кормильца  признаются нетрудоспособными членами  семьи при условии, что они  не имеют трудоспособных родителей;

4) один из родителей, супруг, дедушка либо бабушка умершего  кормильца, независимо от возраста  и трудоспособности, а также брат, сестра или ребенок умершего  кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом  за детьми, братьями, сестрами или  внуками умершего кормильца, не  достигшими возраста 14 лет, и не  работают.

Право на получение пенсии по случаю потери кормильца на указанных основаниях предоставляется только одному члену  семьи умершего кормильца и только до достижения ребенком, уходом за которым  занят этот член семьи, возраста 14 лет. Такой член семьи теряет право  на получение пенсии по случаю потери кормильца, если он устраивается на работу.

Вместе с этим право на получение  пенсии по случаю потери кормильца  члены семьи, ухаживающие за его не достигшими 14-летнего возраста детьми, братьями, сестрами или внуками, имеют только в том случае, если они сами достигли возраста 18 лет. Не достигшим 18-летнего возраста членам семьи, даже если они заняты уходом, пенсия по случаю потери кормильца будет выплачиваться только по достижении ими совершеннолетия.

Такое же право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца  имеют лица, зарегистрированные в  службе занятости населения в  качестве безработных и осуществляющие уход за детьми, братьями, сестрами или  внуками умершего кормильца в  период получения пособия по безработице. Такое же право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца  имеют и женщины, находящиеся  в отпуске по уходу за ребенком.

Обусловлено это тем, что в этот период женщина фактически не работает и не получает заработной платы, она  имеет право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца  до того момента, когда отпуск по уходу  за ребенком закончится и она приступит  к исполнению своих трудовых обязанностей;

5) нетрудоспособными членами семьи,  имеющими право на трудовую  пенсию по случаю потери кормильца,  признаются: родители и супруг  умершего кормильца, если они  достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно  мужчины и женщины) либо являются  инвалидами, имеющими ограничение  способности к трудовой деятельности.

В данном случае закон не связывает  наличие права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца с наличием нетрудоспособности указанных лиц. Поэтому единственным условием для  назначения пенсии этим категориям лиц  является потеря кормильца. Что касается супруга умершего кормильца, то он сохраняет  право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и в том случае, если вступает в новый брак;

6) дедушка и бабушка умершего  кормильца, если они достигли  возраста 60 и 55 лет (соответственно  мужчины и женщины) либо являются  инвалидами, имеющими ограничение  способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации обязаны  их содержать. Данное положение основано на норме, предусмотренной ст. 95 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на трудоспособных внуков возлагается обязанность содержать нетрудоспособных дедушку и бабушку, если они не имеют возможности получать помощь от детей;

7) усыновители, усыновленные, пасынки,  падчерицы, отчим и мачеха приобретают  права на трудовую пенсию по  случаю потери кормильца наравне  соответственно с родителями  и детьми.

Пенсия по случаю потери кормильца  назначается каждому члену семьи, имеющему право на ее получение.

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

Трудовой стаж гражданки  Золотниковой складывался следующим образом: 9 лет - заведующая начальной сельской школой, 5 лет - заведующая сельской библиотекой, 12 лет - заведующая библиотекой в профессиональном училище.

Вопрос: Какой нормативный правовой акт (акты) регулирует Правила исчисления выслуги лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей? Каковы условия назначения этой пенсии? Может ли быть назначена ей досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

 

Решение задачи

 

  1. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 регулирует Правила исчисления выслуги лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей
  2. На данный момент Золотниковой не может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.к. в соответствие с ФЗ  №319-ФЗ от 30.12.2008года, этот подпункт утратил силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Издательство БЕК, 2001.  
2. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир.2001.  
3. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов // Под ред. Э. Г. Тучковой. М., 1997  
4. Федеральный закон "О трудовых пенсиях" N 173-ФЗ от 17.12.2001

5. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781

Информация о работе Предмет права социального обеспечения