Правовое регулирование перевозки груза воздушным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Развитие и становление экономики любого современного государства невозможно без точно функционирующей транспортной инфраструктуры. Эффективная, бесперебойная и прибыльная работа предприятий промышленности и торговли находится в прямой зависимости от регулярной деятельности транспортных организаций. В условиях нового типа российской экономики имеет место качественно иной подход к правовому регулированию транспортных отношений. Существует настоятельная необходимость в смене ряда норм о перевозках, принятых в период плановой системы хозяйствования, не рассчитанных на рыночные отношения и, следовательно, тормозящих развитие транспортных отношений.
Цель моей курсовой работы рассказать об организации перевозки груза на воздушном транспорте и правовом регулировании.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Источники правового регулирования воздушных перевозок.
1.1 Законодательство Российской Федерации как источник правового регулирования воздушных перевозок.
1.2. Международный договор как источник правового регулирования воздушных перевозок.

Глава 2. Гражданско-правовой договор в сфере воздушных перевозок.
2.1 Понятие и юридическая природа договора воздушной перевозки грузов
2.2 Содержание договора воздушной перевозки грузов
2.3 Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора воздушной перевозки.

Глава 3. Основные принципы организации грузовых перевозок
3.1 Организация грузовых перевозок
3.2 Грузы, принимаемые к воздушной перевозке
3.3 Перевозка грузов на особых условиях

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Организация перевозки груза на воздушном транспорте.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Отправителю предоставлен целый ряд прав, дающих ему возможность распоряжаться грузом в пути (ст. 12 Конвенций). Предъявив перевозчику экземпляр авиагрузовой накладной или квитанции на груз, отправитель может забрать груз в аэропорту отправления или назначения, задержать его в ходе перевозки в любом пункте посадки, потребовать выдачи новому получателю или возврата в аэропорт отправления. При этом отправитель обязан возместить все расходы, возникающие при осуществлении его права на распоряжение грузом. Если перевозчик выполняет указания отправителя, не требуя от него предъявления экземпляра перевозочного документа, перевозчик несет все риски, связанные с негативными для него последствиями несоблюдения указанного правила.

    При невозможности выполнить распоряжения отправителя перевозчик обязан немедленно уведомить его об этом. Право распоряжения грузом принадлежит отправителю до выдачи груза получателю. Однако это право возобновляется, если получатель отказывается принять груз либо с ним невозможно связаться. Эти положения Варшавской и Монреальской конвенций соответствуют п. п. 2 и 4 ст. 430 ГК РФ, согласно которым с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны уже не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица (в данном случае получателя). Когда же третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор снова может воспользоваться этим правом.
   Распоряжение грузом отправителем в пути не следует путать со свойством коносамента при морских перевозках как ценной бумаги, дающей ее владельцу возможность распоряжаться грузом как товаром (продавать, закладывать и т.п.). Как правило, перевозочные документы на воздушном транспорте не являются товарораспорядительными. Накладная не может быть передана по индоссаменту. Высокая скорость доставки груза лишает практического смысла существования авиагрузовой накладной со статусом ценной бумаги. [11]

   Важное практическое значение имеют правила о порядке выдачи груза в пункте назначения (ст. 13 Конвенций). Перевозчик обязан немедленно известить получателя о прибытии груза, если иное не оговорено соглашением. Получатель как третье лицо, в пользу которого заключен договор перевозки, вправе требовать выдачи прибывшего в его адрес груза только после уплаты всех причитающихся платежей и выполнения других условий договора перевозки. Груз считается утраченным, если перевозчик сам заявил об этом или груз не прибыл к месту назначения в течение семи дней со дня, установленного для его прибытия. В этих случаях "получатель вправе осуществить по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора перевозки" (п. 3 ст. 13 Конвенций).

    Отправитель и получатель могут осуществлять права, вытекающие из ст. ст. 12 и 13 Конвенций, каждый только от своего имени, независимо от того, действуют ли они в своих собственных интересах или в интересах третьего лица (ст. 14). Не имеет значения, являются ли отправитель и получатель собственниками, владельцами грузов или действуют в качестве агентов таковых. Ведь получателем, равно как и отправителем, груза может быть лицо, не обладающее вещными правами на груз, например экспедитор. В числе основных обязанностей экспедитора, вытекающих из положения ст. 801 ГК РФ, организация перевозки груза, заключение от имени клиента или от своего имени договоров перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза. Условием для осуществления этих прав отправителем и получателем является выполнение "обязательств, налагаемых договором перевозки". Имеется в виду прежде всего оплата стоимости перевозки. Кроме того, получатель в пункте назначения оплачивает дополнительные расходы перевозчика, возникшие в ходе перевозки (см. 3.3.3).

     Отступление от правил Варшавской и Монреальской конвенций о распоряжении грузом в пути, его выдаче в пункте назначения возможно, однако, только путем внесения соответствующих специальных оговорок в накладную или квитанцию на груз (п. 2 ст. 15 Конвенций).
Более подробно условия перевозки грузов регламентируются в правилах перевозок авиакомпаний, разрабатываемых на основе рекомендуемой практики ИАТА, Общими правилами перевозок. Правилами регулируются условия приема грузов к перевозке, их доставки и выдачи в пункте назначения. Правила перевозок определяют требования к принимаемому грузу, связанные с обязательным наличием разрешений на его вывоз и ввоз в соответствии с законами стран отправления, транзита и назначения, с допустимыми габаритами и массой груза, его упаковкой и маркировкой, безопасностью его транспортировки. Некоторые особые виды грузов (опасные, скоропортящиеся, животные и др.) принимаются к перевозке только на специальных условиях.

    Грузоотправитель вправе объявить ценность отправляемого груза. За объявление ценности взимается плата, установленная перевозчиком. Порядок перевозки груза с объявленной ценностью устанавливается перевозчиком (см. раздел 4.4.5).

      В целях безопасности перевозки и сохранности груза перевозчику предоставляются возможности по изменению расписания, сроков и маршрута перевозки, типа воздушного судна, передачи груза другому перевозчику и на другой вид транспорта, если это вызвано обстоятельствами, не зависящими от перевозчика.

      По прибытии в пункт назначения груз выдается только получателю либо уполномоченному им лицу под расписку. Выдачей груза получателю считается также передача его таможенным и иным государственным органам по их требованию или при отсутствии получателя. Груз выдается в аэропорту, если договором не была предусмотрена его доставка в адрес получателя. Уведомление о прибытии груза обычно должно быть направлено получателю в течение 12 часов с момента прибытия воздушного судна, а в отношении скоропортящегося, опасного груза или животных - в течение трех часов.
Получение груза без возражений создает презумпцию того, что он был получен в надлежащем состоянии и в соответствии с условиями договора (см. раздел 4.2).

       В случае отказа грузополучателя от принятия груза перевозчик, направив отправителю соответствующее уведомление, может вернуть груз в пункт отправления или реализовать его после хранения в течение 30 дней, а скоропортящиеся грузы - немедленно.

 

 

 

2.3 Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора воздушной перевозки

 

 

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств участники договора перевозки несут ответственность, предусмотренную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Основным является вопрос об ответственности перевозчика, поскольку исполнение им своих обязательств имеет решающее значение в договоре перевозки, по которому груз поступает в ведение перевозчика и должен быть им доставлен в пункт назначения в сохранности и в установленные сроки. Для охраны интересов грузовладельцев ГК придает нормам об ответственности перевозчика императивный характер. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика не действительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК). Такая возможность допускается лишь КТМ в исключительных случаях, при перевозках вне рамок обычных коммерческих операций, а также на период с момента принятия груза перевозчиком до его погрузки на судно и после выгрузки до сдачи грузополучателю (ст.  175). [12]

С другой стороны, сложность технологии перевозок и опасности среды их осуществления (морское, воздушное пространство, автодорога), особые риски, связанные с использованием при перемещении груза скоростных средств транспорта, являющихся источником повышенной опасности, предопределили законодательные послабления в режиме ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза и просрочку его доставки. Это в первую очередь относится к основаниям и объему ответственности перевозчика, а также к порядку предъявления к нему требований.
Устанавливая для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, повышенную (независимую от вины) ответственность (п. 3 ст. 401), ГК предусматривает, что ответственность перевозчика за несохранность груза и просрочку его доставки возникает только при наличии его вины, которая предполагается, пока не доказано обратное. Законодательством вводятся также определенные ограничения по объему ответственности перевозчика. Такой подход является традиционным для транспортного права, он выражен в большинстве международных транспортных конвенций. Интересы грузовладельцев в этих случаях призвано обеспечить страхование грузов.
Что касается нарушений иных условий договора перевозки (например, невыполнение указаний грузовладельца по переадресовке груза, выдача груза не в пункте его назначения, утрата перевозочных документов, несоблюдение дополнительных обязательств по договору), то, поскольку специальных указаний на этот счет ни в ГК, ни в транспортных уставах и кодексах не содержится, они должны влечь за собой ответственность перевозчика в форме возмещения убытков (ст. 15, 393 ГК), основанную на общих началах предпринимательского риска (п. 3 ст. 401 ГК).

Основания ответственности перевозчика. Согласно п. 1 ст. 796 ГК за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что несохранность произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В развитие этого положения транспортные уставы и кодексы предусматривают перечень таких обстоятельств. К ним кроме непреодолимой силы относятся особые, естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств, недостатки тары и упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре в ходе приема груза к перевозке, сдача к перевозке груза с превышением норм влажности или без указания в накладной его особых свойств (ст. 166 КТМ, ст. 95 УЖТ, ст. 132 УАТ, ст.  118 КВВТ).


Статья 118 УЖТ, ст. 168 КТМ, ст. 133 УАТ предусматривают ряд случаев, когда перевозчику достаточно лишь определенных обстоятельств для того, чтобы освободиться от ответственности за несохранность груза. В этих случаях доказывание вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. К таким обстоятельствам, в частности, относится сопровождение груза представителем отправителя или получателя, прибытие груза в исправной таре и за пломбами отправителя, наличие естественных причин, связанных с перевозкой грузов в открытом подвижном составе, и др. В названных ситуациях имеются достаточные основания считать, что перевозчик к несохранности груза непричастен. Специальное правило КТМ (ст. 167) освобождает перевозчика от ответственности, если тот докажет, что утрата, повреждение груза произошли вследствие ошибок капитана, членов экипажа судна либо лоцмана в судовождении или управлении судном (навигационная ошибка). Данное правило, правда, не распространяется на перевозки в каботаже.

ГК не содержит указаний об основаниях ответственности перевозчика на случай, если груз не был доставлен в пункт назначения в установленный или в разумный срок. Транспортные уставы и кодексы за просрочку доставки груза, как и при несохранности груза, предусматривают возложение на перевозчика ответственности при наличии его вины (ст. 97 и 29 УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 137 УАТ, ст. 120 Воздушного кодекса, ст. 116 КВВТ), которая презюмируется. Доказывая ее отсутствие, морской перевозчик может ссылаться на те же обстоятельства, которые освобождают его от ответственности за несохранность груза, включая и навигационную ошибку. Среди обстоятельств, освобождающих от ответственности за просрочку воздушного перевозчика, ст. 120 Воздушного кодекса называет устранение неисправности судна.

Объем ответственности перевозчика. Ответственность перевозчика при несохранности груза ограничивается его стоимостью. Это правило ст. 796 ГК также является традиционным для транспортного права и одновременно изъятием из общего правила ст. 15 и 393 ГК. [13]

Ущерб, причиненный в случае утраты или недостачи груза, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза, а в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость. Стоимость несохранного груза должна определяться исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре, а при отсутствии такого указания - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК).
Воздушный кодекс (ст. 119) помимо этого устанавливает предел ответственности авиаперевозчика в размере 2 МРОТ за каждый килограмм веса несохранного груза. Практически это означает дополнительное ограничение ответственности по сравнению с ГК, однако сам подход отражает опыт международно-правовой регламентации и способствует более оперативному урегулированию претензий грузовладельца.

При утрате груза, сданного к перевозке с объявлением ценности, перевозчик согласно п. 2 ст. 796 ГК отвечает в размере объявленной стоимости. Объявление стоимости груза освобождает грузовладельца от необходимости доказывать ее размер. При этом перевозчик не может быть лишен права доказывать превышение объявленной ценности над действительной стоимостью груза (ст. 138 УАТ).

Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает грузовладельцу провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если она не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК). По правилам перевозок виновный в несохранности груза перевозчик должен также оплатить стоимость экспертизы и иные расходы, связанные с определением размера причиненного грузу ущерба.

Судебной практикой учитывается и стоимость возвратной тары многократного пользования, а также дополнительные провозные платежи, когда экспертиза дает заключение о том, что несохранный груз может быть восстановлен только в производственных условиях изготовителя.
За просрочку доставки груза в пункт назначения большинство транспортных уставов и кодексов предусматривают штраф. На автомобильном транспорте он равен 15%, на железнодорожном и внутреннем водном - 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, а на воздушном - 25% МРОТ за каждый час просрочки. Согласно УЖТ этот штраф ограничивается размером платы за перевозку, по УАТ - 90%, а по КВВТ и Воздушному кодексу - 50% провозной платы (ст. 97 УЖТ, ст. 137 УАТ, ст. 116 КВВТ, ст. 120 Воздушного кодекса).

Уставы и кодексы на всех видах транспорта, кроме автомобильного (ст. 152 УАТ), специально не оговаривают исключительный характер предусмотренных неустоек (штрафов), то в силу п. 1 ст. 394 ГК соответствующие грузовладельцы также вправе требовать возмещения причиненных просрочкой убытков в части, не покрытой неустойкой.
Груз, не прибывший в пункт назначения по истечении 30 дней с момента, когда он должен был прибыть, считается утраченным, и у грузополучателя возникает право требовать возмещения в порядке ст. 796 ГК. На воздушном транспорте право на предъявление претензии об утрате груза появляется уже через 10 дней (ст. 126 Воздушного кодекса). При смешанном сообщении установлен особый срок - груз считается утраченным, если он не прибыл через 4 месяца со дня его приема к перевозке (ст. 45 УЖТ, ст. 139 УАТ).
Ответственность отправителя и получателя груза.

Информация о работе Правовое регулирование перевозки груза воздушным транспортом