Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:07, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексное и всестороннее изучение гражданско-правовых норм о защите чести, достоинства и деловой репутации, выявление существующих теоретических и практических проблем в указанной сфере.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
– рассмотрение правовых категорий «честь», «достоинство», «деловая репутация»;
– исследование отечественного опыта правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации в современном законодательстве России;
– изучение международной практики защиты чести, достоинства и деловой репутации;
– определение общих положений о компенсации морального вреда по действующему законодательству России;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-1.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

 

По делам данной категории необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлениях от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[6]; «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. N 46)[7]. Постановлене от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[8], а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»[9].

 

В заключение данного параграфа подчеркнем, что правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица (п.7 ст.152 ГК РФ). В литературе нередко можно встретиться с понятием чести и достоинства общности людей (нации, класса, профессионального союза, партии и т.п.). Однако честь и достоинство всякой общности могут подлежать гражданско-правовой защите только в случае, если общность эта обладает правами юридического лица. Гражданин как представитель той или иной общности может требовать защиты личных чести и достоинства, но не защиты чести и достоинства этой общности в целом[10].

 

 

[1] Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 1995 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козырева Андрея Владимировича» // Российская газета. - 22 ноября 1995г.

 

[2] Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.

 

[3] Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 января 2001г. - №2. - ст.163.

 

[4] Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003г. №508-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2004г. - №3.

 

[5] Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 1995 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козырева Андрея Владимировича» // Российская газета. - 22 ноября 1995г.

 

[6] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1996г. - №2. - с.1.

 

[7] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. N 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999г. - №11.

 

[8] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2003г. - №12.

 

[9] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»

 

[10] Гражданское право. Том I. (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) - М.: Волтерс Клувер, 2004.

 

 

 

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».37 Данное положение ГК РСФСР 1964 г. стало моделью современной ст. 152 ГК РФ. С вступлением в силу ГК РСФСР юридические лица впервые в истории советского законодательства получили право на защиту своей репутации (через защиту своей чести).

В 1977 г. впервые в истории российского государства право граждан на судебную защиту от посягательств на их честь и достоинство было воз­ведено в ранг конституционной нормы.38

Таким образом, во второй половине XX в. в нашей стране сформи­ровался новый институт гражданского права — так называемый «институт диффамации»,39 направленный пока на защиту только чести и достоинства граждан и организаций, но не деловой репутации. Деловая репутация — понятие нового уровня общественных отношений, термин, несмотря на свое вполне соответствующее советскому духу содержание, всегда счи­тавшийся явлением коммерческой направленности, характерным более для рыночной экономики,40 и поэтому не употреблявшийся в советском законодательстве вплоть до начала 90-х годов.

Защита непосредственно деловой репутации стала возможна только с 1 января 1992 г., когда в действие были введены новые Основы граж­данского законодательства Союза ССР и республик.4' Статья 7 Основ закрепляла право на честь, достоинство и деловую репутацию за всеми субъектами гражданского права, что являлось не совсем логичным, так как юридические лица, согласно наиболее распространенной в гражданско-

37  СЗ РСФСР. 1988. Т. 2. С. 7.

38  Статья 7 Конституции СССР 1977 г. (СЗ СССР. 1990. Т. 3. С. 14).

39  Ранее упоминалось об использовании данного понятия до революции. Однако диффамация в гражданском праве полностью проявилась лишь с изданием ГК РСФСР

1964 г.

Диффамация (от лат. diffamare — разглашать, лишать доброго имени, порочить) — термин, пришедший к нам из западной правовой доктрины, где под ним понимают рас­пространение ложных и порочащих репутацию лица сведений. Различные зарубежные источники определяют диффамацию как «посягательство на репутацию другого лица» (A Dictionary of Modern Legal Usage /Bryan A. Garner. 2nd ed. Oxford, 2001. P. 255), «выра­жение ложного утверждения о другом лице, вследствие чего данное лицо терпит убытки» (http://www.expertlaw.com/library/personalJnjury/defamation.html (2008. 6 февр.)). Тем не менее в российской гражданско-правовой науке под диффамацией понималось и за­частую до сих понимается «распространение порочащих сведений, соответствующих действительности» (см., напр.: Михно Е. А. Возмещение морального вреда при диф­фамации // Правоведение. 1992. № 6. С. 63-69; Гражданское право. В 4 т. Т. 2. С. 421). Ясность в понимание термина вносит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», в п. 1 которого пояс­няется, что «используемое Европейским Судом по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4).

40  Данная позиция, несмотря на свою явную неоднозначность, по всей видимости, заняла прочное место в сознании законодателя, использовавшего категории чести и до­стоинства не только по отношению к физическим лицам, но и применительно к организа­циям, хотя «честь и достоинство — категории нравственного порядка, характеризующие личность человека» (Потапенко С. В. История развития российского законодательства по судебной защите чести, достоинства и деловой репутации. С. 33).

41   Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

174

ГЧППИПЛАГОВ В. Б.

правовой науке и практике позиции, не обладают честью и aoctohhctboiv Указанное противоречие было снято после принятия в 1994 г. части перво Г« рф, наделившей юридические лица лишь правом на защиту делово репутации.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, признавшей высше ценностью общества и государства человека с его правами и свобода ми, провозгласившей переход России на рыночную экономику, а такж вступление в силу с 1 января 1995 г. ГК РФ, задачей которого являете регулирование не только имущественных, но и неимущественных отноше ний, оказали непосредственное влияние на гражданско-правовую защит нематериальных благ, в том числе деловой репутации.

3. Как показано выше, вплоть до введения в действие в 1995 г. ГК PQ в российском законодательстве отсутствовало понятие «деловая репутация» данное же благо защищалось посредством защиты «чести и достоинств; граждан и организаций», а до вступления в силу ГК РСФСР 1964 г. право н; защиту репутации организации в отечественном законодательстве отсут ствовало вовсе. Такой подход базировался на теории юридического лица ка фикции. Организации были лишь фикцией и долгое время не имели прав н< какие-либо нематериальные блага. Нельзя сказать, что в настоящее время с получением ряда неимущественных прав, теория юридического лица пре терпела существенные изменения. Появление прав на деловую репутацик и средства индивидуализации было закономерным результатом развити! рыночных отношений и информационных технологий, когда зависимость биз неса от мнения общества о нем возросла настолько, что сложившееся мнение стало одним из важнейших активов предприятия, а информация — кпючевыг^ фактором экономического развития и наиболее эффективным орудием кон курентной борьбы. Похожая тенденция, как было отмечено ранее, наблюда лась на рубеже ХГХ-ХХвв., когда, чувствуя усиление конкурентной борьбь и преобладание в ней недобросовестных методов, законодатель установи; ряд мер, направленных против посягательств на кредит, товарный зна* и фирму предпринимателя. К сожалению, теория права на кредит не успелг тогда раскрыться в полном объеме — тому препятствовала, во-первых, кон­сервативность законодателя, а во-вторых, отсутствие масштабной социаль­но-экономической основы для преобразований.

В наши дни в условиях стремительно развивающейся рыночной эко­номики поддержание на должном уровне деловой репутации предпри­нимателя приобретает особое значение. Мнение о человеке становится весомым фактором, влияющим не только на его психологическое состо­яние, но и на экономическое благополучие. В еще большей степени эте касается организаций, сама возможность существования которых завист от представления о них как других организаций (поставщиков, кредиторов, спонсоров и т. д.), так и рядовых граждан (клиентов, потребителей). Де­ловая репутация в России представляет собой уже не только социально-правовое явление, но и категорию экономическую, имеющую особую спе­цифику и значение. Сейчас о деловой репутации все чаще говорят не как о некоем благе с туманным содержанием, но как о нематериальном активе бизнеса, важнейшем рычаге современных предпринимательских отноше­ний: «Хорошая репутация — большие деньги, инвестиции в этот актив дают десяти-двадцатикратную отдачу».42 Все большее распространение в на-

к Репутация: как это делается в России //Эксперт. 2003. № 38. С. 82. — В качестве 'Римера можно привести два весьма показательных случая: корпорация «Нестле» при-

175 КОММЕРЧСЛЛЧип- nrnuKj

шей стране приобретают так называемые «рейтинги деловой репутации». Опыт известных по всему миру Financial Times и Fortune43 был воспринят изданием «Эксперт», впервые в России в 1997 г. опубликовавшим рейтинг ведущих отечественных компаний. Как следствие, понятие деловой репу­тации развивается, в деловую репутацию стараются вложить все большее содержание, пытаются выделить все ее возможные элементы. Понятие деловой репутации появляется во многих нормативных актах, развиваются старые и формируются новые механизмы защиты деловой репутации. Так, основу современной гражданско-правовой защиты деловой репутации со­ставляет ст. 152 ГК РФ, ст. 129-130 УК РФ, ст. 14 Федерального закона от

26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,44 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,45 ст. 43-46 Закона РФ от

27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».46

Указанные механизмы предполагают не только различные способы и средства защиты, но и различные правовые основания для их приме­нения, будь то распространение: 1) не соответствующих действительнос­ти порочащих деловую репутацию сведений; 2) ложных сведений, лишь ущемляющих право на деловую репутацию (общий механизм защиты права на деловую репутацию, механизм защиты от распространения ин­формации СМИ); 3) неточных или искаженных сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации предпринимателя (механизм защиты от недобросовестной конкуренции); 4) рекламной информации, порочащей деловую репутацию лица (защита от недобросовестной рекламы).

Экономика и управление находятся ныне на том этапе развития, когда риск потери деловой репутации компании столь же велик, сколь и опасен. Репутационные риски грозят финансовой и управленческой нестабильностью и, тем самым, тормозят экономическое развитие. Сло­жившаяся ситуация требует определенного вмешательства со стороны законодателя — необходимо предоставление широкого спектра гарантий защиты предпринимателей от негативного вмешательства в формирова­ние их деловой репутации извне. Анализ современного законодательства, судебной практики и существующих научных трудов в области защиты деловой репутации показывает, что текущий подход государства к регу­лированию указанных отношений не в полной мере отражает значение, придаваемое сегодня деловой репутации, зачастую не обеспечивает пол­ноценной охраны деловой репутации и потому нуждается в дальнейшем совершенствовании.

-^ л^поо ион р пятк паз превысило // Правоведение. – 2009. – № 4. – С. 166-176. Килинкаров, В.В. Из истории развития института гражданско-правовой защиты деловой репутации

 

Роль лингвистической экспертизы

в судебном процессе

по защите чести и достоинства

В соответствии со ст. 150 ГК РФ честь, дос­тоинство и деловая репутация являются не­материальными благами любого человека. На сегодняшний день наибольшие риски, связанные с нарушением права гражданина на нематери­альные блага, имеют место в пространстве массовой публичной коммуникации. Гражда­нин имеет полное право на защиту своих не­материальных благ в судебном порядке. Наи­более популярным способом призвать к отве­ту некорректного оратора является судебный иск о защите чести, достоинства и деловой ре­путации. Ввиду специфики правонарушения объектом судебного следствия является рече­вое произведение, потому для установления обстоятельств, имеющих значение в силу ст. 152 ГК РФ, зачастую требуются специаль­ные познания в области лингвистики. Внима­нию читателя предлагается анализ матери­алов реального судебного процесса с участием эксперта-лингвиста. Процесс примечателен тем, что в нем реализован весь типовой арсе­нал способов доказывания, при этом сделаны наиболее распространенные ошибки.

На основании с п. 1 ст. 152 ГК РФ («Защита чести, достоинства и деловой репутации») граж­данин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую ре­путацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Для того чтобы автор публика­ции был привлечен к ответственности по п.  1

ст. 152 ГК РФ, необходимо наличие следующих условий в их совокупности:

— оспариваемая информация распространена;

— она является сообщением сведений, а не вы­ражением мнения автора;

Информация о работе Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации