Понятие и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Оно, безусловно, является центральным, интегрирующим общество, политическим институтом. Оно концентрирует в себе и реализует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные процессы. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и сущность государства. Его основные признаки, задачи и функции 3
2. Правовое и социальное государство. Соотношение правового и социального принципов 7
3. Формы государственного устройства и правления 9
4. Органы государственной власти Российской Федерации 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

-Конституционная монархия характеризуется ограниченностью власти монарха. Она, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко) и парламентскую.

Наиболее влиятельным  институтом в парламентской монархии является парламент, который значительно ограничивает власть монарха. Именно парламент формирует правительство, которое фактически несет политическую ответственность перед законодательным органом власти. Монарх выполняет представительные и церемониальные функции.

Второй основной формой правления является республика.

Республика (лат. respublica – общенародное дело) – это «форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущими ответственность перед избирателями»4.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и  смешанная, или полупрезидентская.  

Для парламентской республики характерно:

единая система выборов;

победившие партии формируют  высший законодательный орган;

парламент формирует  правительство из числа лидеров  победивших партий;

правительство несет  ответственность перед парламентом;

парламент может избирать президента.

Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.    

Характерные признаки президентской республики:

-президент является  одновременно главой государства,  премьер-министром, подбирает кабинет  министров и контролирует его  деятельность;

-законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;

-президент и правительство  избираются внепарламентским методом;

-у правительства отсутствует  прямая ответственность перед  парламентом; парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года. Такая же форма правления широко распространена в странах Латинской Америки — Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.

Полупрезидентская республика.

Чертами президентской  и парламентской республики обладает смешанная форма – полупрезидентская  республика, сформировавшаяся во Франции. Президент, избираемый все народно и являющийся главой государства, назначает премьер-министром лидера самой большой парламентской фракции. В отличие от президентской республики, глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента.

Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах.

Референдум.

Одним из механизмов правления  является референдум. Он предусматривает  решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне.

Территориальное устройство.

Основными формами государственного устройства являются конфедерация, унитарное государство, федерация.

Унитарное государство представляет собой слитное государство, состоящее не из государственных образований, а из административно-территориальных единиц. Отличительными признаками унитарного государства выступают: единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; единое гражданство и единая система права; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной власти и подразделение на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.), которые не обладают политической самостоятельностью (Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.)

Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Бразилия, Танзания и др.)

Федеральный принцип  государственного устройства призван  обеспечить свободное объединение  и равноправное взаимодействие общностей; создать оптимальные возможности  для выражения региональных и  других интересов меньшинств, для постепенной подготовка оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Члены федерации –  соучастники общегосударственного суверенитета – фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и  правом одностороннего выхода из союзного государства.

Конфедерации.

Как правило, это государственные  объединения государств для координации  какого-либо вида государственной деятельности - военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию.

Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776—1787), Швейцария (1815—1848), Германский союз (1815—1867). Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе.

Формы территориального устройства и формы правления  влияют на строение законодательной  и исполнительной властей государства. Не менее важную значимость для нормального  функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя.

 

 

 

4. Органы государственной власти Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Органы законодательной  власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из трех функций  государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей  относится не только к организации  государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом  исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

 

Заключение

В итоге рассмотрения и обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что государство  – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.

Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни.

Государство как главная  властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных  организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. – 816 с.;
  2. Политология: Учебник для вузов / Отв. Ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2004. – 384 с.
  3. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, М.1995, 2006. – 477 с.
  4. Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
  5. Козырев Г.И. Политология: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2006.  
    Панарин А.С. Политология: Учебник. М.: ООО « ТК Велби», 2003.
  6. Политология. Учебник для вузов / под ред. М.А.Василика. М.: Гардарики, 2003.
  7. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА,2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Понятие и сущность государства