Политический режим и его виды в конституционном праве зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть такую тему, как политический режим и его виды в конституционном праве зарубежных стран. Главной причиной выбора именно этой темы является стремление рассмотреть различные виды политических режимов зарубежных государств, проанализировать сущность основных режимов, а так же произвести их сравнительную характеристику.
Целью моей работы является рассмотрение основных положений, которые присущи тем или иным политическим режимам, анализ и оценка политических режимов, а также изучение связи политического режима с обществом и государством.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие политического режима 5
2 Демократический политический режим 10
3 Авторитарный политический режим 16
4 Тоталитарный политический режим 22
Заключение 28
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Политический режим и его виды в конституционном праве зарубежных стран.docx

— 59.56 Кб (Скачать файл)

Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии.

 

4 Тоталитарный политический режим

Понятие «тоталитаризм» происходит от латинских слов «totalitas» ― цельность, полнота, и «totalis» ― весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарный режим – это такая форма осуществления власти, такой набор средств и методов, при котором ранее перечисленные признаки демократического режима отсутствуют либо их можно применять со знаком «не». То есть, в государстве с тоталитарным режимом нет многопартийной системы, нет всеобщих свободных выборов, при тоталитарном режиме отсутствует демократическая конституция, у граждан нет возможности защитить свои права в суде; суд не является независимым и т.д., а также нет возможности иметь независимую прессу, открывать газеты и журналы, создавать профессиональные союзы и иные независимые организации.7

Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ веке. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

Одним из первых (в 30-х гг. прошлого века) ввел в научный оборот термин «тоталитаризм» немецкий философ и политолог К.Шмитт, а уже перед началом второй мировой войны в США состоялся симпозиум, рассмотревший феномен тоталитарного государства. В 40-е и 50-е годы ХХ века начинает складываться цельная теория тоталитарного политического режима.

Первые классические теоретические  исследования по проблемам тоталитаризма – работы Ф.Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х.Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.

 Более поздние попытки создать  эмпирическую, построенную на базе  реальных, верифицируемых фактов  теорию тоталитаризма не имели  особого успеха.

Тоталитаризм – это такой политический режим, который характеризуется широким и разносторонним контролем со стороны государственной власти над отдельным человеком и всем обществом, единой идеологией, направленностью внешней и внутренней политики на общие коллективистские цели.

К числу главнейших предпосылок  возникновения такого режима относится  становление индустриального развитого  общества. Одним из существенных следствий  этого стало условие становления  общественной структуры, что привело  к разрушению привычных связей между  традиционными социальными слоями и группами общества, а также к  появлению новых социальных групп. В условиях невиданных ранее демографических  сдвигов отдельный человек терял  социальную устойчивость и стремился  отыскать точку опоры в «понятной» и устремленной в будущее идеологии.

Тоталитарные тенденции подстегивались интенсивным развитием науки  и техники, что порождало иллюзию  полной познаваемости законов природы  и общества. В общественном сознании утверждалось представление о возможности  тотального планирования общественного  развития в целях достижения всеобщего  процветания в исторически обозримые  сроки. Ставка в практической реализации этого рода иллюзий делалась на государственный аппарат с его возможностями всеобъемлющего контроля всех сфер общественной жизни.

Утверждению тоталитарных политических режимов, способствовало и улучшение  материального состояния основной массы населения, что еще больше укрепляло убежденность общества в  пользе дальнейшей централизации власти и контроля государства над всеми  сферами жизнедеятельности людей.

Значительную роль в становлении  тоталитарного политического режима играют социально-экономические предпосылки. Они связаны, прежде всего, с тем, что утверждению тоталитарного  строя, как правило, предшествует глубокий кризис, ведущий к резкому возрастанию  экономических бедствий большей  части населения. В результате кризиса  значительная часть общества оказывается  на обочине общественного развития, лишается привычной общественной среды, образуя слой маргиналов. А это, в  свою очередь, порождает среди части  общества агрессивность, стремление радикально преобразовать общественную структуру.

Едва ли не важнейшим признаком  тоталитарного политического режима является идеологизация всех сфер общественной жизни. Единственно верная идеология  является официальным основанием для  принятия решений в экономике, политике, социальной сфере. Какой бы ни была социальная цель тоталитарного режима, его идеология выражает собственный  вариант установления светлого будущего и общественного благополучия. Однако установление такого идеального строя  основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что  оправдывало и даже стимулировало  насилие по отношению к другим общностям граждан.

Важным признаком тоталитарного  режима выступает подавление личности, обезличивание человека, превращение  его в однотипный «винтик» громоздкой государственной машины. Один из немецких политологов писал, что человек в тоталитарном государстве представляется «животной разновидностью человека».

Тоталитарный режим стремится  к полной трансформации человека в соответствии с укоренившей  в обществе идеологией (фашизм, марксизм). Ставится задача сформировать определенный тип личности с особым психическим  складом, ментальностью, поведением. И  достигается это посредством  широко осуществляемой стандартизации и унификации индивидуальности, растворения  ее в массе, подавлением индивидуального, личного начала человека. Вместо одного типа личности, которому свойственны  индивидуальность, своеобразие, самобытность, формируется в соответствии с  идеологическими канонами другой тип  человека тоталитарного общества, в  котором нет места индивидуальным особенностям. Их заменяет однообразие, одномерность, единомыслие.

Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности»8.

С помощью социальной демагогии  тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной.

В Германии социальной опорой национал-социалистического  тоталитаризма стал «новый промежуточный» класс – многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники и пр., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены национал-социалистического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демократической партии.

Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своем совместном труде «Тоталитарная  диктатура и автократия» утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб  нацистский режим в Германии.

Однако в последствие жизнь  показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина  СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Опыт Венгрии, Чехословакии, во многом Польши, показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с относительно мирным постепенным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Такого рода переход был успешно осуществлен в Греции, Испании, Чили, которые отказались от фашистских режимов и выбрали демократический путь развития.

И все же тоталитаризм ― исторически  обреченный строй. Это общество ―  самоед, не способное к эффективному созиданию, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом  за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления  большинства населения. Тоталитаризм ― закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

Суть тоталитарного государства состоит в том, что власть правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены.

 

Заключение

Политический режим – это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Политический режим определяется формой государства и присущей ему формой правления.

Существенное влияние на вид  политического режима оказывают  исторические традиции страны, а в  более широком смысле – своего рода общественно-политическая атмосфера в обществе, которая нередко складывается вопреки интересам господствующего класса. На вид политического режима может оказывать воздействие и международная обстановка.

В настоящее время во многих странах  мира установились авторитарные политические режимы. По некоторым оценкам, около 100 государств в современных условиях относятся к государствам с авторитарным режимом. Они занимают промежуточное положение между демократическим и тоталитарным политическими режимами. В современных условиях, как правило, демократический политический режим строится на использовании возможностей представительной демократии. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, избираемых в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, общественно-политические движения, группы давления и т.п.). Тоталитаризм ― это политический режим, при котором общество не способно к эффективному созиданию, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.

В заключение данной работы можно  сделать следующие краткие выводы:

  • политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в государстве;
  • характер политического режима зависит от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций), степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения, процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей, состояния законности и реальной силы ее в обществе;
  • различают тоталитарные, авторитарные и демократические режимы;
  • общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю над личностью;
  • тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой;
  • авторитарный режим по своим качественным признакам во многом схож с тоталитарным режимом;
  • понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие», суть демократического государства в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых;
  • демократия представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения;
  • существует прямая демократия – народ непосредственно участвует в самоуправлении и принятии законов и представительная демократия – народ выбирает своих представителей в органы власти, контролирует и сменяет их.

В реальной действительности не существует идеальных демократических форм политического режима. В том или  ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие  черты, присущие той или другой разновидности  политического режима. Основным критерием  классификации государств по данному  признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной  власти.

Таким образом, понятие «политический режим» не потеряло в современные дни своей актуальности. Оно требует развития в соответствии с современными условиями в мире

Информация о работе Политический режим и его виды в конституционном праве зарубежных стран