Политическая система великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:05, доклад

Описание работы

Великобритания — конституционная монархия. В отличие от большинства стран мира, в Великобритании нет Конституции, которая бы являлась единым документом, она состоит из различных парламентских актов — статутов, судебных решений и конституционных обычаев. Конституция может быть изменена парламентским актом или общим согласием на изменение конституционного обычая.

Файлы: 1 файл

Великобритания.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

    Великобритания  — конституционная монархия. В  отличие от большинства стран  мира, в Великобритании нет Конституции, которая бы являлась единым документом, она состоит из различных парламентских  актов — статутов, судебных решений  и конституционных обычаев. Конституция может быть изменена парламентским актом или общим согласием на изменение конституционного обычая.

    Глава государства — королева Елизавета II (родилась 21 апреля 1926), взошла на престол  в феврале 1952. В последнее столетие прослеживается тенденция передачи властных полномочий непосредственно правительству, однако королева продолжает принимать участие в осуществлении ряда важных функций государственной власти. За ней сохранено право созывать и распускать парламент, назначать премьер-министра: королева предлагает лидеру политической партии, составляющей большинство в палате общин, сформировать правительство. Королева утверждает законы, принятые парламентом. По закону она является верховным главнокомандующим и, по представлению правительства, назначает высших военачальников. Как глава судебной власти назначает судей, а как глава Англиканской церкви — епископов. В сфере международных отношений королева как глава государства имеет право объявлять войну и заключать мир, подписывать международные договоры и соглашения.

    В состав Великобритании входят 4 историко-географические области (исторические провинции) —  Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер) — часть Ирландии — 6 северо-восточных графств (по Договору 1921 включена в состав Великобритании на правах автономии). В административном отношении Великобритания делится на графства, округа и города. В состав Великобритании входят самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова, а также 15 зависимых территорий. В ведении органов местной власти находятся жилищное строительство, образование, социальное обеспечение, полиция и пожарная служба. Они финансируются за счёт средств, полученных от взимания муниципальных налогов, местных налогов и дотаций центрального правительства.

    Высший  орган законодательной власти —  парламент. Он состоит из палаты лордов и палаты общин. Парламент занимается законотворческой деятельностью. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты  обеими палатами. Прежде чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию. На практике это является чистой формальностью. В условиях отсутствия письменной Конституции как единого документа и по положению «парламентского суверенитета» парламент может отменить акты конституционного значения. Большую роль в подготовке законопроектов играют парламентские комитеты. Ведущая роль в деятельности парламента принадлежит палате общин. Она избирается на срок не более 5 лет и насчитывает 659 членов — по 1 представителю от каждого из 659 избирательных округов. Парламент избирается по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

    Право голоса имеют все граждане Великобритании, а также других стран Содружества и Республики Ирландии, достигшие 18 лет и постоянно проживающие в Великобритании С 1945 на общих выборах 8 раз победила Консервативная партия, 8 — Лейбористская. В результате всеобщих парламентских выборов в июне 2001 большинство в палате общин, как и на предыдущих выборах 1997, получила Лейбористская партия — 412 мест (40,7% полученных голосов). У консерваторов — 166 мест (31,7%), у либеральных демократов — 52 (18,3%), у Шотландской национальной партии — 5 (1,8%), Плайд Кимру — 4 (0,75%), Ольстерской юнионистской партии — 6 (0,8%), Демократической юнионистской партии — 5 (0,7%), Шин Фейн — 4 (0,7%), у прочих — 4 (0,8%).

    Верхняя палата — палата лордов — состоит  из наследственных и пожизненных  пэров (получивших звание за заслуги  перед страной), архиепископов и старших епископов Англиканской церкви, лордов Высшего апелляционного суда. Парламентскими актами 1911 и 1949 права палаты лордов были существенно ограничены. Основной её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты, представленные палатой общин. С 1949 за палатой лордов сохранилось лишь право отлагательного вето — краткосрочной отсрочки принятых палатой общин законопроектов. Билли финансового характера, относящиеся к налогообложению и государственным расходам, принимаются палатой лордов в том виде, в каком они представляются палатой общин. В 1999 был принят Закон о палате лордов, в соответствии с которым число наследственных пэров было уменьшено с более чем 750 до 92. Предполагается полностью упразднить институт наследственных пэров. В 2001 была опубликована Белая книга, предусматривающая, что большая часть пожизненных пэров будет назначаться независимой межпартийной комиссией и по рекомендации политических партий пропорционально численности фракций в палате общин. 120 членов палаты лордов будут избираться.

    Глава исполнительной власти — монарх. Глава  правительства — премьер-министр. Правительство формируется лидером  партии, получившей на выборах большинство  или наибольшее число мест в парламенте (с 1997 — лейборист Тони Блэр). Правительство состоит из членов кабинета (ок. 20), министров, не входящих в кабинет, и младших министров (как правило, парламентских заместителей министров). Большинство министров являются членами палаты общин. В распоряжении премьер-министра — аппарат государственных служащих.

    Партийная система включает следующие партии: Консервативная партия — организационно оформилась в 1867, насчитывает ок. 300 тыс. членов, лидер — Иан Данкан Смит. После 2-й мировой войны находилась у власти в 1951—64, 1970—74, 1979—97. Лейбористская партия образована в 1890, объединяет коллективных (профсоюзы и кооперативные общества) и индивидуальных членов, насчитывает 260 тыс. чел., лидер Тони Блэр. После 2-й мировой войны у власти в 1945—51, 1964—70, 1974—79. Является правящей партией с 1997. Либерально-демократическая партия сформирована в 1988 путём слияния Либеральной и Социал-демократической партий, насчитывает ок. 82 тыс. членов, лидер — Чарльз Кеннеди. В парламенте представлены также национальные партии: Плайд Камри (основана в Уэльсе в 1925, лидер И.Вик Джонс); Шотландская национальная партия (основана в 1937, лидер Джон Суинни); Ольстерская Юнионистская партия (основана в нач. 20 в., лидер Дэвид Тримбл); Демократическая юнионистская партия (основана в 1971, лидер Иан Пейсли); Социал-демократическая и лейбористская партия Северной Ирландии (основана в 1970, лидер Марк Деркен), Шин Фейн — политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА, образована в кон. 1-й мировой войны, лидер Джерри Адамс), партия отказалась занять свои места в палате общин.

    Взаимодействие  власти и бизнеса осуществляется прежде всего через союзы предпринимателей. В 2001 в стране насчитывалось 192 организации  деловых кругов. Наиболее влиятельная  из них — Конфедерация британской промышленности (КБП). Выражает интересы ок. 200 тыс.фирм — от крупнейших ТНК до мелких компаний. В них занято 7,5 млн чел. В КБП входят большинство предпринимательских союзов и ассоциаций деловых кругов. Важнейшая задача КБП — содействие созданию экономического климата, благоприятного для деятельности британского бизнеса, повышения его конкурентоспособности. Комитеты и эксперты КБП разрабатывают рекомендации для правительства, участвуют в подготовке законопроектов бюджета, в формировании внешнеэкономической политики. Среди других крупных предпринимательских организаций — Ассоциация британских торговых палат. Она оказывает услуги более чем 135 тыс. компаний, помогает в обучении персонала, в продвижении товаров британских фирм на внешний рынок, в доступе к необходимой для бизнеса информации. Институт директоров, насчитывающий ок. 53 тыс. членов, консультирует директоров компаний по таким проблемам, как корпоративное управление, неплатёжеспособность и банкротства, подготовка кадров. Институт директоров представляет интересы своих членов перед властями в Великобритании и ЕС. Федерация малого бизнеса выражает интересы 160 тыс. малых фирм и самостоятельных хозяев и предоставляет им информацию по вопросам налогообложения, занятости, безопасности, страхования.

    Особенностью  британского рабочего движения всегда была высокая доля организованных в профсоюзы наёмных работников. Профсоюзы обрели довольно сильные позиции как в отношениях с работодателями, так и в общественно-политической жизни страны в целом. В 1979 в стране насчитывалось 362 профсоюза, которые охватывали 54—55% всех лиц наёмного труда. С помощью жёстких антипрофсоюзных законов консерваторам удалось добиться существенного ограничения прав и размаха деятельности профсоюзов. В результате уменьшилось число профсоюзов — 206 в 2001, снизилось число членов тред-юнионов — с 13,1 млн в 1979 до 7,3 млн в 2001, или 27% от числа лиц наёмного труда. Крупнейшее профсоюзное объединение — Британский конгресс тред-юнионов (БКТ) — создан в 1868. В него входят 74 профсоюза, 6,7 млн членов. На ежегодных съездах БКТ обсуждаются наиболее важные проблемы социально-экономического развития страны. БКТ традиционно поддерживает и финансирует Лейбористскую партию. После прихода к власти лейбористы объявили о намерении несколько смягчить законодательство, регламентирующее деятельность тред-юнионов. Особенностью британского профсоюзного движения является существование широко разветвлённой сети цеховых старост (шоп-стюартов), избираемых непосредственно на месте их работы. Главная функция — повседневная защита рабочих и служащих в отношениях с администрацией, урегулирование трудовых конфликтов.

    В 2002/03 финансовом году военные расходы  составили 24,2 млрд ф. ст., в 2003/04 финансовом году — 25,4 млрд. В 2002 они равнялись 2,32% ВВП. В 2001 численность Вооружённых  сил составляла: флот 42,9 тыс., сухопутная армия 114,0 тыс., ВВС 54,0 тыс., регулярные резервы 234,7 тыс., волонтёры 47,3 тыс. В Вооружённых силах было занято 111,7 тыс. гражданских лиц. Великобритания — ядерная держава. В 2002 на вооружении находились 4 подводные лодки, оснащённые 48 баллистическими ракетами «Трайдент-П». Великобритания поддерживает ядерный арсенал приблизительно из 185 боеголовок. Велика её роль в наращивании потенциала сил быстрого реагирования НАТО. Великобритания выступает за укрепление европейской опоры этой организации. Британские военные контингенты размещены на Кипре, в Восточном Тиморе, Сьерра-Леоне, Демократической Республике Конго, Боснии, Косово.

    Во  внутренней политике ключ к пониманию  многих особенностей современного социально-политического  устройства британского общества дают такие черты его развития, как эволюционность, «традиционализм» и сравнительная стабильность политических институтов. На протяжении столетий британскую политическую культуру отличали умеренность и органическое вплетение новых элементов в существующие структуры, сочетание и слияние традиционных и современных ценностей, постепенное овладение правящей элитой навыками и умениями «согласования интересов» в рамках демократических институтов. Стабильность британского общества всегда покоилась на консенсусе относительно его основополагающих целей и путей их достижения. Характерная черта развитого гражданского общества в этой стране — законопослушность граждан. Значение терпимой политической культуры особенно важно в условиях отсутствия писаной Конституции.

    С 1924 у власти попеременно находятся  Консервативная и Лейбористская  партии. С нач. 1970-х гг. значительную поддержку стали получать «третьи» партии, прежде всего Либерально-демократическая (до 1988 — Либеральная) и Шотландские  националисты.

    В 1979 к власти пришли неоконсерваторы  во главе с М.Тэтчер. Среди ценностных ориентаций неоконсерватизма особое место  принадлежало индивидуализму, или антиколлективизму. Усилились авторитарные тенденции  в государственном управлении; возросла роль исполнительной власти в институтах представительства интересов. Одновременно важнейшим направлением политики тори явилось преобразование системы государственных социальных услуг, или «государства благосостояния»: произошло частичное разгосударствление системы здравоохранения; консерваторы осуществили ряд мер, направленных на реализацию принципа свободы выбора в школьном образовании и поощрение различных видов частного страхования.

    Победившие  на выборах в 1997 и 2001 лейбористы осуществляют программу реформ, призванных существенно обновить политическую систему страны. Прежде всего, они приступили к реализации конституционной реформы. Одно из важнейших направлений этой реформы — деволюция (децентрализация) власти. В течение многих веков Великобритания представляла собой унитарное государство, все основные вопросы решались в Лондоне. Однако в последние годы ситуация изменилась. В 1998 избирается Ассамблея Северной Ирландии, а в 1999 — Национальная Ассамблея Уэльса и парламент Шотландии. Им передаётся ряд важных функций социально-экономического характера. Тогда же получает развитие региональная автономия в самой Англии. В компетенции центральных властей остались только внешняя политика, вопросы безопасности и сбор налогов. Децентрализация управления страной происходит в условиях, когда региональные власти всё более активно вовлекаются в политическую систему ЕС.

    Другими направлениями реформы стал отказ  от наследственного принципа формирования палаты лордов и от однозначно мажоритарного  характера избирательной системы страны. Через парламент проведены Билль о правах, делающий принятые мировым сообществом правовые акты частью британского законодательства, Акт о свободе информации. Конституционная реформа осуществляется в рамках концепции «третьего пути» как концепции внутреннего развития Великобритании. Если первый путь — это основанный на принципах индивидуализма неолиберализм и его британский вариант — тэтчеризм, а второй — традиционный, ориентированный на огосударствление социализм и социал-демократизм, то третий путь — это движение к справедливому, базирующемуся на общечеловеческих ценностях общественному устройству. Правительство стремится развивать различные формы участия населения и его отдельных групп в решении социальных, экономических и политических вопросов развития общества.

    В центре внутриполитической жизни страны находятся также вопросы модернизации систем здравоохранения, образования, общественного транспорта. Неудовлетворённость  британцев состоянием этих сфер экономики  стала причиной значительного поражения лейбористов на местных выборах в мае 2003. Широко обсуждаются проблемы, связанные с присоединением Великобритании к зоне евро. Лейбористское руководство высказывается за вступление страны в ЭВС в случае положительного исхода референдума по этому вопросу. Недовольство в стране вызвало решение правительства об участии Великобритании в войне в Ираке. Особое место во внутриполитической жизни страны занимает мирное урегулирование в Ольстере. Несмотря на попытки Лондона разрешить межобщинные разногласия в Северной Ирландии, кровавые столкновения между экстремистски настроенными представителями католического и протестантского населения избежать не удалось. Политическая автономия Северной Ирландии, учреждённая мирным соглашением 1998, прекратила своё существование в октябре 2002 главным образом из-за нежелания ИРА разоружиться.

Информация о работе Политическая система великобритании