Политическая программа декобристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:40, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выяснение значения движения декабристов в историческом развитии России. Для этого мною поставлены следующие задачи:
Как формировалось мировоззрение декабристов?
Какие организации предшествовали тайным обществам декабристов?
Каковы были политические взгляды декабристов и где они были закреплены?
Восстание декабристов и их дальнейшая судьба.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов 5

Глава 2. Ранние преддекабристские организации 7

Глава 3. Ранние тайные общества декабристов:

§1 Союз спасения 8
§2 Союз благоденствия 10
§3 Петербургское совещание 1820г.
Ликвидация Союза благоденствия 12

Глава 4. Северное и Южное общества:

§1 Возникновение новых тайных организаций 15
§2 Политическая программа Южного общества.
«Русская Правда» П.И.Пестеля 16
§3 Политическая программа Северного общества.
«Конституция» Н.Муравьева 21
§4 Борьба за объединение Северного и Южного обществ 26
§5 Общество соединенных славян 27

Глава 5. Междуцарствие. План государственного переворота 29

Глава 6. Восстание декабристов. Следствие и суд . 31

Глава 7. Роль и значение декабристского движения. 34

Заключение. 35

Список источников и литературы. 37

Файлы: 1 файл

Политические программы декобристов.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Создание офицерской артели в гвардейском полку было делом обычным: хозяйственные полковые артели вырастали из общих экономических интересов офицерства, а режим полковой жизни в условиях мирного времени легко соединял офицеров в коллектив с общим распорядком дня и одинаковыми жизненными потребностями. Новым было присоединение к этим обычным формам полковой жизни общения идейного характера и возникновение признаков политического объединения, тревожившего бдительное начальство.

«Священная артель» устроила свой внутренний быт на республиканский манер; в одной из комнат висел «вечевой колокол», по звону которого участники артели собирались для решения общих дел. Преклонение перед новгородской вечевой «республикой» – яркая, характерная черта декабризма. Национальное чувство освящало желаемую форму политического бытия воспоминанием о славном историческом прошлом.

Члены общества («Ордена») русских рыцарей были сторонниками нового, борцами против обветшавшего феодально-крепостного строя. Против них начинает объединять свои силы лагерь защитников старого порядка. Процесс поляризации двух лагерей протекал интенсивно. Человек, примкнувший к сторонникам нового, по-новому осознавал себя и свою роль в истории. Для него понятие чести состояло прежде всего в новом требовании к самому себе: быть деятельным участником исторических событий, быть преобразователем угнетенной Родины.

Яркой отличительной чертой все отчетливее формировавшегося и численно возраставшего передового лагеря была любовь к Отечеству, и не просто любовь, а «пламенная любовь». Она была истинной, а не ложной или внешней любовью, ибо она хотела глубокого преобразования родной страны в духе очередных исторических задач, выросших из глубины ее исторического процесса. Формирующееся революционное мировоззрение звало к действию.

 

ГЛАВА 3

 

Ранние тайные общества декабристов

 

§1 Союз спасения

 

Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге. Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Семья Муравьевых была дворянской и владела поместьями. До войны 1812 года Александр Муравьев стал масоном, затем объединил вокруг себя офицерский товарищеский кружок – «Священную артель».

В члены общества принимались по строжайшему отбору только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. «От поступающих в это маленькое общество требовалось: 1-е, строгое исполнение обязанностей по службе; 2-е, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; 3-е, подкрепление словом всех мер и предположений государя к общему благу; 4-е, разглашение похвальных дел и обсуждение злоупотребления лиц по их должностям».[12]

Тайная организация строилась по типу масонской ложи и использовала масонскую обрядность в заседаниях общества и при принятии в него новых членов. Общество делилось на три степени – «боляр», «мужей» и «братий». Руководство обществом находилось в руках лиц первых (высшей) степени – «боляр», составлявших «Совет боляр» или «Думу». «Мужи» могли знать больше, чем открывалось «братьям», но не должны были знать многого из того, что было известно «болярам». При вступлении в общество вновь принимаемый давал торжественную клятву, произносимую на кресте и Евангелии, быть верным обществу и не разглашать его тайн.

Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания не более 10 – 12 членов. Лишь в конце своего существования она достигла 30 человек.

Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой, старший офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов – Павел Иванович Пестель.

Прежде всего решено было написать устав, ил «статут», тайного общества. Это дело поручено Пестелю, Долгорукову и Трубецкому. Последний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе; Долгорукий – целью общества и занятиями его для ее достижения; Пестель – формою принятия и внутренним образованием.[13]

«Статут», или устав, первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818г. преобразовали свое общество. Когда оно окончательно оформилось и разработало свой устав, Союз получил название Общества истинных и верных сынов Отечества.

Основные цели борьбы были в общем ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле.

В дни переезда царского двора с гвардией из Петербурга в Москву, где на Воробьевых горах закладывался храм в честь войны 1812г., в истории декабристов и возник так называемый Московский заговор 1817г.

У членов тайного общества, стремившихся к скорейшему достижению своей цели, возникла мысль: нельзя ли ускорить смену монархов на престоле путем цареубийства? За это решил взяться Якушкин. Но члены общества сомневались в целесообразности акта цареубийства. Они сознавали бессилие своей малочисленной и замкнутой конспиративной группы. Где гарантия того, что новый царь, который займет престол после убитого, согласится на конституцию и освободит крестьян от крепостного права? Никакой гарантии в этом не было. В жарких спорах общество решило ликвидировать прежнюю организацию и основать другую, на новых началах.

Было признано необходимым прежде всего численно расширить общество и завоевать этим путем ту силу, которая, по мнению декабристов, двигала историей, – общественное мнение. Так было ликвидировано первое тайное общество.

Но пока шла эта работа, не хотелось терять возможности вербовать новых членов: недовольство вокруг кипело, молодежь жаждала действия, было много людей, готовых вступить в организацию. Поэтому тут же, в Москве. Где в тот момент находилось основное ядро гвардии, было основано тайное общество – в целях конспирации под скромным и не привлекающим названием «Военное общество». Его возглавили Никита Муравьев и Павел Катенин.

В 1818г., когда работа над новым уставом закончилась, начала свою деятельность новая декабристская организация – Союз благоденствия.

§2 Союз благоденствия

 

Союз благоденствия также был конспиративной организацией и имел те же основные цели борьбы, что и Союз спасения. За время своего трехлетнего существования (1818 – 1821) Союз благоденствия сделал крупный шаг в разработке организационно-тактических принципов и программных положений декабризма. Это была в сравнении с Союзом спасения относительно широкая организация, насчитывавшая до 200 членов. Передовая молодежь повсюду смело выступала против старых, отживших форм жизни, тормозивших движение страны вперед.

Декабристы решили начать с формирования передового общественного мнения в стране, которое расценивалось прежде всего как важное условие предстоящего революционного переворота. Для овладения общественным мнением Союз благоденствия должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими.

Действие общества охватывало в своем предмете все сословия государства и все стороны управления, и поэтому надо было определить каждому члену круг его действий, для чего члены разделялись на четыре разряда по отраслям. Каждая отрасль состояла из управ. Управа управлялась председателем, которому члены сообщали сведения и доносили о своих действиях. Каждый член мог заводить вспомогательную управу, цель которых была приготовить членов для Союза. Все управы состояли под ведением Коренного Совета (24 человека). Здесь избирались председатель и блюститель. Последний соединял в себе общий надзор над всеми действиями, сверял все списки устава Союза и скреплял их своей подписью. Ему подчинялись блюстители управ, которые назначались из членов управы Коренного Совета.

Было также запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи.

Важно отметить тот факт, что Союз благоденствия оформился организационно и развернул большую работу над своей программой, которая была закреплена в «Зеленой книге». Основатели общества избрали четырех членов, которым поручено было составление нового устава. Это были М.Н.Муравьев, князь П.Долгорукий, Никита Муравьев и князь Трубецкой. «Они исполнили поручение, и новый устав был вполне одобрен и принят. Общество названо по предмету своей цели Союзом Благоденствия».[14]

«Зеленая книга» названа так по цвету переплета, который был выбран не случайно. Зеленый цвет символизировал надежду. Устав состоял из двух частей. Первая часть «Зеленой книги», пронумерованная и прошнурованная, имела печать в виде улья и пчел вокруг него. В этой части излагались основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов. «Сокровенная цель» Союза благоденствия была означена во второй части «Зеленой книги».[15]

Вот что писал в своих воспоминаниях декабрист М.С.Лунин о первой части устава Союза благоденствия «Зеленой книги»: «Развитие образованности было усилено новыми началами, которые Тайное общество влило в народную мысль. Оно рассеяло … предубеждение о невозможности иного порядка вещей и внесло в массы сознание той истины, что подчинение себя другим людям должно быть заменено повиновением закону. Оно искало доказать преимущества взаимной поруки, обращающей дело каждого в общее дело; важность суда присяжных в гражданских и уголовных исках и его внутреннею связь с гражданской свободой; необходимость гласности без ограничений… Тайное общество обратилось от факта к праву, указывая на пределы всякой власти…: нравственность, разум, правосудие и общую пользу, различные проблески одной и той же истины. Разлитие просвещения вообще рассматривалось им как путь к внутреннему порядку и справедливости, к внешнему уважению и могуществу».[16] Многое в этом уставе было заимствовано из устава немецкого Тугендбунда. Именно эта первая часть в 1822г. была представлена Александру I А.И.Чернышевым.

Вторая часть устава Союза благоденствия («сокровенная») была составлена позже. «Вот его пограмма: уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах, гласность судопроизводства, уничтожение винной монополии, уничтожение военных поселений, улучшение участи защитников отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет, улучшение участи членов нашего клира, в мирное время уменьшение численности нашей армии».[17]Эта часть устава не сохранилась, и поэтому в разное время возникали сомнения в ее существовании. Однако показания ряда декабристов свидетельствуют, что вторая часть устава Союза благоденствия, написанная вчерне и поэтому не получившая еще силу программного документа, принятого обществом, все же существовала.

К значительной работе Союза благоденствия нужно отнести два совещания («съезда») его Коренной управы: Петербургское совещание 1820г. по вопросу о республике и Московский съезд 1821г., которые повернули движение декабристов на новую дорогу.

 

 

 

§3 Петербургское совещание 1820г. Ликвидация Союза благоденствия

 

Итак, Союз благоденствия был деятельной организацией и немало сделал за три года своей работы. Но все, что он сделал, в сущности, не приблизило его к цели. Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение «законно-свободного» представительного правления. Члены Союза понимали, что крепостное право не могло пасть от одного общественного мнения, потому и задумали написать вторую часть своего статута «Зеленой книги» с изложением «сокровенной цели» и способов ее достижения, но предложенные тогда решения вызывали разногласия.

Неразработанные стороны «сокровенной цели» становились явственным тормозом движения. Двадцатилетний с лишним срок, отведенный было Союзом благоденствия для подготовки переворота, стал казаться необоснованно длинным, а способы достижения цели – малоэффективными. Политическая цель – конституционная монархия – стала представляться отсталой и не удовлетворяющей созревшему мировоззреню. Численный рост Союза делал организацию рыхлой, принимались иной раз и ненадежные люди, болтуны, занимавшиеся пустяками. Резкая неудовлетворенность сделанным все отчетливее сказывалась в спорах, в обсуждении создавшегося положения. В самом обществе намечалось глубокое внутреннее движение: одни из прежних членов охладели к цели организации, а другие жаловались, что тайное общество ничего не делает. Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения целей. Многие декабристы пришли к выводу, что нечего рассчитывать на решающее влияние «общественного мнения». Это слишком медленный путь.

В создавшейся революционной обстановке в мире решение Коренной управы Союза благоденствия созвать в Петербурге совещание по основным программным вопросам – для уяснения «сокровенной цели» и выработки правильной линии действий - было вполне своевременным.

Совещание состоялось в январе 1820г. на квартире Федора Глинки. В совещании приняло участие ведущее ядро движения: Пестель (он был докладчиком), Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, Михаил Лунин, Николай Тургенев, Иван Якушкин, Иван Шипов и ряд других членов тайного общества. На совещании был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Каждый из голосовавших объяснял причины своего выбора. «В заключении приняли все единогласно республиканское правление».[18]

Информация о работе Политическая программа декобристов