Партийные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:55, лекция

Описание работы

Разновидности партийных систем
Политические партии, как уже ясно, возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень его социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем выше уровень

Файлы: 1 файл

3. Партийные системы.docx

— 16.33 Кб (Скачать файл)

3. Партийные системы  

 

Разновидности партийных систем

Политические партии, как  уже ясно, возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень его социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем выше уровень

[290]

экономического, социального, культурного расслоения общества, тем больше партий существует в нем, поскольку каждая партия стремится выражать интересы определенной социальной группы. Некоторые партии, как, например, КПСС, претендовали на то, чтобы выражать интересы всего общества.

Совокупность  политических партий и связи между  ними составляют партийную систему. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям.

По количеству партий, существующих в обществе, выделяют:

1)   монопартийную (или однопартийную) систему, где единственная партия монополизирует государственную власть. Обычно подобная система характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегрировать социальные группы, гармонично сочетать различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако однопартийная система страдает и рядом серьезных недостатков. Отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс;

2)   двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных.

Классическим примером двухпартийной  системы является Великобритания с  чередованием у власти лейбористской  и консервативной партий, хотя в  стране существуют и социал-демократическая, и коммунистическая партии, и национальные партии Шотлан-

[291]

дии, Уэльса, однако их влияние на общество очень ограниченно. Лейбористская и консервативная партии различаются идеологическими установками, социальной базой.

Консервативная партия представляет интересы наиболее состоятельных слоев  общества, тех, кто привержен традиционным ценностям (порядок, стабильность, сильное государство, собственность, неравенство). Лейбористская партия, напротив, акцентирует внимание на осуществлении принципов социальной справедливости, обеспечения социальной защищенности трудящихся, интересы которых она представляет. В решении этих вопросов важная роль отводится государству, его налоговой политике, через которую происходит перераспределение доходов богатых в пользу бедных. Социальная ориентация государства проявляется в проведении политики национализации ряда отраслей (транспорт, сталелитейная, угледобывающая и т. д.), строительстве бесплатного жилья, расширении системы медицинского обслуживания и т. д.

Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии;

3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием.

[292]

Пример многопартийности являют собой страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные и идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии - 12, в Швеции, Дании, Норвегии — более пяти и т. д.

Партийные системы различаются по политическому весу партий. Роль политических партий, их влияние на общественную и государственную жизнь неодинаковы. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех элементов (переменных): а) числа членов партии; б) количества избирателей, проголосовавших за нее; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются степенью влияния на процесс принятия политических решений.

По политическому  «весу» выделяются четыре типа партий:

1)   мажоритарная партия, т. е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;

2)   партия с мажоритарным призванием, т. е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

3)   доминирующая партия, т. е. получившая относительное большинство депутатских мест;

4)   миноритарная партия, т. е. имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию  партии определяет и тип партийной  системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, т. е. стабильным доминированием в течение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия

[293]

Японии, консервативная партия Великобритании в 70—80-х годах). Кроме того, можно отметить партийные системы с присутствием доминирующей партии (христианские демократы в ФРГ в 70—90-х годах), вынужденной искать союзников в лице других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять коалицию миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.

 


Информация о работе Партийные системы