Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:32, реферат

Описание работы

К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается путем распределения мандатов среди крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать блоки или коалиции еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику.

Файлы: 1 файл

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

Политическая элита имеет  и свою структуру. Элита по статусу включает президента и вице-президента страны, членов президентского совета, лидеров представительных органов власти и депутатов, премьер-министра и его заместителей, министров, руководителей администрации и председателей представительных органов власти субъектов Федерации, глав дипломатических представительств за рубежом, высший слой военного чиновничества, лидеров политических партий и общественных движений, руководителей ведущих средств массовой информации. В нашей стране таких людей насчитывается около двух тысяч человек. Это и есть правящая элита --элита в узком смысле слова. 

По аналогии можно определить элитный круг на уровне области, края или республики.

Неотъемлемым элементом  кадрового корпуса высшего политического  звена в демократическом обществе является контрэлита -- группа наиболее влиятельных лиц из оппозиционных партий и движений, члены так называемых теневых кабинетов, оппоненты официальному правительственному курсу из финансово-промышленных и коммерческих структур, критически настроенные авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые. Контрэлита обладает всеми характерными чертами собственно элиты за исключением главного: она не обладает реальной властью и не имеет прямого доступа к государственным управленческим функциям. Она борется за их приобретение и получение статуса субъекта политики в ранге правящей элиты.

Важным структурным звеном элитного слоя является околоэлитное окружение -- ближайшие помощники тех, кто реально делает политику. Это советники и консультанты разных рангов и профилей, члены советов, комиссий и рабочих групп, авторитетные юристы, публицисты, ученые, писатели и артисты -- прежде всего те, кто составляет, как сейчас говорят, команду руководителя, те, кто, будучи на государственной службе, занимает должности группы «Б». Эти люди играют роль своеобразных менеджеров, которые, хотя и не занимают ключевые государственные должности в соответствующих властных структурах, тем не менее, облечены достаточными полномочиями и реальными неформальными возможностями для того, чтобы воздействовать на процесс принятия решений.

Они не в меньшей мере, чем их «патроны» имеют доступ к реальным рычагам власти и посредством  этого выполняют многие управленческие функции, играют своеобразную интегрирующую  роль между политиками, управленцами-хозяйственниками, лидерами духовной сферы и командирами  военно-промышленного комплекса, руководителями средств массовой информации. Именно через этих людей высшие чиновники  и политические лидеры «соприкасаются»  с парламентариями, наиболее влиятельными лицами за рубежом, руководителями различных  государственных и частных организаций.

В совокупности собственно элита, контрэлита и околоэлитное окружение и представляют собой элиту в широком смысле слова. Без такой элиты, без гармонии и органического единства ее структурных элементов, а тем более без компетентности и профессионализма тех, кто обладает властью, не может нормально существовать ни одно социальное образование.

 

 

 

Понятие политической элиты

Социальное разделение между  теми, кто власть осуществляет, и  теми, по отношению к кому она  осуществляется, следует из самой  сути властных отношений. Власть асимметрична. Разделение на управляемых и управляющих  имеет место при любой форме  правления и при любом режиме. В демократических государствах, как и в недемократических, реальное управление обществом находится  в руках организованного меньшинства. Однако в условиях демократии меньшинство  может прийти к власти только в  результате выборов в соответствии с волей большинства и при  конкуренции с другими избирательными меньшинствами.

Организованное меньшинство, которое непосредственно осуществляет управление и принимает политические решения, обозначают по-разному: политическая элита, властвующая элита, правящая элита, политический класс, правящий класс, высшее политическое руководство. Богатство  наименований часто применяют к  одному и тому же социально-политическому  явлению – к реальному меньшинству, обладающему политической контролирующей властью. В современной политологии возобладал в конечном счете термин “элита”, введенный итальянским исследователем В. Парето (1848-1923 гг.).

Понятие элита относится  к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, которые имеют  значительный вес по сравнению с  окружением. Элита – это "избранные" той или иной сферы социальной жизни. Элита подразумевает исключительность, особые критерии отбора и участия в ее функционировании. В социальной иерархии элиты занимают высшую ступеньку.

Политическая  элита – это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества. Родоначальник элитологии В. Парето определял элиту как группу людей, занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния, политического и социального могущества.

Как отмечалось выше, политические элиты есть реальный факт общественных отношений. Предпосылки возникновения  элиты связаны с рядом факторов:

- политическая власть представляет собой сложную систему организованных центров власти. Функционирование этой системы предполагает существование особого слоя политических лидеров и руководителей, которые и занимают ключевые места в этих центрах власти и имеют определяющее общественное влияние;

- в реальной политической практике сохраняется высокая степень отчуждения масс от процесса принятия политических решений и от контроля за политикой. Власть народа и управление народом разделены;

- технология политического властвования требует выполнения политическими институтами их функций в короткие сроки, что резко ограничивает механизм консультирования с народом при принятии решений и способствует элитаризации политики;

- выработка многих политических решений требует и специальных профессиональных знаний, что также ограничивает общественный контроль за властью "снизу";

- кроме того, политикой интересуются далеко не все люди. Для многих другие сферы проявления своей активности представляют гораздо большую привлекательность, и заниматься политикой стремится меньшинство;

- важным фактором является и стремление элиты сохранить свою власть. Элиты способствуют стабильности, воспроизводимости, пролонгации власти, сохранению влияния политических лидеров и руководителей.

Являясь представителями  определенной социальной базы, элиты  ориентированы на эффективную защиту общественных интересов, на создание максимально  благоприятных условий для их реализации. Политические элиты объединяются вокруг главной политической ценности, каковой является власть, "использование  политики". Власть для политических элит самоценна, главное здесь – удержание и умножение власти всевозможными способами.

Политическая элита отличается особой сплоченностью, едиными ценностными  ориентациями, социально-политической и психологической гомогенностью (однородностью). Элиты обладают четко  выраженным групповым сознанием, общей  волей к действию и консолидированностью. Социально-политическая однородность способствует сохранению достаточного единомыслия и единодействия в самых сложных ситуация. Тем самым власть укрепляется, сохраняется ее цельность и целеустремленность. Психологическая гомогенность дает возможность неординарным, конкурирующим между собой людям сохранять совместимость и не доводить ситуацию до борьбы самолюбий, личностных расколов в руководящей среде. У лиц, входящих в политическую элиту, духовные запросы, комплекс возможностей, уровень социальных притязаний и даже человеческие качества отличаются высокой совместимостью.

Авторитетность элиты – важнейшее условие ее пребывания у власти и сохранения власти. Политическая элита должна быть легитимной. Когда политическое или государственное сообщество перестает санкционировать власть данной политической элиты, то она утрачивает социальную базу своего существования и в конце концов теряет власть.

Политические элиты могут  приходить к власти в результате выборов, выиграв политическую борьбу у других организованных меньшинств, претендующих на роль политической контролирующей группы. В этом случае взаимодействие элиты и массы носит легальный  и легитимный характер. Однако политическая элита может прийти к власти революционным  путем или посредством государственного переворота. В такой ситуации новая  политическая элита стремится обрести  необходимую легитимность неформальным признанием со стороны неорганизованного  большинства. В любом случае отношение  элиты с массами строится на принципах  лидерства и авторитетного руководства, а не слепого подчинения. Легитимация  политической власти элиты отличает ее от олигархии (власти немногих).

Существуют различные  подходы к изучению политических элит, но все исследователи элит считают, что любые политические системы можно считать элитарными, потому что реально существует меньшинство, обладающее политической контролирующей властью. Это меньшинство либо монополизирует функции принятия решений, либо имеет  существенные преимущества при принятии решений, т.е. обладает преимущественным влиянием.

Функции политической элиты

Политическая элита – это порождение и элемент политической системы социально-классового дифференцированного общества. Политическая элита – это часть властного механизма, обеспечивающего социальное господство. Обладая навыками политического управления, элиты подготовлены для эффективного представления социально-классовых интересов. Их важнейшей функцией является актуализация интересов данного класса, слоя с помощью политической власти, формирование воли класса и непосредственное руководство претворением этой воли в жизнь. Отношения господствующего класса и правящей элиты представляют сложное взаимодействие. Защищая определенные классовые интересы, элита имеет относительную самостоятельность, потому что она носитель непосредственных властных полномочий. В особых ситуациях элита может принимать решения, против которых выступает большинство ее класса, так как, обладая необходимой политической компетенцией, она лучше понимает и совокупные интересы класса, и общегосударственные интересы.

Таким образом, имея собственную  социальную базу, политическая элита  как властвующая сила является проводником  не только узкосоциального интереса, но и выступает как проводник  всеобщего интереса. Она все время  мотивирует свою деятельность заботой  об общем благе. И на самом деле важнейшая функция элиты – не только реализация интересов социально-господствующих слоев, но и достижение общегосударственных целей.

Политическая элита вырабатывает государственную политику, формирует  политическую стратегию и стремится  к ее успешной реализации. Для элиты  важно интегрировать различные  интересы и волеизъявления в единую результирующую волю и тем самым  расширить свою социальную базу. Итоговые решения политической элиты – это результат согласования и корректировки курсов, учет пестрой палитры социальных позиций на общегосударственном уровне. В конечном счете власть элиты сильна и стабильна, если ее решения рациональны, их реализация эффективна, а в обществе достигнут баланс социальных интересов.

Существенным моментом в  деятельности элиты является защита ценностей, идеалов, характерных для  данного общества, и обеспечение  консенсуса по основополагающим принципам  жизнедеятельности государства.

Из вышесказанного следует, что политическая элита должна обладать уверенностью в себе, быть способной  к решительным и, возможно, болезненным  для общества мерам, но ее автономность при принятии решений не абсолютна. Элита проверяется с двух сторон: со стороны социально-господствующих сил и общества. И только в той  степени, в какой элита в состоянии  обеспечить баланс столь конфликтных  интересов и проводить эффективную  политику, она может длительное время  оставаться у власти.

Политические элиты бывают "открытого" и "закрытого" типов. Элиты "открытого" типа рекрутируют в свой состав представителей из различных социальных слоев, хотя кандидаты в элиту проходят длительный отбор через устоявшиеся структуры воспроизводства элиты. Тем самым устраняется возможность массового проникновения в элиту людей некомпетентных, политически неподготовленных, авантюристов. Элиты "открытого" типа присущи либерально-демократическим политическим системам. Наличие элит, возможность выбирать из достаточного количества хорошо подготовленных, квалифицированных представителей сторонники либеральной демократии считают важнейшим условием для нормального функционирования демократии, создания стабильной политической системы.

Политические элиты "закрытого" типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей. Это, например, политическая элита феодального  общества – родовая аристократия. К элитам "закрытого" типа относится и советская номенклатура. В современных условиях элиты "закрытого" типа отличаются большей склонностью к упадку, они достаточно быстро теряют необходимые элите политические качества.

Информация о работе Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы