Максим Адамович Богданович и значение его творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Максим Богданович прожил очень короткую, но чрезвычайно плодотворную в творческих отношениях жизнь. Он достиг широкого признания современников и потомков. Имя Максима Богдановича стоит рядом с такими классиками белорусском и мировой литературы, как Янка Купала и Якуб Колас. Его творческое наследие - существенная часть духовной культуры белорусского народа.

Файлы: 1 файл

Богданович.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

 

 

Творчество.

 

 

По мнению литературоведа И. И. Замотина (1873—1942), в творчестве Богдановича находили отражение литературные искания и предреволюционные настроения начала века, белорусское возрождение и старина, личные переживания; на многих его стихотворениях и повестях лежит общий грустный колорит, вызванный противоречивой эпохой, а также обусловленный болезнью поэта и предчувствием близкого конца; но Богданович верит в обновление жизни и ждёт его с надеждою.

Максим Богданович создал много  прекрасных образцов гражданской, пейзажной, философской лирики; написал ряд  любовных стихов, посвящённых Анне Кокуевой (ярославская знакомая поэта, в которую он был влюблён).

Лирика Богдановича тесно связана  с устной народной поэзией, национально-освободительными идеями, проникнута любовью к трудовому  народу. В некоторых стихах звучит протест против мира насилия и  социальной несправедливости: «Пан и  мужик» (1912), «Двинемся, братья, скорей!» (1910), «Межи».

Несмотря на то, что Богданович владел белорусским языком не безупречно, он сознательно приобщал его к  достижениям стихотворной формы (особенно в области строфики) и художественного стиля, осуществлённым в античной и западно-европейской литературах, в чём имел большой успех. Кроме того он оставил немало подражаний и переводов.

На поэзию Богдановича повлияли произведения французских символистов, российских акмеистов. Однако он стремился к созданию собственной белорусской поэзии, органического слияния белорусских и зарубежных традиций, призывал в своих статьях «держаться народной песни, как слепой держится забора». Богданович создал прекрасные пейзажи родной Белоруссии и внёс большой вклад в развитие поэтической культуры белорусского народа.

Богданович впервые в белорусском  литературе применил такие формы  как сонет, триолет, рондо, верлибр и другие классические стихотворные формы. Стихотворение «В Вильне» стало первым примером жанра городской поэзии в новой белорусской литературе.

По мнению отца поэта, в творчестве сына отразилась лучшая сторона его  души, «а может быть, и вся она  целиком. Его лирика есть история  его душевных переживаний, живописно  рассказанных им самим, а его другие писания свидетельствуют о его  взглядах и убеждениях, о его общественных интересах».

Максим Богданович был одним  из тех пионеров белорусского национального  возрождения, кто пробовал показать место и роль белорусского народа в историческом времени, сформулировать национальную идею белорусов, осмыслить пути дальнейшего развития белорусской нации. Роль и значение Максима Богдановича в развитии белорусской изящной словесности, в национальном и духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками.

Его поэзия, работы по истории и теории литературы изучаются в средней школе и на филологических факультетах высших учебных заведений.

 

 

Память.

 

 

В 1927 году, через 10 лет после смерти поэта, Валентином Волковым был создан «Портрет Максима Богдановича», который  сейчас хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Работают музеи Богдановича в Минске, Гродно, Ярославле; имя поэта носят улицы во всех областных центрах Белоруссии, в Нижнем Новгороде, Ярославле и Ялте, школы и библиотеки в различных белорусских городах. Ему посвящена оперы «Звезда Венера» (Юрий Семеняко — Алесь Бачило) и «Максим» (Игорь Паливода — Леонид Прончак). В 1991 году имя Максима Богдановича внесено в календарный список ЮНЕСКО «Годовщины выдающихся лиц и событий». В апреле 2008 года московский Государственный исторический музей согласился передать 6 полноценных поясов Слуцкой мануфактуры, которые вдохновили Максима Богдановича на создание стихотворения «Слуцкие ткачихи» в частный белорусском музей братьев Луцкевичей. Договор об экспозиции слуцких поясов в Национальном художественном музее был подписан лишь на год. 9 декабря 1981 года, в честь 90-летия со дня рождения Максима Богдановича, перед Театром оперы и балета, недалеко от места, где родился и жил поэт, ему был установлен памятник. В апреле 2008 года, в соответствии с решением Мингорисполкома, памятник классику белорусской литературы был отправлен на реставрацию. В июне 2008 года памятник был установлен заново на углу улицы Максима Богдановича. Относительно бывшего местоположения памятник перенесли на 150 метров на северо-запад, поближе к месту рождения поэта, и повернули лицом к Свислочи в направлении между домом на улице М. Богдановича, 27 и суворовским училищем. Литературный музей Максима Богдановича открылся в 1980 году в Троицком предместье Минска, в двухэтажном доме XIX века, стоящем неподалёку от несохранившегося подлинного дома поэта. С 1986 года открыт музей в Гродно в доме, в котором, по некоторым данным, с 1892 по 1896 год жила семья Богдановичей. В 2008 году после ремонта в Ярославле открылась вторая экспозиция в мемориальном Доме-музее Максима Богдановича (Музей М. Богдановича в городе Ярославле был открыт в декабре 1992 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Максим Богданович создал прекрасные пейзажи родной Белоруссии и внёс большой вклад в развитие поэтической культуры белорусского народа. Богдановичу принадлежат переводы с русского, украинского, польского, сербского и других языков, критические работы, публицистические статьи, которые печатались в белорусской газете «Наша нива», в ярославском «Голосе», в журнале «Украинская жизнь» и других изданиях. В частности, перевёл на белорусский язык стихотворения П. Верлена, Э. Верхарна, Г. Гейне, А. С. Пушкина, Горация и Овидия. На русский язык переводил произведения Янки Купалы, Тараса Шевченко, Ивана Франко. Лирика Богдановича тесно связана с народной поэзией, национально-освободительными идеями, согрета любовью к трудовому народу. К лучшим его сочинениям можно отнести: «Из песен белорусского мужика», «Межи», «Эмигрантская песня», «Слуцкие ткачихи», «В деревне», «Дождь в поле и холод». Максим Богданович внес значимый вклад в историю белорусского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

 

1. Шлях паэта. Успаміны і біяграфічныя матэрыялы пра Максіма Багдановіча. — Мн.: Маст. літ., 1975.

2. Белая С. Яраслаўль у лёсе Максіма Багдановіча: дакументальнае эсэ — Мн.: Беллітфонд, 2006.

3. Архивы Беларуси (archives.gov.by)

4. Литературная энциклопедия: В 11 т. , 1929—1939. Т. 1. Изд-во Ком. Акад.

5. Максім Багдановіч. Маладыя гады: Выбранае. — Менск: Мастацкая літаратура, 2001.

6. Ластоўскі В. Мае ўспаміны аб М. Багдановічу. — 1925.

 


Информация о работе Максим Адамович Богданович и значение его творчества