Конституционный строй РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится конституционным строем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Основы конституционного строя…………………………………….5
1.1. Понятие конституционного строя и закрепление его в Конституции РФ…………………………………………………………………………………..5
1.2. Экономические основы конституционного строя…………………………9
Глава 2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации………....13
2.1. Российская Федерация – демократическое, правовое, суверенное, светское государство…………………………………………………………….13
2.2. Федеративная форма государственного устройства РФ и республиканская форма правления………………………………………...…..20
2.3. Человек, его права и свободы как высшая ценность государства……….23
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 65.73 Кб (Скачать файл)

Каждый взрослый должен иметь  возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать, естественно предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, предусматривается право на труд. В конституции содержится лишь право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Разумеется, что такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается тем, что в Конституции предусмотрено право на защиту от безработицы (ст. 37).

Одной из важнейших целей  социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Наиболее характерные  черты социального государства  выражаются в его социальной политике, которая в соответствии со ст.7 направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Основные направления  этой политики: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

                                  Вывод по 2 главе:

Российская Федерация  признается демократическим, правовым, суверенным, светским государством, в  котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Устройством территории того или иного государства принято  называть государственным устройством - это территориальная организация  государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между  государством в целом и его  частями, связанной с их правовым статусом.

По форме государственного устройства все государства подразделяют на две группы - унитарные и федеративные. Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. А при федерации несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение                               

Современная Конституция  Российской Федерации имеет структуру, характерную для многих современных  демократических конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой  как для остальных положений  крнституции, так и иных нормативно-правовых актов.

Конституционный строй является одним из фундаментальных понятий в науке государственного права. Это объясняется тем, что в конституционном строе выражена сущность государства и следовательно, он определяет содержание таких институтов права как конституционные права, свободы и обязанности граждан, раскрывающие взаимоотношения между государством и личностью, национально-государственное устройство, избирательная система и избирательное право, система и принципы организации и деятельности государственных органов. А также он определяет порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

Таким образом, под конституционным  строем понимают совокупность политических, экономических, социально-правовых отношений устанавливаемых и поддерживаемых Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации. Отличие данного понятия от государственного строя состоит в том, что конституционный строй, как следует из самого названия, основан на конституции, его признаками являются принципы разделения властей, суверенитета, неотчуждаемости прав и свобод граждан, в то время как государственный строй может и не иметь указанных признаков.

Одним из первых в Конституции отражен принцип разделения законодательной исполнительной и судебной властей, их взаимодействия в процессе управления экономикой и обществом, установлен порядок осуществления определяющих государственных функций при главенствующей роли Президента России. Это чрезвычайно важно, так как в стране временами наблюдается несогласованность действий и даже противостояние ветвей и органов государственной власти. Благодаря тому, что этот принцип закреплен в Конституции и что в ней определены, установлены полномочия высших органов управления, дается в определенной степени сгладить противоречия и предотвратить нарастание напряженности, обеспечить устойчивое функционирование государственной машины управления.

Однако основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ, которая определяет главные черты государственного и общественного строя. Эти положения чрезвычайно важны и из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое выражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом этих положений. Данное конституционное установление дает стабильность Конституции и конституционному строю.

На основании вышеизложенного необходимо сделать следующий вывод. Конституционный строй и его основы имеют принципиально важное значение для существования государства и общества. Закрепление данного положения в Конституции РФ является гарантом стабильности. Однако, ясно, что непосредственно применить положения Конституции для регулирования любого процесса не представляется возможным, иначе можно было бы ограничиться одной только Конституцией, и не принимать других законов. Положения Конституции РФ носят общий характер, поэтому необходимо более широкая их детализация и интерпретация в законодательных актах более низкого уровня.

 

                     Список источников и литературы

 

                            I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская  газета 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Опубликовано 30 июня 2004 г. Допвыпуск № 3514.

 

                            II. Специальная литература:

3. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2007. С. 93.

4. Беспалый И.Т. Государственное право Российской Федерации. Учебное пособие - Самара: изд-во «Самарский университет», 2004. - 140 с.

5. Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М. 2003. С. 264.

6. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М, 2004. – 704 с.

7. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. «Теория государства и права ». М., 2005. С. 38.

8. Дубов И. А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право 1993 г. № 10. С. 5.

9. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2000.- 492 с.

10. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2009. – 288 с.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005. С. 103.

12. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ учебник для вузов (под ред. О.И.Тиунова). - М. Норма, 2005. С. 72.

13. Конституционное право: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Масляева. - М.: Юристъ, 2004. - 280 с.

14. Конституционное право. Учебник. / Под ред. проф. Лазарева В. В. - М.: Новый Юрист, 2008. - 544 с.

15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 2005. – 480 с.

16. Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право: Ежемесячный журнал. 2001. № 7. С. 5.

17. Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации. Государство и право. 1992. № 8. С. 15.

18. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. М., 2004. – 285 с.

19. Сукало А. Е. Основы конституционного строя. // Право и экономика. - 1994. С. 11-13.

20. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149.

21. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2003. С. 69.

22. Якушик В. М. Современное государство переходного типа. - Киев, 1992. - 243 с.

 

 

 

1 Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М. 2003. С. 264.

2 Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2007. С. 93.

3 Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ учебник для вузов (под ред. О.И.Тиунова). - М. Норма, 2005. С. 72.

4 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета 25 декабря 1993 г. № 237.

5 Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Опубликовано 30 июня 2004 г. Допвыпуск № 3514.

6 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. М., 2004. С. 152.

7 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149.

8 Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2003. С. 69.

9 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 2005. С. 191.

10 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета 25 декабря 1993 г. № 237.

11 Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право: Ежемесячный журнал. 2001. № 7. С. 5.


Информация о работе Конституционный строй РФ