Коммерческая космическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

Космическая деятельность относится к наиболее сложным видам деятельности, а ее ярко выраженная ориентация на широкое международное сотрудничество вносит существенный вклад в мировые процессы. Изменив свой «основной профиль», современная космонавтика характеризуется двумя основными обстоятельствами: с одной стороны, в современных условиях космонавтика уже в меньшей степени служит интересам военного противоборства в космосе и на Земле, а с другой стороны, она активно стала использоваться при решении насущных проблем современности.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и содержание космической деятельности-------------------3
2. Слишком конкурентный космос---------------------------------------------12
3. Новые соперники---------------------------------------------------------------14
4. Частный бизнес как угроза---------------------------------------------------16
Основные определения-----------------------------------------------------------19

Файлы: 1 файл

Реферат Афанасьев.docx

— 337.17 Кб (Скачать файл)

Слишком конкурентный космос

Авария  ракеты-носителя «Протон» 7 августа  превратила в космический мусор два спутника и разгонный блок «Бриз-М». Но ущерб от аварии может оказаться намного больше. Будучи лидером коммерческих космических запусков, Россия за полтора года допустила шесть аварий ракет-носителей. Мы несем финансовые и репутационные потери, что играет на руку активизировавшимся в последние годы конкурентам

Фото: ИТАР-ТАСС

Забросить пару-тройку тонн груза на околоземную орбиту —  вполне себе бизнес. Держится он на том, что иметь на орбите всякое полезное железо (прежде всего спутники связи, навигации, разведки и т. п.) хотят очень много стран и корпораций, а вот доставить их туда могут лишь несколько государств.

На рынке коммерческих космических запусков Россия все  последние годы была лидером благодаря  соотношению «затраты — вероятность  успеха». Стоимость запуска у  нас ниже (10–12 тыс. долларов за выведение  на орбиту 1 кг груза, притом, что у основных конкурентов — американцев и европейцев — это стоит около 20 тыс. долларов), а вероятность успеха была почти стопроцентной. «Рабочие лошадки», позволяющие российской космической отрасли зарабатывать 700–800 млн. долларов в год, — это разработанные еще в Советском Союзе ракеты-носители «Протон» и «Союз». Старые, но надежные.

По крайней мере, так считалось до недавнего времени. Однако неудачи последних полутора-двух лет увеличивают риски заказчиков. Одновременно активизируются соперники — Китай, Индия, Япония, — многие из которых уже сегодня способны работать по таким же привлекательным ценам, что и Россия. А значит, мы постепенно теряем все свои конкурентные преимущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые соперники

Еще лет десять назад конкурентами России на рынке запусков были лишь страны ЕС и США, да и то весьма условными — по причине дешевизны наших услуг. Кроме того, США особо и не стремились на международный рынок коммерческих запусков: ракеты-носители NASA работали и работают практически исключительно в интересах американских космических программ.

Но в последние годы ситуация кардинально изменилась. Китай, который раньше для вывода спутников  на орбиту пользовался услугами России, за пять лет стал вполне самостоятельным  игроком. Рывок впечатляет: китайцы  совершили первый коммерческий запуск лишь в 2007 году, а по итогам первого полугодия 2012 года Китай вышел в лидеры, осуществив десять запусков с помощью ракеты-носителя «Великий поход» (Россия — 9, США — 8). Цены у них совершенно конкурентные, а на фоне снижения надежности российских носителей Китай становится нашим главным соперником.

Еще теснее на рынке коммерческих космических запусков стало в  мае этого года. Японское космическое  агентство и корпорация Mitsubishi Heavy Industries сообщили о том, что при  помощи ракеты-носителя H-2A запустили  в космос южнокорейский спутник. Если бы корейцы вывели свой спутник  при помощи российской ракеты, они  бы наверняка заплатили раза в два меньше (президент Mitsubishi Heavy Industries Хидэаки Омия признает, что им нужно снижать цены, чтобы конкурировать с Россией и странами ЕС). Но поговаривают, что корейцы отдали предпочтение японской ракете из-за ее надежности: за 11 лет H-2A стартовала 21 раз и потерпела лишь одну аварию. Руководство японского концерна уже заявило, что компания намерена отвоевать у российских и европейских ракет-носителей долю рынка.

Кроме Китая и Японии свои космические программы активно  развивают и такие страны, как  Индия и Бразилия. Российские эксперты с некоторым предубеждением относятся  к возможности конкуренции с  их стороны — в силу, прежде всего технологического отставания. Однако факт остается фактом: Индия уже имеет собственные ракеты-носители, а значит, может, как минимум сама запускать собственные спутники. Бразилия на подходе. То есть конкурентами они не станут, но свои заказы с рынка уведут: зачем платить кому-то, если можешь запустить сам?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частный бизнес как  угроза

В конце мая частный  американский космический корабль Dragon компании SpaceX совершил полет к  Международной космической станции. Это был первый в истории полет  к МКС, осуществленный силами частного бизнеса, а не государственных агентств вроде Роскосмоса или NASA.

Учитывая, что через полгода  к МКС полетит еще один частный «грузовик» Cygnus компании Orbital Sciences, можно говорить, что открывается новая эра — приход в сферу космических полетов частного бизнеса.

Пока что американские компании, как и прежде, ориентированы  на обслуживание заказов NASA. В том  числе и поэтому один из разработчиков  американской космической программы  Эдвард Кроули в недавнем интервью уверял, что ни Dragon, ни Cygnus пока не составят серьезную конкуренцию российским ракетам-носителям. «Не думаю, — говорил он, — что приход частников в космос серьезно меняет конкурентную картину на рынке космических запусков. У России есть устоявшийся набор ракет-носителей, обладающих таким немаловажным преимуществом, как низкая цена запуска. И даже недорогие коммерческие аппараты в США вряд ли смогут серьезно конкурировать с российскими по этому параметру. Забота российских производителей — соревнование с китайскими и индийскими производителями, которые обеспечивают еще меньшую стоимость запуска».

И все-таки в перспективе  мы получим еще одного сильного конкурента и в сегменте коммерческих запусков, и в других сегментах космической  коммерции, даже в таком пока экзотическом, как космический туризм. Ведь в  силу рыночных законов эффективность  частных космических программ будет  расти, а затраты падать. Заявленные цифры, к которым будут стремиться производители двигателя Falcon-9 (им оснащен  корабль Dragon), — 49–56 млн. долларов за запуск. И это уже вполне сопоставимо со стоимостью запуска российского «Протона».

Если продолжать разговор о частниках, стоит обратить внимание, что та же японская ракета-носитель H-2A — тоже частный продукт. Хоть разрабатывалась она в свое время Японским космическим агентством, но в 2007 году досталась Mitsubishi Heavy Industries в ходе приватизации космической отрасли. И выход на международный рынок космических полетов можно связывать, в том числе и с тем, что частной корпорации оказалось мало заказов японского правительства.

Таким образом, развитие частной  инициативы — еще одна серьезная  опасность для лидирующего положения  России на рынке космических запусков.

Очевидно, что Россия должна предъявлять какие-то новые козыри в этой конкурентной борьбе. Одним из них могла бы стать новая ракета-носитель «Ангара», которая, кстати, работает на экологичном кислородно-керосиновом двигателе. Она должна заменить «Протон». Ее разработкой занимается Научно-производственный центр им. Хруничева, но инновация в полноценном виде так и не увидела свет, а заявленные сроки стабильно сдвигаются, теперь уже на 2013 год.

Конечно, излишне драматизировать  ситуацию тоже не стоит. Ведь на коммерческие запуски, о которых мы ведем речь, приходится лишь 2% всего рынка космических услуг. Ключевыми же здесь являются три сегмента: связь (GPS, спутниковое вещание, телекоммуникации), наука и дистанционное зондирование. В развитии некоторых из этих сегментов Россия принимает активное участие. Но в других зачастую отходит на вторые и третьи роли.

 

 

График 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные определения:

Космическая деятельность - по определению Закона РФ "О космической деятельности" от 20 августа 1993 г. "любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела". В РФ космическая деятельность относится к ведению федеральных органов государственной власти и управления.

Национальная  космическая деятельность – это любая деятельность государства, неправительственных организаций и предприятий, а также частных лиц,  связанная с доступом в космос,  непосредственно в космосе, через космос и из космоса для достижения общенациональных целей.

Под международной  космической деятельностью (международным космическим сотрудничеством) понимается совместная космическая деятельность двух и более государств, иных субъектов космической деятельности (космических агентств, неправительственных организаций и предприятий, а также частных лиц и т.п.) по достижении определенных национальных или международных (межгосударственных) целей.

Мирная  космическая деятельность – это любая деятельность, связанная с доступом в космос, непосредственно в космосе, через космос и из космоса для достижения определенных общегражданских (невоенных) целей.

Военно-космическая  деятельность – это деятельность, связанная с доступом в космос, непосредственно в космосе, через космос и из космоса в интересах обороны и военной безопасности государства.

Коммерческая космическая деятельность – это любая деятельность, связанная с доступом в космос, непосредственно в космосе, через космос и из космоса для достижения определенных коммерческих целей.

Ракета-носитель (РН, также ракета космического назначения, РКН) — аппарат, действующий по принципу реактивного движения (ракета) и предназначенный для выведения полезной нагрузки в космическое пространство.

«Протон» (УР-500, «Протон-К», «Протон-М») — ракета-носитель (РН) тяжёлого класса, предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли. Исходный двухступенчатый вариант носителя «Протон» (УР-500) стал одним из первых носителей средне-тяжёлого класса, а трёхступенчатый «Протон-К» — тяжёлого, наряду с американской РН «Сатурн-1Б».

Разгонный блок (РБ) (также: межорбитальный буксир) — средство выведения космического аппарата, предназначенное для перемещение выводимых полезных грузов с низкой околоземной орбиты на целевую орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории. Разгонный блок 14С43 Бриз-М может быть использован с ракетами-носителями Протон-М, Ангара. Блок обеспечивает выведение полезной нагрузки на орбиты.

Космический аппарат (КА) — общее название технических устройств, используемых для выполнения разнообразных задач в космическом пространстве, а также проведения исследовательских и иного рода работ на поверхности различных небесных тел. Средствами доставки космических аппаратов на орбиту служат ракеты-носители или самолёты.

Космическое пространство (космос) — относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Вопреки распространённым представлениям, космос не является абсолютно пустым пространством — в нём существует очень низкая плотность некоторых частиц (преимущественно водорода), а также электромагнитное излучение. Слово «космос» имеет несколько различных значений. Иногда под космосом понимают всё пространство вне Земли, включая небесные тела.

Орбита (от лат. orbita — колея, дорога, путь) — траектория движения материальной точки в наперёд заданной системе пространственных координат для заданной в этих координатах конфигурации поля сил, которые на неё действуют.

В Небесной механике это траектория небесного тела в гравитационном поле другого тела, обладающего значительно большей массой (планеты, кометы, астероида в поле звезды). В прямоугольной системе координат, начало которой совпадает с центром масс, траектория может иметь форму конического сечения (окружности, эллипса, параболы или гиперболы).

Реактивный двигатель — двигатель, создающий необходимую для движения силу тяги посредством преобразования потенциальной энергии топлива в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела.

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) — наблюдение поверхности Земли авиационными и космическими средствами, оснащёнными различными видами съемочной аппаратуры. Рабочий диапазон длин волн, принимаемых съёмочной аппаратурой, составляет от долей микрометра (видимое оптическое излучение) до метров (радиоволны). Методы зондирования могут быть пассивные, то есть использовать естественное отраженное или вторичное тепловое излучение объектов на поверхности Земли, обусловленное солнечной активностью, и активные — использующие вынужденное излучение объектов, инициированное искусственным источником направленного действия.

 


Информация о работе Коммерческая космическая деятельность