Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Прорыв России в космос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:25, реферат

Описание работы

Циолковский еще в начале ХХ века утверждал: «Планета есть колыбель разума, но
нельзя вечно жить в колыбели. Человечество не останется вечно на Земле, но в
погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Сейчас мы являемся
свидетелями того, как сбываются пророческие слова.
Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества, как век освоения
космического пространства. Еще в начале века русский ученый
К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования
космоса с помощью ракет. Позже он написал: «Я буду рад, если моя работа
побудит других к дальнейшему труду».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.......................3
ГЛАВА 1: ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ..5
ГЛАВА 2: ПЕРВЫЕ СПУТНИКИ..............11
ГЛАВА 3: Ю. А. ГАГАРИН – ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ.....13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.03 Кб (Скачать файл)

ракеты, указав при этом на выгодность применения жидкого топлива. Считая

ракету единственным практически  приемлемым способом осуществления  полетов в

космос,

К. Э. Циолковский развил идею устройства составной многоступенчатой ракеты.

Своими работами К. Э. Циолковский  во многом определил рациональные пути

развития космонавтики и ракетостроения.

Идея исследования и освоения космического пространства захватила и одного из

пионеров ракетной техники, талантливого отечественного ученого Фридриха

Артуровича Цандера (1887-1933). Еще  в юношеские годы он познакомился с

работой К. Э. Циолковского «Исследование  мировых пространств реактивными

приборами», увлекся ракетостроением  и космонавтикой и посвятил им всю свою

жизнь. Ф. А. Цандер вошел в историю  науки как энтузиаст, страстный

пропагандист идей космических  полетов, начавший практическую работу в области

космонавтики.

В 1921 г. Ф. А. Цандер представил московской конференции изобретателей свой

проект межпланетного корабля-аэроплана.

Начавшаяся в стране культурная революция, пробуждение народных масс вызвали

широкий интерес множества людей  к звездным полетам. В их числе  был

талантливый изобретатель Юрий Васильевич Кондратюк  (1897-1942). Независимо

от К. Э. Циолковского Кондратюк  оригинальным методом вывел основные уравнения

движения ракеты, рассмотрел проблемы энергетически выгодных траекторий

космических полетов и теории полета многоступенчатых ракет. Ему принадлежит

ряд новаторских идей, в том числе  идея создания промежуточных межпланетных

заправочных ракетных баз, предложение  использовать атмосферу планеты  для

торможения при посадке ракеты. Ю. В. Кондратюк предложил схему  полетов к Луне

с выходом на ее орбиты искусственных  спутников и последующего отделения

взлетно-посадочного корабля. Он также  выдвинул идею использования

гравитационных полей встречных  небесных тел для дополнительного  разгона

космических кораблей или торможения их при полетах в пределах Солнечной

системы.

Популяризацией космонавтики занимался  известный советский ученый аэродинамик

Владимир Петрович Ветичкин (1883-1950). Первоначально (1921-1925) В. П.

Ветичкин выступал с докладами  о проблемах реактивного полета в пределах

атмосферы и в межпланетном пространстве, позже – с 1925 по 1927 гг. – он

разрабатывал основы динамики полета крылатых ракет и реактивных самолетов.

В декабре 1930 г. Ф. А. Цандер начал работать в Институте авиационного

машиностроения, в 1931 г. приступил  к постройке воздушно-реактивного

двигателя ОР-1, а затем к постройке  жидкостного ракетного двигателя  ОР-2.

Двигатель ОР-1 развивал силу тяги до 1,5 Н. Он работал на бензине и сжатом

воздухе. Двигатель ОР-2 был более  мощным. Развиваемая им сила тяги достигала

500 Н. Топливом был по-прежнему  бензин, а окислителем – жидкий  кислород.

В мае 1929 г. в газодинамической лаборатории  впервые в СССР были начаты

экспериментальные исследования жидкостных ракетных двигателей. Руководителем

разработки этих двигателей был  талантливый инженер (ныне академик) Валентин

Петрович Глушко.

Важную роль в развитии отечественной  ракетной техники сыграла и группа

изучения реактивного движения. В ней объединились многие энтузиасты ракетного

дела: Ф. А. Цандер, аэродинамик В. П. Ветичкин, талантливые инженеры С. П.

Королев, М. К. Тихонравов и др.

Работой группы руководил технический  совет под председательством  С. П.

Королева. Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 г. Длина

ракеты 2,4 м, стартовая масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 5 кг.

Двигатель развивал силу тяги до 500 Н.

Первой экспериментальной советской  ракетой с жидкостным ракетным двигателем

была ракета ГИРД-10 (двигатель работал  на жидком кислороде и этиловом

спирте). Первый пуск ракеты, которым  руководил

С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Нахабине. Хотя в

полете нарушилось крепление двигателя, и ракета упала в 150 м от места

старта, это не омрачило радости  ее создателей, ведь был сделан еще  один шаг

в освоении ракетной техникой.

Осенью 1933 г. на базе газодинамической лаборатории и группы изучения

реактивного движения было решено создать  в Москве Реактивный научно-

исследовательский институт. Начальником  института был назначен И. Т.

Клейменов, а заместителем по научной  части – С. П. Королев.

В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана

эпоха замечательных достижений. Научные  и технические идеи С. П. Королева

получили широкое применение в  ракетной и космической технике  в России.

Выдающимся событием того времени  было создание двигателя ОРМ-65 с

регулируемой тягой от 500 до 1750 Н  для установки его на крылатой ракете

РНИИ-212 и планере СК-9 конструкции  С. П. Королева.

Крупнейшим мероприятием в научной  жизни послевоенного периода  стал

Международный геофизический год, проходивший с 1 июля 1957 г. по 31 декабря

1958 г. К этому времени в  нашей стране под руководством  С. П. Королева были

созданы новые управляемые баллистические ракеты дальнего действия Р-2. Они

послужили основой для разработки геофизических ракет второго  поколения.

Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2, геофизической ракеты В-2А  был

осуществлен 16 мая 1957 г. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят

на высоту 200 км и успешно возвращен  на Землю.

С 1958 г. начинается очередной этап систематических исследований верхней

атмосферы до высоты более 500 км при  помощи геофизических ракет В-5А, В-5В.

Эксперименты с помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для  разработки

систем, обеспечивающих жизнедеятельность  и спасение человека в космическом

полете.

Подготовка к штурму космоса  потребовала создания в стране специальных  научных

институтов и лабораторий, промышленных предприятий, космодрома, сети наземных

станций слежения, подготовки высококвалифицированных  кадров, причем все

приходилось делать, на имея аналогов в мировой практике.

    

Глава 2: ПЕРВЫЕ СПУТНИКИ

 

4 октября 1957 г. вошло в историю  человечества как начало космической  эры. В

этот день – день запуска первого  советского искусственного спутника Земли  –

была осуществлена извечная мечта  человечества – выход в космос. Совершены

полеты к планетам Солнечной  системы. Автоматические аппараты успешно  работали

в условиях громадных давлений и  температур на Венере, в космическом  вакууме и

холоде на Луне. На орбитальных  пилотируемых станциях длительное время  живут и

работают космонавты.

Впереди – новые космические  свершения. Но все началось с того октябрьского

дня 1957 г. Первый советский искусственный  спутник имел форму шара диаметром

0,58 м, масса его составляла 83,6 кг. Два радиопередатчика спутника,

позволявшие изучать условия прохождения  радиоволн в ионосфере, дали

возможность получить новые сведения об атмосфере. Успешная работа первого

спутника подтвердила правильность теоретических расчетов и конструкторских

решений, заложенных при создании ракеты-носителя, самого спутника и  его

бортовых систем.

Второй советский искусственный  спутник был запущен 3 ноября 1957 г., так же

как и первый, в рамках программы  Международного геофизического года.

Важнейшие эксперименты, проведенные  на втором спутнике, - биологические. На

его борту находилась собака Лайка. Он представлял собой последнюю  ступень

ракеты-носителя общей массой 508,3 кг. В контейнерах размещались научная  и

измерительная аппаратура, а в герметической  кабине подопытное животное. Целью

биологического эксперимента являлось изучение основных физиологических

функций животного на различных  участках полета. До полета второго  спутника

животных неоднократно поднимали  в ракетах на высоту 500 км, чтобы  проверить

переносимость ими перегрузок и  кратковременной невесомости. Но только

орбитальные средства позволили комплексно исследовать  воздействие факторов

космического полета – стартовых  перегрузок, длительной невесомости, радиации

– на живой организм. Первый космический  полет живого существа показал, что

высокоорганизованное животное может  удовлетворительно переносить все  факторы

космического полета, и подтвердил реальную возможность полета в космос

человека.

Успешно прошли испытание система  кондиционирования воздуха, оборудование для

кормления животного и удаления продуктов жизнедеятельности, измерительная

аппаратура для исследования физиологических  функций, снятия

электрокардиограмм. На втором искусственном  спутнике впервые проводились

прямые исследования космических  лучей и излучений Солнца, неосуществимые с

Земли.

Третий советский искусственный  спутник (запущен 15 мая 1958 г.) стал первой

комплексной научной геофизической  лабораторией. Масса спутника составляла

1327 кг, на его борту были установлены  двенадцать научных приборов. С  их

помощью проводились прямые измерения  давления и состава верхней атмосферы,

определялись характеристики магнитного и электростатического полей  Земли и

ионосферы, изучались первичные  космические лучи и излучения  Солнца,

регистрировались микрометеорные частицы. Выполненные на спутнике измерения

позволили установить наличие внешней  зоны радиационного пояса Земли; была

получена точная картина пространственного  распределения магнитного поля Земли

в интервале высот 280 – 750 км. Полетом  третьего советского спутника были

заложены основы нового направления  в науке – космической физики. Полеты

первых трех советских искусственных  спутников Земли показали, что  наука

получила уникальные возможности  для проведения широкого комплекса

исследований в космическом  пространстве.

Полеты первых трех спутников позволили  отработать основные служебные системы:

радиотехническую аппаратуру, измеряющую параметры движения спутника по

орбите, радиотелеметрические системы, регистрирующие результаты научных

измерений, системы «запоминания»  и последующей передачи на Землю  этих

измерений, системы активного терморегулирования, энергопитания, радиосвязи.

Была создана сеть станций слежения и управления полетом и обработки

получаемой информации.

Первые советские искусственные  спутники Земли позволили получить начальные,

довольно общие сведения о параметрах верхней атмосферы Земли, о процессах,

протекающих в околоземном пространстве.

             Глава 3: Ю. А. ГАГАРИН – ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ            

Первый в истории землян летчик-космонавт  Юрий Алексеевич Гагарин родился 9

марта 1934 года в селе Клушино Гжатского  района Смоленской области в семье

колхозника.

В 1941 году поступил в начальную  школу, затем в ремесленное училище  в

Люберцах под Москвой. Получил  специальность литейщика и одновременно окончил

школу рабочей молодежи. Потом учеба  в индустриальном техникуме в  Саратове и

диплом с отличием. В Саратове окончил аэроклуб и поступил в  Оренбурге в

военно-авиационное училище.

С 1957 года – военный летчик.

В 1960 году летчик Юрий Гагарин переступил порог школы советских космонавтов.

Новый, 1961 год Юрий Гагарин встретил в центре подготовки космонавтов. Это

были трудные месяцы перед первым стартом.

После многочисленных земных и космических  экспериментов наступило 12 апреля

1961 года. В этот день Юрий Алексеевич  Гагарин на космическом корабле

«Восток» первым в истории человечества совершил космический полет вокруг

нашей планеты - полет,  о котором  мечтало все человечество. Этот день вошел в

историю человечества как начало новой  эры – эры полетов человека в космос.

Полет Ю. А. Гагарина показал практическую возможность полетов человека в

космос

Ликовал весь мир! «Гражданин Вселенной» – так назвали Гагарина люди на всех

континентах Земли.

Поздно вечером в День космонавтики (официально он был утвержден 10 апреля

1962 года) на площадях выступали  известные писатели и поэты.  Все концерты и

спектакли начинались с поздравления зрителей с успешным завершением  полета

Гагарина.

А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись специальные

самолеты, которые доставляли делегации  из различных стран мира для встречи  с

первым космонавтом.

Но Гагарин глубоко понимал  долю своего участия в великом  свершении советского

народа, в подвиге наших ученых и инженеров. Продолжал работать, учиться.

Окончил с отличием Военно-воздушную  инженерную академию имени Н. Е.

Жуковского.

27 марта 1968 года в результате  катастрофы при выполнении тренировочного

полета на самолете Юрий Гагарин  погиб.

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наше время не зря называют временем научно-технического прогресса. Особенно

возросли в наши дни темпы  развития науки и техники. Для  сравнения вспомним

некоторые факты из истории важнейших  отдельных открытий человечества. В 1727

г. оно открыло фотографию. Однако нужно было целых 102 года для ее внедрения

в производство: лишь в 1829 г. фотография приобрела практическое значение.

Для внедрения в жизнь телефона понадобилось более полувека: он был  изобретен

Информация о работе Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Прорыв России в космос