Экзистенциальные аспекты формирования гражданской компетенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:03, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определить экзистенциальные аспекты формирования гражданской компетенции.
Новизна данного эссе заключается в субъективном подходе к пониманию гражданского общества, с точки зрения экзистенциальной философии и психологии.
Основной задачей является преломление объективных проблем формирования гражданской компетенции сквозь призму экзистенциальных характеристик: чувства бытия, свободы, конечности нашего бытия и смерти, экзистенциальной тревоги, экзистенциального эгоизма, времени, экзистенциальной вины, смысла и бессмысленности.

Содержание работы

Экзистенциальные аспекты формирования гражданской компетенции…………………….8
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Литература………………………………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Gaiduk_4_politologija_.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

ЕВРОПЕЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет философии и политических наук

Программа бакалавра политических наук

Политология. Европейские исследования

 

 

 

ОЛЬГА ГАЙДУК

Студентка 1 курса 2 группы

 

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ  ФОРМИРОВАНИЯ

ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

ЭССЕ ПО ПРЕДМЕТУ

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ И  ПИСЬМО

 

 

 

Проверил: магистр истории

Винниченко О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вильнюс, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Экзистенциальные  аспекты формирования гражданской  компетенции…………………….8

Заключение……………………………………………………………………………………...13

Литература………………………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из главных принципов современной  политической жизни является построение демократического государства, в котором  управление государством осуществляется народом. Бесспорно, идея и стремление очень хорошие, однако для построения такого государства необходим «сознательный народ», обладающий относительной автономией от государства. Таким «сознательным народом» становиться – гражданское общество, способное уравновесить властный государственный институт. Гражданское общество может развиться в обществе, в котором уровень страха снижается, появляется свобода, ответственность, осознанность каждого члена общества не только перед собой, но и перед другими членами общества.

В современных средствах массовой информации все чаще появляются статьи, в которых слова демократия и гражданское общество идут в неразрывной связи.  Именно средствам массовой информации зачастую принадлежит роль формирования гражданского общества и компетенции. Но что и как они формируют?

В связи с этим особенно актуальным является вопрос формирования гражданской  компетенции общества в переходные периоды развития государства, при построении демократических моделей. Концепции понимания гражданского общества постоянно изменялись Т.Гобсс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, в следствии произошло размытое понимание гражданского общества. О проблемах формирования гражданской компетенции в своих работах говорят Р. Даль, Ф. Шмиттер. Если принять во внимание этот факт, то можно говорить о том, что демократические процессы на практике трансформируются, приобретая, черты чего-то другого, а власть легетимизируется за счет пассивности избирателей. Возникает вопрос, а можно ли специально сформировать гражданское  общество? Будет ли оно обладать аутентичностью отвечающей требованиям демократии? Как сформировать гражданскую компетентность отвечающую настоящему моменту времени? Вопросами аутентичного бытия, существованием здесь-и-сейчас, ориентирование на настоящее занимается экзистенциальная парадигма.

Целью данной работы является определить экзистенциальные аспекты формирования гражданской компетенции.

Новизна данного эссе заключается  в субъективном подходе к пониманию  гражданского общества, с точки  зрения экзистенциальной философии и психологии.

Основной задачей является преломление  объективных проблем формирования гражданской компетенции сквозь призму экзистенциальных характеристик: чувства бытия, свободы, конечности нашего бытия и смерти, экзистенциальной тревоги, экзистенциального эгоизма, времени, экзистенциальной вины, смысла и бессмысленности.

Объектом исследования является  формирование гражданской компетенции, предметом – проблемы формирование гражданской компетенции в экзистенциальной традиции.

Гипотеза: экзистенциальные характеристики выявляют всю сложность формирования гражданской компетенции человека.

Методы написания работы: сравнительный  и аналитический.

 

 

Проблемы формирования гражданской компетенции

Большинство авторов, занимающихся исследованием гражданского общества, считают, что гражданское общество - это совокупность взаимодействия граждан, свободных от регулирования со стороны государства1.

Гражданское общество возникает при  переходе от традиционного общества к современному, способствует сохранению и консолидации демократии. Для того чтобы демократия оставалась жизнеспособной требуется определенный уровень гражданской компетенции населения.

К. Шмиттер предложил  следующие критерии (условия), которые  бы свидетельствовали о наличии гражданского общества:

  1. двоякого рода автономия;
  2. коллективность действия;
  3. неузурпация чужих прерогатив;
  4. гражданственности.

Однако данные критерии на практике являются трудно достижимыми в связи  с существующими внутренними  конфликтами по поводу норм, конкуренцией между отдельными группами гражданского общества, возникновения соблазна манипулирования общественным сознанием.

В связи с этим Р. Даль говорит  о поиске критериев, которыми должен обладать гражданин, чтобы его могли  назвать компетентным и какое  количество граждан может отвечать данным критериям в демократических странах.

Гражданин должен обладать:

  1. «гражданскими добродетелями»
  2. стремиться достичь общего блага
  3. альтруизмом
  4. быть адекватным
  5. обладающим определенным уровнем знаний
  6. саморазвивающийся и самосовершенствующийся
  7. владеющий прогрессивными технологиями

Анализируя данные критерии Р. Даль выделяет ключевые проблемы в формировании гражданской компетенции:

Изменение масштабов общественной жизни. Для того чтобы граждане могли оказывать влияние на принятие политических решений требуется система делегирования полномочий по вертикале, что в итоге приводит к тому, что граждане не могут контролировать государство, а государство наоборот оказывает огромное влияние на жизнь граждан.

Возрастающая сложность общественной жизни. Увеличивается количество как внешнеполитических, так внутриполитических проблем. Граждане становятся неспособными анализировать возрастающее количество проблем.

Изменение технологии коммуникации. Увеличивается объем информации, но степень его достоверности, качественности различна, приходится постоянно анализировать и критически осмысливать большой объем информации.

Потребность в теоретическом переосмыслении. Граждане уже не могут полагаться только на свой опыт при вынесении суждений по тем или иным вопросам, им нужно учиться мыслить абстрактно-логически. Подобного рода информация становится недоступной для большинства граждан.

Эгоизм, альтруизм и конфликт интересов граждан. Увеличение численности населения приводит к возрастанию внутренних противоречий, усилению конфликтов. Различные группы расходятся и в понимании общественного блага, на первый план выходят собственные интересы и удовлетворение собственных потребностей.

Связь с представителями властных структур. Увеличивается разрыв между лидерами политических структур и гражданами. Опросы общественного мнения искажают реальную картину, вследствие унифицирования и обобщения проблем.

Проблема заслуживающих доверия заменителей (суррогаты). Не обладая достаточными знаниями и компетентностью, граждане вынуждены доверять заменителям. Становится очевидным, что ситуация требует от граждан и умение различать заменителей, действительно достойных их доверия.

Некоторые американские исследователи  Нэд Кросби, Джеймс Фишкин предлагают организовывать различного рода ассамблеи из компетентных граждан выражающих взгляд гражданского общества на те, или иные вопросы, при помощи экспертов. Но не будет ли это повторением исторического опыта древнегреческой демократии, чья участь давно известна?

К. Шмиттер, Р. Даль, И. Шапиро выявляя и указывая на проблемы формирования гражданской компетенции и гражданского общества, не предлагают готовых решений. Рассматривая гражданское общество в целом, указывают на объективные проблемы формирования гражданской компетентности. Однако гражданское общество формируется из простых граждан, обладающих собственной субъективной природой, которая, возможно, и оказывает влияние на проблему формирование гражданской компетенции и  трудности в поисках решений на пути преодоления вышеназванных проблем.

  В следующей части данной работы будут рассмотрены экзистенциальные аспекты формирования гражданской компетенции граждан.

 

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

 Объективный подход в рассмотрении  проблем формирования гражданской компетенции обусловлен влиянием психоаналитических и бихевиоральных подходов в понимании сущности человеческой природы. Экзистенциальная традиция предлагает альтернативу - субъективный взгляд на природу человека, его мир. Гражданское общество формируется из людей, чьи субъективные мысли, знания, чувства и переживания должны отразить субъективную действительность. К. Ясперс, В. Франкл. Р. Мэй, И. Ялом, Р. Кочюнас, Соловей И., Эмми ван Дорцен в своих работах рассматривают следующие экзистенциальные характеристики: чувства бытия, свободы, конечности нашего бытия и смерти, экзистенциальной тревоги, экзистенциального эгоизма, времени, экзистенциальной вины, смысла и бессмысленности.

Именно их практическая работа в  области психологического консультирования, дают возможность воплощения в действительности философских размышлений М. Хайдеггера о заботе, аутентичности, Dasein, ничто, трансценденции.

С этих позиций можно рассмотреть  и проблемы формирования гражданской  компетенции. 

Какими качествами должен обладать гражданин, с точки зрения экзистенциального подхода?

1. Чувство бытия, переживание «я есть». Я живу несмотря ни на что. Переживание собственной идентичности. Это значит открытость миру. Важно доверие. Соответственно между группами гражданского общества не должно быть конкуренции, которая не подразумевает в своей основе доверия и открытости. 

2. Свобода, ее ограниченность и ответственность за нее. В любой проблеме всегда есть два аспекта: любовь и свобода. Любовь – отношение, свобода всегда сопутствует ограничению.

Свобода является тем, чем сложно пользоваться. Имея много свободы, человек не знает, что с ней делать. Каждый человек обладает ситуационной свободой. Свободу каждого выбора ограничивает ситуация, в которой мы живем. Сартр называл ее фактичностью человеческой ситуации. М. Хайдеггер называл ее вброшенностью человека в мир.

Важная сторона свободы  – ответственность.

Таким образом, стремясь к свободе гражданское общество должно осознавать, что именно государство  будет той границей, которую свободное гражданское общество не сможет преодолеть. Свобода гражданского общества заканчивается там, где начинается государство с выбранным им политическим режимом и ответственностью перед народом. Выбирая демократический режим государство стремиться расширить границы свободы гражданского общества и разделить с ним ответственность за  события действительности, и требует все большей осознанности граждан в расширении собственных границ.

3. Конечность нашего бытия или смерть. В отношении человека к смерти содержится первоисточник всех тревог.

М. Хайдеггер называл нашу конечность самой великой истиной нашего бытия. Когда мы думаем, что смерть поджидает нас в далеком будущем, мы пытаемся отделить себя от объективной  реальности смерти. Смерть не отделена.

Каждый отдельный субъект  гражданского общества обладает конечностью  бытия. Но очень трудно осознать конечность государства и гражданского общества, т.к. такая постановка вызывает не только удивление, но и вопрос: Что тогда будет?

4. Экзистенциальная тревога – то, что всегда с нами.

Трудно представить  себе жизнь без тревоги. Тревога  – состояние, которое окрашивает всю нашу жизнь. Переживание тревоги  делает человека раздражительным. Если бы мы знали, чего мы так боимся, мы бы так не боялись.

В тревоге тяжела неопределенность. Именно демократия и характеризуется неопределенностью. Участвуя в голосовании, граждане делают выбор, который может покачнуть чашу весов в любую сторону. Выдержать такую тревогу порой бывает нелегко даже государственным институтам, и демократические режимы могут снова с легкостью трансформироваться в автократии.

5. Экзистенциальная вина.

При формировании гражданской компетентности необходимо понимание между гражданами, но всегда возникают проблемы в понимании другого человека. Другого можно понимать только через призму своего опыта. А современные тенденции развития гражданского общества требуют от граждан постоянно расширять свои знания, мыслить абстрактно-логически. Неспособность выдержать подобные требования будет вести к возрастающему чувству вины, а стремление избежать подобного негативного переживания приведет к избеганию  гражданской ответственности и участию в политической жизни.

6. Экзистенциальный эгоизм, наши отношения в социуме.

Человек стремится не действовать во вред себе, препятствовать действиям других во вред ему, избегать ухудшения условий своего существования, отдавать предпочтение лучшим условиям существования.

Соответственно достижение «общего блага» априори не возможно. Об этом говорил и Р.Даль, однако он считал, что все же достичь «общего блага» можно развивая в себе чувство сопричастности и поставив себя на место другого. Оказаться на месте другого человек просто не в состоянии, т.к. у разных людей разный жизненный опыт. Как не существует двух одинаковых демократических государств, т.к. исторический опыт управления разный.

Экзистенциальный эгоизм всегда будет подвергать сомнению любые  альтруистические стремления граждан.

7. Время, отношение ко времени, существование во времени.

Все, что с нами случается в жизни, все происходит во времени. На основании прошлого нужно создавать настоящее, создавая возможности для будущего.

Информация о работе Экзистенциальные аспекты формирования гражданской компетенции