Экономика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий – таковы принципы экономической политики, проводимой государственными организациями США. Так антимонопольная политика США является образцом для многих государств с рыночной системой хозяйства. Ещё в 1890 г. здесь был принят антитрестовский закон Шермана, положивший начало нормативной базе антимонопольной политики и до сих пор остающийся основным законодательным актом США, относящимся к антиконкурентным соглашениям.

Содержание работы

Введение (исторический очерк экономики США).
США: общие сведения.
Рынок труда.
Отраслевая структура экономики:
А) Промышленность.


Б) Сельское хозяйство.
Г) Сфера услуг.

Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность США.
А) Экспорт.
Б) Импорт.
В) «Вторая экономика» США.

США в НАФТА.
США после 11 сентября 2001 года.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 172.87 Кб (Скачать файл)

 Угроза лидирующей  роли США в мировом хозяйстве  вызвала необходимость  решительных мер: в США заметно возросли расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ускорились и углубились процессы перестройки промышленности в пользу наукоемких отраслей, возникли и получили развитие  новые методы стимулирования научно-технического прогресса. 

 Основу экспортной  экспансии американских монополий  составляют машины и оборудование (в первую очередь наукоемкая  продукция) и продукция сельского  хозяйства. 

 Импортируя большое  количество электронных компонентов  и бытовой техники, США

остаются лидером в  мировом производстве и торговле промышленной электроникой.   Важнейшее значение для положения США в мировом хозяйстве имеет то, что на их долю приходится сегодня около половины мирового экспорта зерна. Вместе с  тем в традиционных отраслях - сталелитейной промышленности, судостроении, производстве станков, легкой промышленности и производстве потребительских товара длительного пользования - США проигрывает своим конкурентам не только из Западной Европы и Японии, но и из "новых индустриальных стран. 

 Все более важным  фактором международной экономической  жизни становятся американские  транснациональные корпорации и  их филиалы за границей.   Примерно с начала 70-х годов в вывозе капитала из страны на первое выходит экспорт капитала в ссудной форме. 

 Политика США остается  сегодня источником не только  политической, но и экономической  напряженности в мире. Стратегия  массированного нажима на всех - наиболее важная и наиболее  характерная черта современной  внешнеэкономической политики США.

ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ  

 Экономическая роль  государства 

 Американское государство,  используя имеющиеся в его  распоряжении рычаги, осуществляет  перераспределение материальных, финансовых  и иных ресурсов  страны, принимает меры по укреплению международных экономических позиций США и по расширению экспансии американских монополий. Обострение противоречий в экономике страны способствовало усилению экономической роли государства, что выразилось в развитии системы государственно-монополистического регулирования экономики. На протяжении ряда десятилетий формировались теоретические  концепции и практические методы государственного регулирования экономики США, разросся и принял огромные размеры государственный механизм экономической политики.  

 Бюджетно-налоговое регулирование  экономики 

 В послевоенный период  одним из широко используемых  инструментов  государственно-монополистического регулирования экономики стал в США  государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование  применяется правительством для сглаживания остроты кризисных явлений в  экономике или для создания искусственных стимулов по поддержанию снижающихся  темпов экономического роста.  

 Кредитная система 

 Кредитная система  США представляет собой совокупность  государственных и частных кредитных  институтов, ее основным государственно-монополистическим  компонентом  является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка США.  

 СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ  США 

 Соотношение отраслей  в экономике США отражает сложившееся  общественное  разделение труда и пропорции общественного воспроизводства. Эти пропорции во многом определяют уровень эффективности всего хозяйства США. 

 Общая закономерность  происходящих отраслевых сдвигов  заключается в заметном снижении  в экономике удельного веса  сырьевых отраслей и сельского  хозяйства, технической модернизации  промышленности с относительно  несложным  производством, повышении эффективности использования производственного  аппарата капиталоемких и материалоемких отраслей промышленности с высокой долей промежуточной продукции (металлургия и химическая промышленность).  

 В начале XX в. нематериальное  производство занимало незначительное  место в хозяйстве США, а  в настоящее время оно превратилось  в динамично развивающийся сектор  хозяйства. Наиболее быстрый рост  сферы нематериального производства  и услуг в США был отмечен  в отраслях духовного производства (наука и  образование), а также восстановления физических и творческих способностей  человека. Среди этих отраслей особенно выделяются те, которые связаны с обеспечением отдыха населения. 

 Среди отраслей материальной  сферы промышленность остается  важнейшей, она по-прежнему обеспечивает  высокий уровень технического  развития других сфер хозяйства.  Именно в ней сегодня в первую  очередь аккумулируются новейшие  достижения научно-технического  прогресса. 

 Структурная перестройка  промышленного производства основывается  на быстром и взаимосвязанном  росте трех ключевых отраслей  современной индустрии: машиностроения, электроэнергетики и химической  промышенности. На них приходится 55-60 процентов всех инвестиций в промышленности. 

 На протяжении ряда  десятилетий доля добывающей  промышленности в структуре  всего промышленного производства США сокращалась. Это было связано с общим для экономики США процессом снижения в производстве затрат материалов, сырья и энергии.  

 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ  СВЯЗИ  

 Государственно-монополистическое  регулирование внешнеэкономической     деятельности 

 Регулирование внешнеэкономической  деятельности США включает в  себя комплекс экономических  и политических мер, направленных  на обеспечение внешних условий  для расширенного воспроизводства  капитала и роста прибылей  американских монополий. 

 Правительство США  в своей внешнеэкономической  политике уделяет главное внимание  устранению барьеров, препятствующих  экспансии американских монополий  в области торговли товарами  и услугами и в сфере приложения  капиталов.   На протяжении всего послевоенного периода значительную роль в  государственном финансировании  американского экспорта играли программы помощи иностранным государствам. Они способствуют укреплению экономических позиций американских корпораций в Азии, Африке и Латинской Америке и являются  эффективным оружием в борьбе с иностранными конкурентами.

Экономика США

 скачать реферат в архиве )

 
 

Файл 1 
Российская коллекция рефератов (с) 1996. Данная работа является неотъемлемой частью универсальной базы знаний, созданной Сервером российского студенчества - http://www.students.ru . 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение 3 
1. Характерные черты экономического развития США 4  
1.1. Географическое положение, краткая история, политическое и административное устройство 4 
1.2. Периоды развития 7 
1.3. Особенности развития 10 
2. Мирохозяйственное положение США 14 
2.1. Внутренний рынок США 14 
2.2. Научно-технический потенциал США 18 
2.2.1. Высококвалифицированные кадры 21 
2.3. Информационные услуги 21 
3. Фактор мирового влияния США 23 
3.1. Позиции США в мировой торговле 24 
3.2. Движение капитала США 25 
3.2.1. Доллар - мировая валюта 28 
3.2.2. Рынок ссудного капитала 29 
4. Американская экономика: итоги и перспективы 30 
Заключение 36 
Список использованных источников 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Наступление 21 в. можно представить как обычное течение времени. Но в жизни цивилизации этот период занимает особое место. Именно к этому рубежу человечество подошло с такими достижениями, противоречиями и проблемами, которые не столько разъединяют народы и государства, сколько объединяют их в многообразном, неоднородном, взаимосвязанном мире. И если решение современных глобальных проблем невозможно без участия всех народов земли, то решение проблем внутри каждой страны оказывается недостижимым без активной роли государства. 
В полной мере этот вывод относится к США. США - лидер мировой экономики, одни из крупнейших по территории и населению стран мира. По уровню развития производительных сил, масштабом своего хозяйства страна значительно опережает любую из других развитых стран. США - одни из самых высокоэффективных хозяйств в мире.  
Ход развития экономических процессов в самих США оказывают значительное влияние на экономику всего мира, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах, на структуру международного экономического объема. 
При подготовке работы была использована литература: учебная, научная, статьи из периодических изданий: МЭМО, США: политика, экономика, идеология и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ США 
 
1.1. Географическое положение, краткая история, политическое и административное устройство 
Сегодняшний уровень развития экономики США - результат длительного развития. Страна имеет чрезвычайно диверсифицированную экономику с высокой степенью самообеспеченности сырьевыми материалами. Ее недра содержат крупные запасы минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодороднейшими почвами благоприятствуют ведению высокопроизводительного сельского хозяйства. Благодаря этому в стране производится почти весь спектр сельскохозяйственной продукции - от ржи до цитрусовых.  
США занимают площадь около 9,3 млн. кв. км. С 1959 года территория страны состоит из трех несмежных частей: 
1) собственно США (84 % всей площади); 
2) Аляски и Алеутских островов; 
3) Гавайских островов. 
Основная территория включает четыре часовых пояса: Вашингтон и Нью-Йорк - 5 часов после Гринвига, новый Арлеон - 6 часов, Денвер - 7 часов, Лос-Анджелес и Сан-Франциско - 8 часов, Гавайи и большая часть Аляски - 10 часов. 
Большую часть территории США на востоке и в центральных районах занимают равнина и не высокие Аппалагские горы. В западной части (включая Аляску) находятся высокие хребты, плоскогорья и плато Кордильер. Гавайские острова представляют собой ряд вулканов.  
Население США более 265 млн. человек (1,7 % населения мира). 85,9 % населения составляют белые, 10,7 - черные, 0,6 - индейцы, эскимосы и алеуты, 2,8 % лица других этнических групп. Официальный язык - английский, его считают родным с выше 80 % американцев. По вероисповеданию большинство населения США составляют протестанты (около57 %) и католики (около 28 %). Женщины в США составляют 51,4 % населения, мужчины - 48,6 %. 
Заселенное индейцами территория современных Соединенных Штатов была открыта европейцами в конце 15 века, что положило начало колонизации Северной Америке. 
Историю своего государства американцы отсчитывают с 4 июля 1776 г., когда была принята Декларация независимости, заявившая о независимости от Великобритании 13 североамериканских штатов. В 1787 году Конвентом, созванном в Филадельфии, бала принята Конституция, законодательно оформившая США как федеративное государство. Первым президентом США стал Джордж Вашингтон. В 1803 г. США приобрели у Франции Луизиану, в 1819 году вынудили Испанию уступить им Флориду, в 1840 - 1850 годах добились отторжения части территории от Мексики, в 1867 году купили у России Аляску и Алеутские острова.  
В 20 - 50-х годах 19 в. оформились основные политические партии США - Демократическая и Республиканская. Борьба между буржуазным Севером и рабовладельческим Югом вылилась в гражданскую войну 1861 - 1865 годов. Победа северян ускорила социально-экономическое развитие страны, вышедшей 1894 году на первое место в мире по объему промышленной продукции. В первой мировой войне США участвовали в 1917 - 1918 годах на стороне Антанты. 
Послевоенный экономический подъем был прерван Великой депрессией 1929 - 1933 годов, крупнейшим экономическим кризисом в истории США. ''Новый курс'', провозглашенный в 1932 г. администрацией президента Ф. Рузвельта, существенно усилил государственное регулирование американской экономики. 
Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор в Тихом океане 7 декабря 1941г. послужило поводом вступления США во вторую мировую войну в составе антигитлеровской коалиции. США участвовали в Сан-Францисской колореенции 1945 года, утвердивший Устав ООН и являются постоянным членом Совета Безопасности ООН. В 1949 году при активном участии США создан блок НАТО; 1950 - 1953 годы - война в Корее; 60 - начало 70-х - война в Индокитае. С 1950 г. в состав США в качестве 49-го штата вошла Аляска и 50-го Гавайские острова. 
В послевоенный период пост президента США занимали: 
Г. Трумен (1945 - 1953 гг.), Д. Эйзенхауэр (1953 - 1961 гг.), Дж. Кеннеди (1961 - 1963 гг.), Л. Джонсон (1963 - 1969 гг.), Р. Никон (1969 - 1974 гг.), Дж. Форд (1974 - 1977 гг.), Дж. Картер (1977 - 1981 гг.), Р. Рейган (1981 - 1989 гг.), Дж. Буш (1989 - 1992 гг.), Б. Клинтон (1992 - -). 
США - федеральная республика. В административном отношении территория страны подразделяется на 50 штатов и федеральный округ Колумбия. Каждый штат делится на округа, традиционно называемые графствами (всего 3041); округа делятся на муниципалитеты (всего 19078) и таунтипы (всего 16734). Первые осуществляют самоуправление в городах, вторые - в сельской местности. 
Принципы государственного устройства были заложены Основным законом страны - Конституцией США. Ныне действующая Конституция принята в 1787 году, в 1791г. вступили в силу первые 10 поправок к Конституции, провозглашающие основные демократические свободы. 
В основу конституционной системы американского государства положены принципы разделения властей и федерализма. Разделение властей предполагает равноправие и организационную независимость трех ''ветвей'' государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. На федеральном уровне законодательная власть представлена Конгрессом, исполнительная - президентом, судебная - Верховным Судом США. 
Конгресс США состоит из двух палат - Сената (100 человек) и Палаты представителей (425 человек). Каждые два года переизбирается треть сенаторов и все члены Палаты представителей. Конституционные полномочия Конгресса включает принятие законов и утверждение бюджета, контроль за деятельностью правительства, регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами, объявление войны и т.д. Законодательные собрания штатов по структуре и методам работы во многом копируют Конгресс. 
Президент США является высшим должностным лицом страны, совмещающим полномочия главы государства и главы правительства. Он избирается в первый вторник после первого понедельника января високосного года на четырех летний срок. Президент обладает правом отлагательного вето в отношении законопроекта Конгресса, направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу, разрабатывает проект бюджета, является верховным главнокомандующим, заключает международные договоры и т.д. На уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы. 
Судебная власть в стране осуществляется Верховным судом США и нижестоящими федеральными судами, учрежденными Конгрессом. Девять членов Верховного суда назначаются президентом и утверждаются сенатом. Верховный суд занимается конституционным надзором. В каждом из штатов США существует собственно организационно обособленные судебные системы. 
Важнейшей особенностью политического строя США является двухпартийная система, при которой у власти попеременно находятся Демократическая и Республиканская партии. 
Существенную роль в формировании политического курса играют профсоюзы и различные общественные движения. Спецификой США является институт лоббизма, представляющий собой механизм воздействия частных лиц и общественных организаций на процесс принятия государственных решений /16/. 
1.2. Периоды развития 
Сегодняшний уровень экономики США является плодом длительного развития и достигнут благодаря действию многих факторов. 
Страна имеет богатые природные ресурсы и благоприятные природные условия. Ее недра содержат крупные запасы минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодороднейшими почвами благоприятствует ведению высокопроизводительного сельского хозяйства. 
В США не было докапиталистических отношений (за исключением рабства на юге страны), пережитки которых мешали бы развитию производительных сил. Свободные земли, относительно высокий уровень заработной платы и других доходов привлекли в свое время в США миллионы переселенцев из других стран. 
Расширяющийся потребительский рынок стимулировал развитие массового производства, которое довольно быстро стало основой экономического роста, стимулируя развитие соответствующих базовых отраслей и влияя на формирование прогрессирующей структуры хозяйства. В ряде отраслей массовое производство было создано еще в начале века (производство легковых автомобилей). 
На развитие экономики США не оказывали отрицательного влияния войны. Военные действия на их территории происходили последний раз в 60-х гг. прошлого века во время гражданской войны. Напротив, мировые войны, тормозившие развитие других участвовавших в них стран, способствовали бурному росту американской экономики. 
Достаточно быстрому экономическому развитию способствовала изначально установившаяся в стране свобода экономической деятельности, защита и поддержание принципов конкуренции. Еще в конце прошлого века было положено начало антитрестовскому законодательству, которое запрещает сговоры о разделе рынков и искусственном поддержании цен, монополизацию рынка крупными компаниями, а также слияние компаний, ведущие к надрыву конкуренции. 
Во второй половине 20 в. можно выделить три периода, отличающихся по характеру применяемых технологий; целями государственного регулирования экономики, положению США в мировом хозяйстве. 
Первый период - это время после второй мировой войны до конца 50-х годов. Его завершение обозначено кризисом 1957 - 1958 гг. Основные черты этого периода состояли в послевоенной переориентации экономики США на гражданские нужды, восстановление и расширение роли потребительского спроса в качестве двигателя экономического роста, развертывание программ антикризисного государственного регулирования. В международном плане он характерен абсолютным экономическим превосходством США (1953г. - 55,3 % мирового объема обрабатывающей промышленности). Они содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла и активно наращивали вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны. 
Второй период начинается с кризиса 1957 - 1958 гг. и завершается кризисом 1973 - 1975 гг. В этот период в США расширяется поточное производство, ориентированное на выпуск стандартной продукции для массового потребителя. Стабильные мировые цены на сырье и базовые материалы закрепили движение научно-технического прогресса в этом направлении. Государственное регулирование экономики в этот период отличается в США ярко выраженной приверженностью кейнсианской доктрине. Доля США в мировом производстве сократилась с 26 % в 1960 г. до 23 % ВНП в 1970 г., а в производстве продукции обрабатывающей промышленности с 30,2 % в 1963 г. до 24,5 % в 1970 - 1973 гг. /13/ . 
Кризисные процессы середины 70-х годов подвели черту под периодом экстенсивного экономического развития. В эти же годы происходят крупные перемены в позиции США в мировом хозяйстве. Бывшие младшие партнеры - страны Западной Европы и Япония - становятся активными конкурентами для США не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке США. Наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют приобретают немецкая марка, японская иена и ряд других валют. 
Третий период начинается с конца 70-х годов, когда рост мировых цен на сырье вынудили экономику страны переходить на новые технологии, а экономическое развитие страны стало в большей мере опираться на использование мировой экономической системы. Существенно повысилась роль политики в регулировании экономики. Это привело к резкому росту учетных ставок, огромному притоку иностранного капитала и снижению уровня инфляции в первой половине 80-х годов. 
В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США. Это охватило внутри - и внешнеэкономические сферы страны. Администрация отдала приоритет независимой политики над экономической координацией с союзниками. Региональные и двухсторонние соглашения признавались более эффективной формой обеспечения американских интересов. Исходили из того, что снижение позиции США в мировой экономики преувеличивалось и что страна обладает уникальными сравнительными преимуществами. Реализация имперских целей началась через сферу денежно-кредитной и финансовой политики, что вызвало мощное долговременное воздействие на мирохозяйственные процессы /13/. 
1.3. Особенности развития 
Характерная черта прошедших десятилетий - относительное ослабление позиций США в мировом хозяйстве, в основе которого лежит целый ряд факторов внутреннего и внешнего порядка. Среди них сокращение технологического разрыва в ряде новейших отраслей промышленности между США и другими западными странами, рост производства в странах Восточной Азии, к которым перешли сравнительные преимущества в традиционных отраслях и ряде наукоемких производств. 
Во внутренней сфере экономического развития отягощалась дефицитностью государственного бюджета. Огромное увеличение военных расходов, сокращение налогов привели к увеличению бюджетных дефицитов с 74 млрд. долл. в 1980 г. до 290 млрд. долл. в 1992 и 164 млрд. долл. в 1995 г /13/. Вместе с дефицитом рос и государственный внутренний долг для покрытия которого приходилось выпускать новые государственные облигации, вследствие чего отвлекались денежные ресурсы, необходимые для инвестиций. Суммарно он превысил 4 трлн. долл., увеличившись за 80 - 90-е годы более чем в 5 раз.  
В 1991 г. впервые с конца 50-х годов государственный долг превысил половину ВВП страны (1980 - 27,2 % ВВП, 1995 г. - 68% ВВП). Затраты на выплаты процентов превышают все федеральные расходы на образования, науку, транспорт, жилищное строительство и специальное вспомоществование. В этих условиях существенно возросла роль кредитной и денежной политики в качестве стабилизирующего элемента в системе государственного регулирования экономики. 
Дефицит собственных денежных ресурсов сложившийся с конца 80-х годов, вызвал острую конкуренцию за доступ к ним между государством, которому они были должны для покрытия бюджетного дефицита, корпорациями - для инвестиции и населением - для потребительского кредита и других целей. В итоге произошло резкое повышение процентных ставок, благодаря чему в США устремился иностранный денежный капитал, который восполнил нехватку ресурсов на внутреннем рынке. В конечном счете это выразилось в том, что в течение всех 80-х годов инфляцию в США удалось удерживать в пределах 5 % на годовом уровне. В 90-х годах уровень инфляции был на уровне 2,6 - 4 % в год, что соответствовало уровню промышленно развитых стран в целом. 
В 80-90-е годы в целом среднегодовые темпы прироста ВВП в США были несколько выше чем в других странах (см. таблицу 1) /13/. 
 
Таблица 1 - Среднегодовые темпы экономического роста  
В процентах  
 
ВВП 
 
Подушевой  
ВВП 
 
1981-1990 
1991-1995 
1981-1990 
1991-1995 
США 
2,9 
1,9 
2,0 
0,8 
ЕС (15 стран) 
2,3 
1,3 
2,0 
0,9 
Япония 
4,1 
1,3 
3,5 
1,0 
Все промышленно развитые страны 
 
 
2,9 
 
 
1,5 
 
 
2,3 
 
 
0,9 
 
Данная тенденция появилась несмотря на то, что по уровню капиталовложений США уступали всем западным странам на 2 -3 пункта. Валовые капиталовложения США в 1980 г. равнялись 20,2 %, в 1985 г. - 20,7 %, в 1990 г. - 17,4 %, 1994г. - 17,7 % ВВП 
В результате абсолютно низкого уровня инвестиций в США разрыв с другими странами в объеме капитала, приходящегося на одного рабочего снизился. Низкозатратная стратегия американских компаний распространилась также на вопросы заработной платы и подготовки рабочей силы. Проблемы в области профессиональной подготовки в сочетании с высокой долей лиц, не закончивших среднюю школу, и низким уровнем полученных знаний обуславливают более низкие темпы производительности труда. Темпы роста производительности труда, начиная с 1960 г., снижались более быстрыми темами, чем в странах Западной Европы и Японии. 
В результате промышленные страны значительно приблизились к уровню США по производительности труда, но до сих пор США опережают на 20 % японских и западноевропейских конкурентов, чему способствует компьютеризация рабочих мест, миниатюризации производственного оборудования, сокращения складских запасов. 
Сравнительная динамика капиталоотдачи была противоположна динамики роста производительности труда. В 1960 - 1973 гг. среднегодовые темпы роста капиталоотдачи в США в отличие от других стран были положительными. В 70 - 80-е годы они стали отрицательными, но падение капиталоотдачи было менее ярко выраженным, чем в Западной Европе и Японии. Более низкие темпы капиталоотдачи не смогли компенсировать относительно низкие результаты в области производительности труда. Вследствие этого рост совокупной факторной производительности в США оставался ниже среднего уровня стран ОЭСР (см. таблицу 2) /13/. 
 
Таблица 2 - Динамика совокупной факторной производительности  
 
В процентах 
 
1961 - 1973  
1974 - 1978  
1979 - 1987  
1988 - 1992 
США 
1,4 
минус 0,1 
0,4 
0,2 
Япония 
3,0 
0,2 
1,9 
1,2 
ФРГ 
2,5 
1,5 
0,6 
1,7 
Франция 
3,3 
1,4 
1,3 
1,3 
Италия 
2,5 
1,4 
1,2 
1,3 
Бразилия 
1,9 
0,5 
1,2 
минус 0,2 
 
Несмотря на отмеченные негативные тенденции, за последние 20 лет американская экономика стала более продуктивной и конкурентоспособной, реальная зарплата фактически не повышалась, возросло неравенство доходов, но и возросла и занятость. В течение 80 - 90-х годов удавалось удерживать безработицу на более низком уровне, чем в других индустриальных странах. В 90-е годы уровень безработицы составил 6,3 % /13/. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. МИРОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ США 
 
2.1. Внутренний рынок С Ш А 
Ныне лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиции и банковского капитала. 
Чрезвычайно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. После экономического ослабления конца 70-х - начала 80-х годов американское хозяйство в середине 90-х годов вошло в полосу роста. Администрация Клинтона сумела поддержать процессы структурной перестройки национальной экономики и сегодня с обоснованным удовлетворением заявляет об успехе своего курса. 
В 1977 г. реальный валовой внутренний продукт США увеличился на 3,9 %, занятость выросла на 3,2 млн. человек. Безработица впервые за последнюю четверть века упала ниже уровня 5 %, а уровень инфляции оказался самым низким за 30 лет - 2,2 %. Доля занятых в частном секторе, объединенных в профсоюзы, сократилась почти вдвое в сравнении началом 80-х годов (до 11 %) и продолжает сокращаться.  
Производительность труда в США увеличилась в среднем ежегодно в период с 4-го квартала 1990 г. до 3-го квартала 1997 г. на 1,1 %. В перспективе до 2005 г., по прогнозу американской администрации, этот показатель составить 1,3 %. Бюджетные дефицит удалось сократить с 290 млрд. долл. 1992 г. до 22 млрд. долл. в 1997 г., а на 1999 г. запланирован сбалансированный бюджет /7/. 
В таблице 3 приведены официальные американские данные о развитии национального хозяйства США в 1996 - 1997 г.г. и прогноз на последующий период до 2004 г. /7/. 
 
Таблица 3 - Среднегодовые темпы роста отдельных показателей хозяйственного развития США в 1996 - 2004 гг.  
 
В процентах 
Показатель 
1996 
1997 
1998 
1999 2000 2004 
Номинальный ВВП 
 
5,6 
 
5,8 
 
4,0 
 
4,1 4,3 4,7 
Реальный ВВП 
 
3,2 
 
3,9 
 
2,0 
 
2,0 2,0 2,4 
Индекс потребительских цен 
 
 
3,2 
 
 
1,9 
 
 
2,2 
 
 
2,2 2,3 2,3 
Уровень безработицы 
 
5,4 
 
4,9 
 
4,9 
 
5,1 5,3 5,4 
Занятость в несельскохозяйственном секторе (млн. человек) 
 
 
 
 
119,5 
 
 
 
 
122,3 
 
 
 
 
124,0 
 
 
 
 
125,4 126,8 134,5 
 
Завершение холодной войны позволило сократить военные законы Пентагона на 65 %, высвободило высокотехнические отрасли и высококвалифицированные кадры для производства гражданских услуг и современных технологий. Многочисленные наукотехнические новинки уже внедрены в гражданскую промышленность и повысили гражданскую конкурентоспособность американской продукции. 
Хозяйственные успехи США связаны также с тем, что в 90-е годы их участие в мировых интеграционных процессах превратилась в мощные, динамичный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие, которое сегодня невозможно без использования глобальных факторов производства. 
Важную роль в экономическом росте США в 90-е годы сыграло Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Большое значение имело возрождение экономики стран Латинской Америки. Позитивным фактором для роста американской экономики служило бурное развитие стран Восточной Азии. 
Сравнение основных экономических показателей США и ряда стран не позволяет обнаружить признаков радикального экономического усиления США относительно большинства других ведущих государств мира (см. таблицу 4).  
Некоторые страны мира, претендующие на роль глобальных и региональных полюсов силы (Германия, Канада, Япония), в 90е годы действительно стали уступать США по важным показателям экономического развития: сократились относительные темпы роста национальных хозяйств, несколько снизилась сравнительная производительность труда, увеличились относительные издержки на рабочую силу, отстало развитие национальных финансовых рынков /7/. 
 
Таблица 4 - Сравнительные показатели хозяйственного развития США и некоторых других стран 
В процентах 
Страна 
ВНП (в долл.  
1995 г.)  
США = 100 % 
 
ВНП (в долл.  
на душу насе 
1995 г.) 
-ления 
США = 100 % 
 
млрд. долл. 

долл. 

 
1985 1995 
1985 1995  
1985 1995 
1985 1995 
США 
5758 7247 
100 100 
24140 27550 
100 100  
Великобритания  
 
895 1110 
 
16 15 
 
15800 19020 
 
65 69 
Германия 
1689 2172 
29 30 
27670 26190 
115 95  
 
Продолжение таблицы 4 В процентах 
Франция 
1226 1521 
21 21  
22330 26290 
93 68 
Италия 
882 1082 
15 15 
15430 18850  
64 149  
Япония 
3849 5153 
67 71 
31880 41160  
132 69  
Канада 
437 542 
8 7  
17370 19000  
72 9  
Мексика 
215 237 
4 3 
2806 2521 
12 9  
Турция 
106 167 
2 2 
2100 2714  
9 10  
Индия 
195 326 
3 4 
252 348  
1 1  
Китай 
1095 2759  
19 38  
1040 2303  
4 8 
Бразилия 
509 657 
9 9  
3718 4084  
15 15 
Аргентина 
201 271 
3 4 
6627 7908  
27 29  
ЮАР 
123 131 
2 2  
3394 3185 
124 12  
Австралия 
254 342 
4 5  
16070 18920  
67 69  
Россия 
- 664 
- 9  
- 4478  
- 16  
 
Многие государства в последнее десятилетие сумели укрепить свои международные экономические позиции (Китай, Турция, Бразилия, Австралия, Индия, Италия). 
В пользу сдержанности при оценке глобальных последствий нынешнего экономического продвижения США говорят также данные таблицы 5. 
 
Таблица 5 - Доли США и других развитых стран в мировом экспорте продукции обрабатывающей промышленности в 1981 - 1995 гг.  
Страна 
1981-1985 в среднем 
1986-1990 в среднем 
1991 
1993 1995 
США  
в том числе продукция машиностроения  
Химические товары  
другие 
12,7 
 
17,1 
15,0 
8,5 
10,7 
 
14,2 
12,9 
5,9 
12,0 
 
15,1 
13,3 
7,6 
12,1 11,5  
 
15,2 13,5 
13,6 13,0 
7,8 8,2 
Германия 
13,4 
14,6 
14,2 
12,0 12,2 
Япония 
13,4 
12,4 
11,9 
12,5 11,4  
Канада, Франция, Италия, Великобритания 
 
21,7 
 
21,5 
 
21,6 
 
19,9 20,4  
Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань 
 
6,4 
 
7,8 
 
8,2 
 
8,9 9,4 
Другие 
32,4 
33,0 
32,1 
34,6 35,1 
 
Из них следует что американским корпорациям не удалось пока вернуть себе позиции в мировом экспорте продукции обрабатывающей промышленности, в т. ч. транспортного и иного машиностроения. Необходимо признать, что это не удалось и другим развитым странам. А вот доля стран, отнесенных к группе "другие", неуклонно возрастает. 
Можно утверждать, что США удалось остановить и повернуть вспять негативные процессы (потеря ими международной конкурентоспособности), развивавшиеся в 70-х - начале 80-х годов, а также создать определенный запас прочности. 
Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. Важным фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса, ориентированных на высокие стандарты потребления. 
Промышленность США потребляет около одной трети всего сырья, добываемого в мире. Страна обладает наиболее емким в мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40 % реализуемой в развитых странах продукции машиностроения. 
2.2. Научно-технический потенциал США 
США обладает самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятые. В 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долл. По их объему американские корпорации доминируют во многих отраслях (см. таблицу 6) /13/. 
 
Таблица 6 - Доля стран в финансировании НИОКР основных отраслей частного сектора ОЭСР (100 % для каждой отрасли) 
В процентах 
Отрасль 
США 
Япония 
ЕС 
Другие страны 
Электротехника 
 
47,4 
 
18,1 
 
26,5 
 
8,0 
Машиностроение 
 
61,1 
 
13,6 
 
17,5 
 
7,8 
Аэрокосмическая 
 
77,8 
 
0,0 
 
19,4 
 
2,7 
Транспорт 
43,3 
23,8 
27,0 
5,9 
Металлургия 
33,7 
29,0 
25,3 
11,9 
Базовая химия 
43,7 
10,5 
29,9 
9,9 
Химические продукты 
 
39,4 
 
25,8 
 
25,3 
 
9,5 
Услуги 
29,7 
20,7 
26,4 
23,3 
Всего 
51,3 
16,0 
26,7 
6,0 
 
Государственные ассигнования составляют 44 % этой суммы, 51 % ассигнуют частные корпорации, остальные 5 % составляют собственные средства университетов и колледжей, а также поступления от правительств штатов, местных органов власти и неприбыльных институтов.  
По - прежнему более половины государственных ассигнований на НИОКР направляются на работы военного направления, и в этом отношении положение США гораздо более отягощенное, чем у таких конкурентов, как Япония и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назначения. Вместе с тем, США все еще существенно опережают страны Европы и Японии по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваются быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и технические новшества. 
На долю американских исследователей приходится около 2/3 научных и технических статей в крупных журналах, 35 % научных публикаций в наиболее престижных журналах мира. Американские ученые получили наибольшее число престижных наград. 
Огромную роль в обеспечении высокой результативности НИОКР в США играет и такой не поддающийся стоимостной оценке фактор, как накопленный опыт организации и управления НИОКР, тесное взаимодействие этой сферы со всеми другими областями экономической жизни, позитивное отношение предпринимателей к активному использованию передовых достижений науки и техники в качестве главных конкурентных преимуществ в стране и за рубежом. 
Американские корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производства полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50 % крупных нововведений, генерируемых в развитых странах. 
США продолжают оставаться крупнейшим производителем продукции высоких технологий или наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале 90-х гг. 36 %, Японии - 29 %, ФРГ - 9,4 %, ЕС в составе 12 стран - 29 %. 
2.2.1. Высококвалифицированные кадры  
Ядро научно-технического потенциала США составляют кадры высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых проведением научных исследований и разработок. В начале 90-х гг. общая численность научных сотрудников в США превышала 3 млн. человек. США продолжают также лидировать по отдельному весу ученых и инженеров в составе рабочей силы. По данным за 80-е гг. в США на 10 тыс. занятых приходилось 280 ученых и инженеров, в Японии - 240, ФРГ - 210, Великобритании - 190, Франции - 165 человек /13/. 
Высоким обязательным уровнем характеризуется весь контингент рабочей силы в США. В начале 90-х гг. 38,7 % американцев в возрасте от 25 лет и старше имели законченное среднее образование, 21,1 % - законченное высшее и 17,3 - незаконченное высшее образование. Только 11,6 % взрослых американцев имеют образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе. 
Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень образованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы для американский корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и мировом рынках. 
2.3. Информационные услуги  
Качественно новой чертой сдвигов в общественном производстве США стало развитие информационной инфраструктуры, выполняющей функции Центрального информационного банка данных для всей экономики. 
В основе информационной инфраструктуры лежит созданная комплексная индустрия обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи. Помимо производства ЭВМ и их программного обеспечения эта отрасль охватывает создание устройств и систем для передачи информации (оборудование связи, Интернет, электронная почта и др.), ее размножение (светокопировальное оборудование, печатающее устройство для ЭВМ и персональных компьютеров), выпуск периферийного оборудования (дисплеи, терминалы, сканеры, и пр.). Кроме того, в ее состав включаются все виды услуг, поддерживающие функционирование ЭВМ и другого информационного оборудования.  
Начиная с 80-х годов в США идет целенаправленный процесс формирования информационной инфраструктур. Он происходит на основе интегрирования информационной техники различных видов в информационной системы, каждая из которых контролирует определенную группу объектов, и последующее объединение этих систем в общенациональную и международную сеть.  
Одним из наиболее впечатляющих примеров таких сетей является информационная система Интернет, пользователями которой стали десятки миллионов людей во всем мире. 
О масштабах информационной инфраструктуры в США свидетельствуют тот факт, что во второй половине 90-х годов в стране на 1000 человек приходилось около 350 компьютеров, которые были установлены как в государственных учреждениях, так и в частных компаниях и университетах. Пара персональных компьютеров к концу десятилетия 22,6 млн. единиц. Всего на долю США (по состоянию на середину 90-х годов) приходилось более 41 % всех работающих в мире компьютеров. Только в средних школах за период с 1985 - 1997 г. их было установлено 6.2 млн. единиц. В 1997 г. 78 % всех государственных школ страны имело доступ к сети Интернет. 
Больших масштабов достигла деятельность принципиально новой отрасли американской экономики - компьютерных специализированных услуг. Эти услуги предоставляли в середине 90-х годов более 75 тыс. фирм. Объем операций отрасли возрос с 3,4 млрд. в 1972 г. до 184,4 млрд. долл. в 1996 г. Ясно, что такого рода процессы создают принципиально новые возможности для функционирования всего общественного производства /12/. 
 
 
 
3. ФАКТОРЫ МИРОВОГО ВЛИЯНИЯ США 
 
3.1. Позиция США в мировой торговле 
На современном этапе научно-технического прогресса размер и уровень развития отечественного рынка не только остается мощным фактором мирового влияния США, но и приобретает новое значение. В условиях высокой степени обеспеченности собственными сырьевыми ресурсами США получили новое преимущество благодаря внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым существенно уменьшилась зависимость США от внешних источников снабжения сырьем. Более того, в современных условиях резко возрастает зависимость поставщиков сырья от экономики США и других развиты стран. 
Масштабы и богатство американского рынка - мощный фактор роста мировой торговли. Это побуждает другие страны активно бороться за доступ на рынок США и укрепление своих позиций на этом рынке. Один из результатов этой борьбы - высвобождение ресурсов США для их использования на более прогрессивных направлениях благодаря удовлетворению части потребности общества за счет импорта. 
Экспорт товара составляет сравнительно с другими странами невысокий удельный вес в национальном производстве США. Экспорт составляет всего около 1/10 валового продукта этой страны, тогда как для европейских стран его значение обычно в два - три раза выше. Главная причина в том, что США, будучи крупной страной с разнообразными районами, получают большие выгоды с помощью внутреннего территориального разделения труда, поэтому их нужды в международном разделении труда не так велики. В него вовлечены в основном прибрежные и приграничные штаты; 1/3 экспорта дают всего четыре из них - Калифорния, Техас, Вашингтон и Нью-Йорк, а если к ним добавить Мичиган, Луизиану, Огайо и Иллинойс, то на эти восемь штатов придется уже половина экспорта США (см. таблицу 7). В среднем на экспорт прямо или косвенно идет около 15 % продукции промышленности, в т. ч. 1/4 металлов, 1/5 химикалий и машины. Гораздо большую роль играет экспорт в сельскохозяйственном производстве: ради него выращивается 1/2 урожая пшеницы, 1/3 сои - бобов, 1/3 табака, 1/5 часть урожая кукурузы /11/. 
 
Таблица 7 - Главные штаты - экспортеры в 1992 г. 
Штат 
Млрд. долл. 
Процент 
Нарастающий итог 
Экспорт из США 
448,2 
100,0 
... 
в т.ч. Калифорния 
56,4 
12,6 
12,6 
Техас 
43,5 
9,7 
22,3 
Вашингтон 
28,0 
6,3 
28,6 
Нью-Йорк 
22,6 
5,0 
33,6 
Мичиган 
20,4 
4,6 
38,2 
Луизиана 
16,1 
3,6 
41,8 
Огайо 
16,3 
3,6 
45,4 
Иллинойс 
15,3 
3,4 
48,8 
Флорида 
14,4 
3,2 
52,1 
Массачусетс 
10,4 
2,3 
54,3 
Итого 10 ведущих  
243,6 
54,3 
54,3 
 
Экспортная квота колеблется вокруг показателей 8 - 9 % ВНП. США экспортирует примерно 1/4 часть сельскохозяйственной продукции. В промышленности США сложился тесно связанный с внешним рынком сектор. Это отрасли в обрабатывающей промышленности, на них приходится почти 3/4 всего вывоза промышленной продукции. Экспортные рынки обеспечивают сбыт около 1/4 продукции общего машиностроения, более 1/5 - по двигателям и турбинам, свыше 2/5 - по самолетам /13/. 
Импорт играет все более растущую роль в США, не только как источник снабжения страны товарами, но и как фактор мировой конкуренции, влияния которой охватывает ныне практически всю экономику США. За счет импорта удовлетворяется порядка 20 % потребностей США в текстиле, стали и ряде других видов важных для хозяйства продукции. 
География внешней торговли США своеобразна. Крупнейшими торговыми партнерами и одновременно главными конкурентами США на мировом и внутреннем рынках остаются ФРГ и Япония. ФРГ направляет в США - 8-9 %, а Япония - 29-31 % своего экспорта. Устойчивый дефицит в торговле с этими странами стал характерной чертой США. Доступ на рынок США стал для этих стран одним из главных условий их экономического развития. 
В последние годы экономика США стала одним из основных потребителей экспортной продукции не только ведущих стран Западной Европы, Японии, но и новых индустриальных стран - Южной Кареи, Сингапура, Тайваня. Торговые отношения в США с НИС - одно из наиболее динамичных звеньев мирохозяйственных связей. Объем торговли между ними за период 1970 - 1990 гг. увеличился более чем в 13 раз и достиг 22,5 % внешнеторгового оборота США /13/. 
США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции - им принадлежало в 1990 г. 9 % всего рынка наукоемкой продукции за пределами США. Одновременно с этим США выступают главным рынком для ведущих экспортеров продукции высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего импорта США составляет в эти годы около 14 %. Крупным потенциал экспортной деятельности содержат новейшие направления научно-технического прогресса. США принадлежит 70 % мирового рынка программного обеспечения для ЭАМ. Реализация интеллектуальной продукции, различных видов научно-технической информации становится все более перспективным видом международного бизнеса, служит важным проводником мирового влияния американских корпораций.  
3.2 Движение капитала США 
В последнее десятилетие произошли радикальные перемены в мировой позиции США, связанной с движением прямых заграничных инвестиций. На базе прямых инвестиций, осуществляемых преимущественно ТНК, в прогрессирующих масштабах происходит формирование международного производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля. Источником финансирования инвестиций в 80 - 90-е годы является чистый приток иностранного капитала. 
Сеть международного производства, созданную посредством прямых заграничных инвестиций, принято называть в экономической литературе второй экономикой. По своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу она существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствований ближайших конкурентов США в этой области: Западной Европы и Японии. Уже в середине 80-х годов на 20 тыс. контролируемых американским капиталом зарубежных предприятиях было занято более 6,5 млн. рабочих и служащих, что составляло четверть всей рабочей силы, занятой на предприятиях, принадлежащих американским ТНК. Объем продаж товаров и нефинансовых услуг заграничными филиалами и подконтрольными фирмами соответствовал одной трети товарооборота материнских компаний и приносил порядка одной трети прибыли.  
Интенсивное взаимодействие зарубежных предприятий американских ТНК с хозяйственными структурами США выражается в наиболее рельефной форме в растущей производственной кооперации зарубежных филиалов с материнскими. Среди машиностроительных компаний получили развитие "глобальные конвейеры" по выпуску унифицированной продукции на мировой рынок, а также производство по "замкнутому циклу" (выпуск товаров для американского рынка на зарубежных сборочных предприятиях, принадлежащих ТНК, из узлов и деталей, поставляемых с предприятий материнских компаний). Создание "замкнутого цикла" производства только в 12 развивающихся странах обеспечивает американским ТНК получение дополнительных прибылей в размере 2-3 млрд. долл. ежегодно. 
Становление и развитие международного производства приводит к трансформации содержания внешней торговли. Благодаря развитию международной кооперации все более значительная часть внешней торговли представляет собой внутрифирменную торговлю - движение товаров и услуг через границы между подразделениями одной и той же компании, расположенными в разных странах. Так, создание на территориях развивающихся стран заграничный сборочных цехов привело к тому, что более 10 % товарооборота США с этими странами приходятся на внутрифирменные поставки по схеме "США - развивающиеся страны - США". 
Процесс прямого заграничного инвестирования приобрел глобальные масштабы с точки зрения расширения участников этого процесса и усиления их позиций. В этом находит свое выражение интернационализация хозяйственной жизни. Позиции США в этом процессе продолжает расти. 
Одновременно США как отдельная страна стала крупнейшим рецитентом прямых иностранных капиталовложений. Интенсивное иностранное инвестирование в американскую экономику служит важным признаком ее силы /13/. 
Главным фактором длительного экономического подъема 90-х годов, несомненно стал рост частных инвестиций. На его счет приходится более 30 % прироста ВВП после 1991 г. - самый высокий показатель за все послевоенные периоды циклических фаз роста. Одновременно никогда ранее не было столь незначительное влияние государственных расходов на экономический рост - лишь 1,7 % прироста ВВП (см. таблицу 8) /7/. 
 
Таблица 8 - Сравнительная роль вклада частных инвестиций и государственных расходов в рост ВВП  
В процентах  
Периоды подъемов 
1954-1957 
1958-1960 
1961-1969 
1970- 1975- 1982- 1991-  
1973 1980 1990 1998 
Частные инвестиции 
 
 
17,3 
 
 
19,7 
 
 
15,2 
 
 
25,2 26,2 14,8 31,6 
Государственные расходы 
 
 
0,0 
 
 
8,1 
 
 
14,7 
 
 
минус 1,0 12,8 15,7 1,7 
 
Размер прямых зарубежных инвестиций превышает 0,5 трлн. долл. США издано привлекали иностранных инвесторов устойчивостью и величиной внутренних рынков, но соперничать было не легко, и ввоз капитала оказался с начала 80-х годов втрое меньше его вывоза из США. Однако затем начался бурный рост ввоза капитала в страну, главным образом из Японии и Европы, и теперь иностранные капиталовложения в США лишь немногим меньше американских инвестиций за рубежом. Ныне США являются не только крупнейшим кредитором мира, но и крупнейшим должником. 
3.2.1. Доллар - мировая валюта  
В основе антирационализации денежной политики США лежит международная роль доллара, который остается главным резервным и расчетным средством в мировой валютно-финансовой системе.  
Инвалютные резервы центральных банков других стран на 61 % состоят из долларов, почти 2/3 расчетов в мировой торговле осуществляется в долларах; а доллар служит мерой ценности многих важных товаров на мировом рынке; в долларах производится 3/4 международного банковского кредитования.  
До настоящего времени доллар служил единым эталоном, на который равняются все валюты разных стран. Хотя официально мерилом ценности валют служит СДР (специальные права взаимствования), ее роль остается формальной, и на практике все участники международных расчетов продолжают ориентироваться на доллар. Причиной этого служит потребность международного обмена в едином универсальном расчетном средстве, диктуемая возрастающим единством товарного производства в мировом хозяйстве. Эффективно удовлетворить эту потребность в существующих условиях может только национальная валюта страны, которой принадлежит лидирующая роль в мировом хозяйстве, и США отвечают этим требованиям.  
Изменения курса доллара влекут за собой глубокие последствия и для США, и для других стран. Повышение его курса относительно уменьшает объем экспортной выручки в долларах, нередко влечет за собой значительное, чем изменение валютного курса падение мировых цен, особенно на сырье. Напротив, снижение курса доллара служит мощным средством, способствующим росту американского экспорта и оттеснению конкурентов США на внешних рынках. Одновременно сдерживается импорт в США в следствии эффекта рота цен. 
Таким образом, для США изменение курса доллара так или иначе приносят выгоды и преимущества, поскольку это их национальная валюта, за счет других партнерах /8/.  
3.2.2. Рынок ссудного капитала 
Американское хозяйство опирается на мощный внутренний рынок ссудного капитала. Кампании и государство не только выступают крупнейшими мировыми кредиторами, но и в широких масштабах используют ссудный капитал других стран. Этот капитал поступает в США на основе рыночных интересов, привлеченный более высокой доходностью, надежностью помещения перспективами будущего роста. В мировой конкуренции за финансовые ресурсы США побеждают благодаря своему мощному потенциалу, генерирующему экономический рост на новой технологической основе, а в организационном плане этот перелив обеспечивается емкостью и высокой степенью совершенства внутреннего финансового рынка, способные принимать и размещать 100 - 150 млрд. долл. в год из-за границы. Масштабы внутреннего кредитного рынка являются мощным фактором влияния США на мировое движение денежных ресурсов. В начале 90-х годов объем кредитных ресурсов, распределяемых этим рынком, превысил 1000 млрд. долл. ежегодно, что значительно превышает величину кредитного рынка любой из других развитых стран. 
В условиях тесного взаимодействия денежных рынков, фактической их интеграции в мировой рынок кредитных ресурсов события на денежном рынке США, повороты кредитно-денежной политики страны существенно влияют на общее положение дел в мировой экономике и ее валютно-финансовой сфере /9/. 
 
 
 
4. АМЕРИКАНСКАЯ ЭКОНОМИКА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 
 
На рубеже нового века, открывающего собой третье тысячелетие, особое внимание приковывается к фактору времени - одному из решающих факторов социального и экономического развития как отдельной страны, так и всего мирового сообщества. Если для человека возраст говорит о многом, а порой - обо всем, то в случае с государством важен не сам по себе временной период, а его содержание, его пополнение. Особенно, если это относится к таким государствам, как США.  
Действительно, по сравнению со многими европейскими странами возраст США относительно невелик. Два с лишним столетия американской государственности - это совсем не много для стран, своими корнями уходящими в древние века. 
Однако исключительные исторические и географические условия позволили США по многим параметрам опередить другие государства, сформировав свою рыночную модель развития. 
В "рыночном поезде" мирового хозяйства в начале 20 в. США еще не стали надежным "паровозом", хотя без них вряд ли в "паровозных котлах" было бы достаточно пару. А вот в конце нашего столетия не следует доказывать очевидный факт - Америка является безусловным "локомотивом мировой экономике". 
Это не означает, что американский путь, американская рыночная модель являются идеальными, сами по себе требующими всемирного распространения. Но факт остается фактом - по общим показателям экономической эффективности и относительной экономической устойчивости. США не знают себе равных в мире. Не случайно сегодня, когда фактически весь мир стал на рыночные рельсы экономического движения вперед, американский опыт находится под пристальным вниманием. 
Упор на традиционные атрибуты свободного предпринимательства - конкуренцию, рынок, частную собственность, устойчивые "правила игры" бизнеса и государства - не стал самоцелью американского общества. Постепенно в стране складывалась так называемая смешанная экономика, ставшая надежной основой экономического роста, а также способствующая в значительной мере поддержанию социальной стабильности в обществе. Смешанная экономика - это прежде всего многообразие форм собственности и видов предпринимательства. Это сочетание и взаимодействие рыночных принципов с экономическими функциями государства и внутрифирменным управлением в крупных компаниях. 
Так сложилось, что постепенно экономически государствующей стала акционерная собственность - основа хозяйственной мощи акционерных предприятий - корпораций. В течение 20 в. в американской экономике сформировались устойчивые базовые тенденции. Прежде всего, основой национального хозяйства стало многообразие форм собственности и соответствующих видов предпринимательства: индивидуальной частной собственности, партнерства, корпорации. 
Одним из факторов динамизма и стабильности американской рыночной модели является особая роль малого бизнеса, так как малый бизнес быстро и легко приспосабливается к новым обстоятельствам, адаптируется к различным формам конкурентной борьбы.  
Структура национальной экономики относится к числу важных черт рыночной модели любой страны, так как служит надежной основой национальной безопасности, позволяет развивать экономический рост и обеспечивать конкурентоспособность товаров на мировом рынке. 
Последнее десятилетия 20 в. для экономики США выглядит удачно. Во многом это обусловлено экономической структурой , которая сложилась к этому периоду (см. таблицу 9) /9/. 
 
Таблица 9 - Отраслевая структура ВВП США  
В процентах  
 
1947 г. 
1970 г. 
1990 г. 
1994 г. 
Сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство 
 
8,9 
 
3,2 
 
1,8 
 
1,7 
Добывающая промышленность,  
2,9 
1,7 
1,9 
1,3 
строительство 
8,3 
4,7 
4,2 
3,8 
Обрабатывающая промышленность  
 
28,9 
 
25,9 
 
17,9 
 
17,2 
Транспорт 
5,8 
3,9 
3,0 
3,2 
Связь 
1,3 
2,3 
2,5 
2,7 
Электро- и газоэнергетика  
1,6 
2,3 
2,7 
2,8 
Торговля 
18,7 
17,0 
15,2 
15,4 
Финансы, страхование, недвижимость 
 
9,8 
 
14,1 
 
17,8 
 
18,3 
Услуги 
8,8 
11,6 
18,4 
19,3 
Федеральное и штатные правительство 
 
8,3 
 
13,2 
 
13,8 
 
13,4 
 
На рубеже третьего тысячелетия видно, что рынок и государство в США нашли согласие. Государство вполне восприняло рыночные принципы экономического развития и стало их своеобразным гарантом, а рынок выдвину американское государство на лидирующую позицию в мире по экономической эффективности и общим валовым показателям /9/. 
К началу 21 в. экономика США пришла с весьма впечатляющими результатами. Более восьми лет продолжается устойчивый экономический рост, который в реальном исчислении в 1998 г. составил 3,6 %. ВВП страны достиг астрономической величины в 8,5 трлн. долл. Впервые за последнюю четверть века безработица опустилась ниже 5 %-го уровня (4,6 % в 1998 г.). Занятость только за 1998 г. возросла на 3,2 млн. человек. Инфляция в 1998 г. опустилась до 1.6 % в годовом исчислении, т. е. до минимального за более чем 30-летний период уровня. 1998 год стал поворотным и на фронте борьбы с бюджетным дефицитом: после рекордного подъема в 290,4 млрд. долл. в 1992 г. (4,7 % ВВП - один из наиболее высоких показателей после 1982 г., когда он превысил 6 % ВВП) в 1998 г., закончившимся 30 сентября, положительная сальдо федерального бюджета составило около 70 млрд. долл., или примерно 0,9 % ВВП США. Все более отчетливо проявляется тенденция к росту производительности труда; так, в частном несельскохозяйственном секторе экономики рост производительности труда составил в 1998 г. 2,6 %, а всего за период 1990 - 1998 гг. ежегодные темпы ее прироста в США были равны 1,1 %. 
Улучшились и многие социальные показатели. По мимо снижения безработицы сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 15,1 % в 1993 г. до 13,7 % в 1997 г. После 1992 г. выросли реальные доходы всех категорий населения, но прежде всего - его беднейших слоев. В частности, в период 1993 - 1996 гг. среднегодовые темпы роста доходов самых малообеспеченных слоев американского общества (20 %) составили 2,2 %, в то время как доходы наиболее обеспеченных слоев (20 %) за то же период увеличивались среднегодовым темпом 1,7 %; темпы прироста доходов остальных групп со "средним достатком" выросли соответственно в 1,4; 1,5; 1,3 %. В 1998 г. располагаемые личные доходы населения выросли на 3,7 %. В 1997 г. была повышена минимальная заработная плата - до уровня 5,15 долл. в час /12/. 
Американская экономика во второй половине 20 в. претерпела принципиальные изменения в механизме своего функционирования, которые в совокупности сформировали тип экономической модели, которая позволяет США уверенно переступить порог грядущего тысячелетия. Одной из важнейших черт экономического развития США, связанной с распространением нового этапа НТР, является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, его способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям американского населения. Это достигается за счет распространения как в материальном производстве, так и в сфере услуг техники и технологии новых поколений, основанных на использовании микроэлектроники и особенно микропроцессоров. В настоящее время ведущую роль играют шесть основных типов новой производственной техники и технологии: промышленные работы, станки с ЧПУ, гибкие автоматизированные системы, системы автоматизированного проектирования, комплексы обрабатывающих центров с САПР, а также ЭВМ всех типов. 
Техника и технология на микроэлектронной основе оказали огромное влияние на банковскую и страховую отрасли, полностью революционизировав финансовую сферу. Активно происходят преобразования материально-технической базы таких сфер американской экономики, как здравоохранение, образование, оптовая и розничная торговля. Таким образом, широко масштабная автоматизация стала уже реальным фактором общественного производства США /12/. 
Основной экономический прогноз США сводится к тому, что в следующие 10-15 лет среднегодовой прирост ВВП будет на уровне 2,4 - 2,8 % с возможными колебаниями от небольших минусовых значений до 5 - 6 %. Как глубокий экономический кризис, так и годовая инфляция порядка 10 - 12 % предоставляются маловероятными. При таких темпах экономического роста и развитии уже обозначившихся структурных сдвигах безработица не будет особенно острой проблемой, хотя и не уменьшится по сравнению с последними годами (5 - 6 % рабочей силы).  
Доля США в мировом ВВП, немногим превышающая 20 %, может снизится до 15 - 16 % вследствие роста ряда развивающихся стран и Китая, возможно также России и других бывших социалистических стран. По темпам роста США, видимо, будучи несколько превосходить Японию и Западную Европу. При отсутствии серьезных военно-политических кризисов военные расходы сохранятся на уровне 3 - 4 % ВВП. США сохранит безусловное военное превосходство в мире. 
США и американский ТНК сохранят и, возможно, укрепят лидирующие мировые позиции в отраслях промышленности с передовой технологии, таких как информатика и радиоэлектроника, авиационная и аэрокосмическая промышленность, энергетическая и точная машиностроение. Эти отрасли, вместе с высокопроизводительным сельским хозяйством, останутся стержнем американского экспорта. Впрочем, доли его в мировом экспорте может сократится вследствие мощной экономической экспансии новых индустриальных государств, включая Китай.  
Снижение энерго - и материалоемкостей народного хозяйства будет одной из магистральных линий развития. Вероятны технологические прорывы в области производства и использования энергии. Зависимость США от импорта, нефти и газа сохранится. Увеличится доля Канады и Мексики в поставках энергетического сырья. 
Вовлеченность США в глобализованную мировую экономику может еще более усилится, а роль США в мировых экономических организациях принципиально не изменится. Независимо от судеб Европейской валютной системы доллар останется ведущей валютой международных резервов и расчетов. 
Значительная часть иностранных вложений в США будет представлена портфельными инвестициями, прежде всего в виде государственных ценных бумаг, тогда как американский капитал за границей будет концентрироваться в сфере прямых инвестиций, особенно в виде подразделений и филиалов ТНК.  
Степень стабильности кредитной системы и фондового рынка взаимосвязана со стабильностью экономики в целом: дефицит перестает быть острой проблемой, активная монетарная политика с целью сглаживания цикла будет продолжаться, поведение фондового рынка наименее предсказуемая и бум последних лет не может закончится иначе, чем внезапным и резким падением курсов акций. Но маловероятно, что повторится сценарий 1929 г. и последующих лет /2/. 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Когда век 20 называют американским, это имеет свои основания. Уже в начале столетия США выделилось как самое мощное в экономическом и политическом отношении держава. В итоге второй мировой войны к этому добавилось и военное доминирование. С распадом СССР США остались единственной сверхдержавой. Сейчас в условиях острого финансового кризиса во многих странах при не высоких темпах роста и большой безработице в Европе вновь высветилась роль США как стабилизатора мировой экономики. 
США играют большую роль в мировом хозяйстве, опережая другие государства по темпам экономического роста. США принадлежит инициатива во многих областях современных международных экономических отношений. 
Ход развития экономических процессов в самих США оказывая значительное влияние на экономику всего мира, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах, на структуру международного экономического объема. 
Ведущее положение США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
1. Американское государство накануне 21 века: Стратегия и тактика в экономике /А.А. Дынкин и др. - М.: Наука, 1990. - 272 с. 
2. Аникин А. Экономика США на исходе века: Итоги проблемы //МЭМО - 1998.- № 11 - С. 27 - 46. 
3. Богачева О. США: шестой год стабильного экономического подъема //МЭМО 1998. - № 8 - С. 62-68. 
4. Волков Н.В. Структурные сдвиги в экономике США в 70 - 80-х годах - М.: Наука, 1989. - 128 с. 
5. Клинов В.Г. Экономический рост США: ретроспектива и перспектива //США: экономика, политика, идеология - 1998 - № 7 - С. 3 - 18. 
6. Парканский А.Б. США в мировых интеграционных процессах - М.: Наука 1991. - 144 с. 
7. Парканский А.Б. Экономические позиции США в многополярном мире на пороге 21 в. //США экономика, политика, идеология - 1998. - № 9 - С. 3 - 13.  
8. Пороховский А. Экономически эффективное государство: американский опыт //Вопросы экономики - 1998. - № 3 - С. 81 - 89. 
9. Пороховский А. Американское лидерство на рубеже третьего тысячелетия: рыночный аспект //Вестник МГУ сер. Экономика - 1998. - № 5 - С. 3 - 18. 
10. Смирнова Е.В. Экономика США в 21 веке //БИКИ - 1998. - № 115 - С.1, 4 - 5. 
11. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора - М.: Инфра - М, 1997. - 720 с. 
12. Супян В.Б. Американская экономика: особенности современной модели //США: Канада: экономика, политика. Культура - 1999. - № 3 - 4 - С. 56 - 67. 
13. США в мировой экономике //Ломакин В.Н. Мировая экономика - 1999. - С. 433 - 457. 
14. США: государство и рынок - М.: Наука, 1991. - 200 с. 
15. США в системе мирохозяйственных связей - М.: Институт научной информации по общественным наукам, 1990. - 55 с. 
16. США. Наши деловые партнеры. - М.: Международные отношения, 1991. - 168 с. 
17. Экономика США //Экономика зарубежных стран /Под ред. В.П. Колесова - М.: 1990. - С. 227 - 247.

 

 


Информация о работе Экономика США