Исследование социально-экономических и политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

Целью моей работы является исследование политических процессов в жизни общества. Этим обусловлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и особенности политических процессов;
составить классификацию политических процессов;
рассмотреть специфику моделей электорального выбора;
изучить свойства и структуру политических процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………………4
1.1 Различные подходы к определению политического процесса……………………..4
1.2 Движущие силы политического процесса………………………………………….7
1.3 Специфические черты политического процесса……………………………………7
ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА……………………...9
2.1 Сущности политического процесса………………………………………………….9
2.2 Содержание политического процесса………………………………………………..9
2.3 Этапы формирования и развития политического процесса………………………10
2.4 Режимы протекания политического процесса……………………………………..11
ГЛАВА III. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………..13
3.1 Технократический, идеократический и харизматический типы………………….13
3.2 Демократический и недемократический типы…………………………………….17
3.3 Открытый и теневой политические процессы……………………………………..17
3.4 Стабильный и нестабильный политические процессы……………………………18
3.5 Контролируемые и неконтролируемые процессы……………………………….18
3.6 Сложные и простые процессы………………………………………………………19
3.7 Обратимые и необратимые процессы……………………………………………20
3.8 Инерционные и направленные процессы………………………………………...20
3.9 Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные процессы……………………20
3.10 Модель электорального выбора…………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Реферат (Политические процессы).doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Особенности развертывания  харизматического типа политического  процесса можно адекватно раскрыть, описав три существенно различные  его варианта: вариант диктатуры  лидера - харизмы, патерналистский вариант и вариант внеинституционального лидерства.

Первый из выделенных вариантов предполагает жесткую  включенность лидера-харизмы в качестве основного элемента в политическую систему. Вся полнота власти сосредоточена  в его руках. Решение, монополистом принятие которого является вышестоящее должностное лицо, должно в виде приказа доводиться подчиненному и замыкаться на нем. Попытка несанкционированного выхода за пределы своих полномочий чревата для должностного лица репрессиями. В приведенном варианте функционирования политических институтов отсутствует механизм «обратной связи», так как подразумевается, что лидер-харизма обладает провидением, даром, который позволяет ему иметь готовые решения, применимые в любой ситуации. Политическая элита в данном случае имеет статус номенклатуры, а массы населения выведены из политического процесса, являются объектом власти лидера харизмы. Примерами подобного варианта харизматического политического процесса могут служить политические режимы Гитлера, Муссолини, раннего Франко и Сталина.

Второй вариант, вариант  патерналистского лидерства, реализуется  в совершенно ином идеологическом и  политико-психологическом контексте. Лидер-харизма входит в политические институты, занимает легитимную должность в государственной иерархии. Он имеет потенциальную возможность перейти к авторитарным методам руководства, но сознательно не делает этого.

Понятно, что популизм такого лидера носит относительно кратковременный  характер, он завершается формированием  политической элиты, призванной обеспечить политический курс лидера.

Третий вариант харизматического политического процесса связан с  функционированием лидера-харизмы  вне рамок действующей политической системы. В этом случае лидер намеренно  становится высшим арбитром функционирования политических институтов и субъектов.

Завершая рассмотрение социокультурного основания классификации  политических процессов, следует отметить, что реальная политическая жизнь  дает яркие примеры сложного, многоуровнего  сочетания рассмотренных типов. Поэтому «социокультурное основание классификации политических процессов имеет серьезный шанс быть востребованным для анализа совместимости политических структур, для исследования комплекса проблем, связанных с интенсификацией коммуникативной деятельности в мировом сообществе».

 

3.2 Демократический и недемократический типы политического процесса

С точки зрения системных  качеств организации политической власти различаются два крупных  класса политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется тем, находятся ли у власти теократические или военные группировки, авторитарные лидеры или монархи, партии того или иного типа.

3.3 Открытый и теневой политические процессы

С точки зрения публичности  осуществления элитой и электоратом  своих функций, явного или неявного отправления государством своих  полномочий и прерогатив можно выделить открытый и скрытый (теневой) процессы. Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и других формах публичных притязаний людей к государственной власти. При демократии это выражается в непрерывных контактах между группами, гражданами и институтами власти, корректировке политического курса, осуществляемой под воздействием общественного мнения.

В условиях же тоталитарных режимов, как правило, обнажены другие черты политического взаимодействия субъектов и институтов власти: административный беспредел центра, всепроникающее влияние государства на рядовых граждан.

В противоположность  открытому теневой процесс базируется на публично неоформленных политических институтах власти, а также на таких властных притязаниях групп и граждан, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и непризнанные обществом структуры (например, мафиозные кланы, действующие на той или иной территории).

Теневой политический процесс  может выступать как в альтернативной официальной политике (например, в  форме паразитирования мафиозных структур в государственных институтах власти, как это имеет место в странах с высоким уровнем коррумпированности правящих слоев), так и в неальтернативной форме, когда высшая власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.

3.4 Стабильные и нестабильные политические процессы.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов  власти можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политической мобилизации и поведения граждан. Как правило, он основывается на сформированной социальной структуре, легитимном режиме правления и высокой эффективности господствующих в обществе культурных норм и прежде всего доверия, взаимоуважения прав участниками политического процесса.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти как проявление необходимости  изменения политического курса, когда политический режим не способен отреагировать на новые потребности общества адекватным изменением механизмов политического участия и управленческих стратегий.

Таким образом, мы рассмотрели  обособление различных типов  политических процессов по основным критериям. Из вышеописанного следует, что выделение оснований типологии политического процесса играет огромную роль в более глубоком понимании структуры и механизма действия политического процесса.

3.5 Контролируемые  и неконтролируемые процессы

Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в зависимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.

Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Контролируемость социальных процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуаций и пр. Основными инструментами контроля могут быть: создание институтов, структурирующих определенную модель управления обществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса. К примеру, экономическая либерализация, развернутая в российском обществе в начале 1990-х г., значительно усилила роль банковского сектора и способствовала расширению сферы кредитно-финансовых операций, что потребовало концентрации контрольных функций в руках Центрального Банка РФ, реализованных через институт выдачи лицензий коммерческим банкам и разработку системы их финансовой и бухгалтерской отчетности. Другим примером может служить предписываемая законом обязанность соискателей государственных должностей подавать сведения о составе собственности и декларации о доходах, что позволяет сохранить прозрачность и публичность в политической деятельности этих лиц, обеспечивая легитимность в выборе органов власти.

Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характеризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызванной взаимодействием большого числа участников.

3.6 Сложные  и простые процессы

С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует подразделять на простые и сложные. Простыми следует  именовать такие процессы, объяснение которых укладывается в известную  наблюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход. Сложными же можно назвать такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недостаточно располагаемых наблюдателем и научным сообществом методологических средств. Фактически сложными являются такие процессы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к анализу и объяснению этих процессов.

Разумеется, что жестких  границ между сложными и простыми процессами нет: они определяются, главным образом, местом и квалификацией наблюдателя, целью исследования, а также масштабом стоящих перед научным сообществом проблем.

3.7 Обратимые  и необратимые процессы

Важнейшей характеристикой  социальных процессов является обратимость. Свойство обратимости определяет динамику циклических процессов. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), разделяющими точку зрения о том, что ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процесса задается кумулятивным накоплением включаемых в него свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени.

3.8 Инерционные  и направленные процессы

Свойство социальных процессов подпадать под воздействие  внешних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерционные  и направленные процессы. Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, присущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого процесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его участников, неспособных или незаинтересованных в изменении его вектора.

3.9 Краткосрочные,  среднесрочные и долгосрочные процессы

Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные. Вряд ли целесообразно закреплять за каждой из выделенных разновидностей количественное значение. Конкретный диапазон значений продолжительности процесса, соответствующий каждой разновидности, может быть задан характером процесса, а также целями наблюдения.

Краткосрочный процесс  имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом, отводящими процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткосрочным процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значительная часть плановых документов (годовых планов, бюджетов, программ) рассчитана именно на данный период.

Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обозримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжительность среднесрочного процесса варьирует от 1 до 5 лет, в зависимости от целей инициаторов процесса и состава его участников. Этот срок превышает порог основных регламентирующих документов, задающих сроки краткосрочных целей. Долгосрочные процессы не предполагают изначально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в форме сценариев.

Особое значение соотношение  между долгосрочными и краткосрочными процессами имеет в макроэкономике.

Краткосрочные временные  отрезки обусловливают такое  состояние на рынке товаров и  услуг, которое предполагает жесткость  цен. Предположение о жесткости  цен на различные виды материальных благ вызвано тем, что в краткосрочном  периоде практика частого пересмотра цен производителями не является целесообразной. В долгосрочном периоде для поддержания равновесия между спросом и предложением на различных рынках цены должны постоянно меняться.

3.10 Модель электорального выбора

Среди наиболее характерных политических процессов, в основе которых лежит цель, закладываемая одним из основных его участников, обычно выделяют: избирательный процесс, процесс формирования власти, политический кризис, двоевластие, безвластие и др. С точки зрения характера протекающих в рамках политического процесса изменений:революционные и эволюционные, стабильные и нестабильные процессы. С точки зрения их направленности — внутриполитические и внешнеполитические. С точки зрения способа стимулирования таких процессов выделяются естественные и санкционированные процессы. Непременными участниками политических процессов выступают носители власти в лице правительственных чиновников, представителей силовых ведомств, глав крупных муниципальных образований и оппозиция, стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить определенную часть представителей этой власти и, по возможности, заменить ее собственными представителями. Наблюдение за состоянием и формами этой борьбы весьма затруднено, поскольку стороны используют в ходе своей полемики политическую риторику, искусно ретуширующую реальную картину происходящих в обществе изменений. Абстрагирование наблюдателя от этой риторики и сосредоточение главного внимания на сути происходящих в обществе изменений и причастности к ним участвующих в этих процессах сторон не всегда дает возможность составить объективное представление о результатах этих изменений. Лежащая в основе политического процесса ось «власть-оппозициям обусловливает асимметричность пронизывающих эти процессы коммуникаций, поскольку власть является одним из главных источников формирования политической системы и, как следствие, политического процесса, тогда как оппозиция по своему определению является убежденным критиком действий власти, противопоставляя им собственную идеальную модель поведения.

Основной задачей политического  процесса является выработка и внедрение  способов завоевания и сохранения власти. От того, насколько легитимной и  общественно признанной является такая  власть, зависит ее прочность и  устойчивость. На стабильность состояния политической власти влияет множество факторов, имеющих как внешний, так и внутренний характер. Наиболее полное представление о характере и сути политического процесса может дать так называемая «воронка причинности», разработанная исследователями Мичиганского университета в монографии «Американский избиратель».

Информация о работе Исследование социально-экономических и политических процессов