Государство: его сущность, основные формы и функции. Принцип разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Сегодня можно встретить большое многообразие определений государства. Приведем некоторые из них.
Государство - это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Содержание работы

1. Понятие государства
2. Причины возникновения государства
3. Функции государства
4. Формы государственного устройства и формы правления
5. Разделение властей
6. Содержание и значение принципа разделения властей
7. Принцип разделения властей в законодательстве разных стран.
8. Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции
9. Разделение властей в субъектах Российской Федерации
10. Список литературы

Файлы: 1 файл

полит вопрос.docx

— 87.09 Кб (Скачать файл)

 

Монархия - формальным источником власти здесь выступает монархия. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.

 

Монархии бывают абсолютными и конституционными. Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть всецело принадлежит единоличным главам государства (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

В конституционной монархии власть монарха ограничена другими  органами власти, действующими на основе конституции. В свою очередь конституционная монархия на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и частично законодательной, и парламентскую, в которой монарх, хотя и считается главой государства, но практически обладает представительными функциями и лишь частично исполнительными, он не имеет возможности влиять на политическое решение (Англия, Швеция, Испания, Голландия и др.) Правительство в парламентских монархиях формируется парламентским большинством и подчинены парламенту, а не монарху. В последнем случае монархи скорее олицетворяют собой национальные традиции, уважение граждан к власти и играют роль определенного национального символа, сплачивающего общество.

 

Республика - форма правления, в которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту. Таким образом, в республике источником власти является народ, который избирает высшие органы государства на определенный срок. Существуют следующие виды республик: парламентская, президентская, смешанная.

 

Главной отличительной чертой парламентской республики (Германия, Греция, Италия) является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Правительство здесь обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Руководитель правительства - первое лицо в парламентской иерархии, а президент обычно ограничивается представительскими церемониальными функциями.

Отличительным признаком  президентской республики (США, Бразилия, Мексика) является то, что президент  в ней одновременно выступает  и главой государства и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным  главнокомандующим вооруженных  сил. Имеется четкое разделение властных функций на законодательную и исполнительную. Парламент может выразить правительству недоверие. Президент же не вправе распускать парламент.

 

Полупрезидентская республика (смешанная) существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Болгарии и других странах. Здесь сочетаются сильная президентская власть с эффективным контролем парламента деятельности правительства, двойная ответственность последнего перед парламентом и президентом. Главой государства является президент. Правительство назначается из числа политических деятелей той партии, которая на выборах получила большинство мест в парламенте. Контроль парламента над правительством заключается в возможности выражения ему вотума недоверия или в ходе утверждения государственного бюджета.

 

Форма государственного устройства - территориально-административная организация государства. Выделяют следующие типы государственных устройств:

1. В унитарном государстве все административные единицы не обладают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. Органы государства - это составные части одной политической системы, функционирующей на основе единой конституции и системы законов. Территория такого государства состоит из административных единиц (области, районы, губернии и т.д.), которые не являются политически самостоятельными. С точки зрения степени концентрации властных полномочий на высших этажах государства выделяют централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованные (Франция, Испания) государства.

2. Федерация является союзным государством, состоящим из государственных образований, обладающих определенным суверенитетом на своих территориях. Каждый субъект федерации может иметь собственные органы законодательной, исполнительной, судебной власти. Между высшей государственной властью и субъектами федерации, как правило, существуют разграничения полномочий. К современным федеративным государствам относятся: США, Россия, Канада, Мексика и др. В федеративных государствах существуют единые социально-экономическое пространство, денежная система, конституция, гражданство, территория, границы, высшая власть. Субъекты федерации, как правило, не имеют право выхода из государственного союза.

3. Конфедерацией является союз независимых суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей - внешнеполитических, оборонительных, экономических и др. Конфедеративный союз - это добровольное объединение государств, в котором каждое из них делегирует общей центральной власти союза строго ограниченный круг полномочий. Общие решения, касающиеся всей конфедерации, принимаются только при наличии согласия представителей всех входящих в нее государств и вступают в силу лишь после утверждения национальными органами власти каждого государства. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. Поэтому в данном типе государств формируются только такие совместные органы власти, которые служат решению строго очерченных задач. В конфедерации нет единого гражданства, население остается гражданами суверенных государств, входящих в состав конфедерации.

 

В силу практически полного  сохранения суверенитета отдельных  государств их конфедеративные союзы  обладают крайней неустойчивостью. История дала немного примеров существования  конфедераций: США (1776-1787 гг.), Швейцария  до 1848 г., Германия (1815-1867 гг.).

государство монархия республика федеративный.

 

5.Разделение властей

 

Разделение властей —  политико-правовая теория, согласно которой  государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё(1689-1755) в работах (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме  того, учредительную и избирательную  ветви государственной власти [источник не указан 816 дней].

 

6.Содержание и значение принципа разделения властей

 

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  является одним из важнейших принципов  организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей  означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный  контроль. Современное понимание  принципа разделения властей дополнено  также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных  органов трёхуровневая, разделена  на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и  органы власти на местах (местный уровень  власти).

Принцип разделения властей  заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части  в ведении единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный  Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями  власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип  разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

 

 

 

 

 

 

7.Принцип разделения властей в законодательстве разных стран.

 

Германия

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система  государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные  решения и решения международного значения, и региональный, на котором  решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной  и судебной власти. Хотя земли и  имеют неравное представительство  в Бундесрате, юридически они имеют  равный статус, что характеризует  германскую федерацию как симметричную.

  • Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.
  • Федеральный президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель, сроком на пять лет. Избрание вновь на следующих выборах допускается только один раз. Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Исполнительные функции президента. Федеральный президент издает предписания и распоряжения, для действенности которых необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников и офицеров. Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.
  • Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе с федеральным канцлером, который избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Канцлер может ходатайствовать о доверии. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера. Если избран новый канцлер, право роспуска утрачивается. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
  • Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

 

Индия

  • Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).[2]
  • Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.[3]
  • Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества нижестоящих судов.[4]

 

Российская  Федерация

Конституционный принцип разделения властей в  современном российском государстве

 

 

 Схема власти в Российской Федерации

 

 

Статья 10 Конституции Российской Федерации [5] закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также  самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной  власти (единство системы государственной  власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов  федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции  РФ [5] государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

 

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции  РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, определяет основные направления  внутренней и внешней политики.

 

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации  возглавляет систему органов  исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть

.

В конституции президент  в системе федеральных органов  власти поставлен на первое место  и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в  конституции Французской Республики.[6].

Информация о работе Государство: его сущность, основные формы и функции. Принцип разделение властей