Федор Тютчев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:55, доклад

Описание работы

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии. известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Среди большинства его современников стихи Тютчева считались далекими от духа времени, а по форме казались то слишком архаическими, то слишком смелыми. Да и сам он словно не дорожил славой поэта, проявляя удивительное равнодушие к изданию и редактированию своих произведений.

Файлы: 1 файл

Федор Тютчев.docx

— 23.56 Кб (Скачать файл)

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии. известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Среди большинства его современников стихи Тютчева считались далекими от духа времени, а по форме казались то слишком архаическими, то слишком смелыми. Да и сам он словно не дорожил славой поэта, проявляя удивительное равнодушие к изданию и редактированию своих произведений.

Детские и юношеские годы Ф.Тютчева прошли в Москве. Он получил прекрасное домашнее образование. Его учителем словесности с конца 1812 года был молодой поэт и литературный критик С.Е. Раич (1792-1850), поощрявший его первые стихотворные опыты. Под влиянием воспитателя, мальчик уже в 12 лет начинает переводить Горация, сочиняет собственные стихи, а в 14 лет (30 марта 1818 года) избирается сотрудником Общества любителей русской словесности. К тому времени Тютчев (с 1816) уже посещал лекции поэта и переводчика А.Ф. Мерзлякова в Московском университете как вольнослушатель, а в ноябре 1819 года был зачислен на словесное отделение как студент.

Тютчев получает в ноябре 1821 года степень кандидата словесных  наук, а в феврале 1822 года его мать устраивает сына в престижную Государственную  коллегию иностранных дел в Петербурге, правда, на скромное место сверхштатного  чиновника в русской дипломатической  миссии при Баварском королевском  дворе в Мюнхене. 11 июня 1822 года Тютчев уезжает в Мюнхен. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается. Тютчев полностью посвятил себя дипломатии, к стихам относился как к хобби и никому их не показывал. В 1825 году он проводит отпуск в России, становится свидетелем восстания на Сенатской площади в Петербурге. Несмотря на то, что в студенческие годы Тютчев находился под влиянием свободолюбивых политических идей, он не поддержал восстание, с жалостью и горечью называл декабристов "жертвами мысли безрассудной". Вернувшись в Мюнхен, Федор Тютчев 21 февраля 1826 года женился на Элеоноре Петерсон, (урожденной графине Ботмер).

В 1828 году Тютчев назначается  вторым секретарем миссии в Мюнхене. В этом же году в Мюнхене он познакомился с философом Ф.Шеллингом и поэтом Г.Гейне, став другом и первым переводчиком стихов последнего на русский язык, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Конечно, Тютчев продолжает писать и собственные стихотворения, так весной 1836 года через своего сослуживца князя И.С. Гагарина и баварскую баронессу Амалию Крюденер Тютчев посылает в Петербург несколько своих произведений. Они попали к Пушкину, вызвали его восторг глубиной мысли, яркостью красок, новизной и силой поэтического языка и были напечатаны  в журнале "Современник" под характерным названием "Стихотворения, присланные из Германии". Затем в публикациях Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время окончательно формируется его политическое мировоззрение.

В Германии Тютчев пробыл почти 15 лет. В 1838 году в Турине умерла жена - Элеонора Петерсон-Тютчева. Через год, 7 июля 1839 года, поэт вступил во второй брак с Эрнестиной Дёрнберг, урожденной Пфеффель. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Эрнестиной  Дёрнберг) положил конец его дипломатической службе. 1 октября 1839 года Тютчев был уволен от должности первого секретаря миссии в Турине с оставлением в ведомстве Министерства иностранных дел. Два года он настойчиво искал пути возвращения на службу, но все было бесполезно, 30 июня 1841 года Тютчев был исключен из числа чиновников Министерства "за долговременным неприбытием из отпуска". Поэт вышел в отставку и поселился в Мюнхене, где провел пять лет, не имея никакого официального положения.

Летом 1843 года Тютчев приехал в  Россию. В марте 1845 года Тютчев снова зачислен в ведомство Министерства иностранных дел, получает придворное звание камергера, и некоторое время ведет светскую и придворную жизнь. Продолжая карьерный рост, 15 февраля 1846 года Тютчев назначен чиновником особых поручений при государственном канцлере. . Политические взгляды Тютчева вызвали одобрение императора Николая I. Тютчев поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком», написал на французском языке несколько публицистических статей против антирусских настроений на Западе. Он расценил революционные события в Европе как начало гибели европейской цивилизации. Тютчев разделял славянофильские идеи и был одним из ревностных проповедников панславизма. Особое место поэт отводил Москве, которую наряду с Римом и Константинополем считал одной из трёх "заветных столиц" грядущей всемирной империи. В 1843-1850 годах Тютчев выступал с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представлялась ему "всеславянской" империей.

С конца 40—х годов начинается новый  подъем лирического творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 стихотворения Федора Ивановича. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Всё это означало, что к Тютчеву пришла слава. Однако среди всех своих современников — от Пушкина и Лермонтова до Некрасова и Достоевского, Чернышевского и Льва Толстого он в наименьшей степени был профессиональным литератором. С двадцати лет и до самой смерти, то есть полвека, он состоял в чиновниках, вполне беспечно относясь при этом к своим служебным обязанностям. Но всю свою жизнь раскаляем был политическими треволнениями времени, пытался найти смысл человеческого существования в мире и отыскать тот самый нравственный идеал, как в жизни отдельного индивида, так и государств. Он, как и всякий гений, оказался не понятым своими современниками и передовым обществом.

В своей дипломатической  деятельности поэт активно служил интересам  России, в тоже самое время, критикуя во многом вредоносный для интересов страны курс министра К.В. Нессельроде. Кроме этого, он раскрывает вредную политику иезуитов и папства в судьбах народов Европы и мира. В своих депешах царю, он призывает его к тому, чтобы русская внешняя политика, наконец-то, соответствовала интересам России и противостояла бы экспансии со стороны Запада (в том числе и Римской церкви). Так, в своих дипломатических депешах Тютчев критикует политическую суть (заключающуюся в политике «двойных стандартов», которая проводится столь откровенно в отношении Югославии, Ирака, России.) ещё молодого тогда государства - США.

В 1848-1849 годах, захваченный событиями  политической жизни, он создал множество  прекрасных стихотворений ("Неохотно и несмело...", "Когда в кругу  убийственных забот...", "Русской  женщине" и др.), но не стремился  напечатать их.

Вся поэтическая деятельность Тютчева, длившаяся полвека, с 20—х по 70—е годы, была тесно связана с  политическими событиями, которыми была богата жизнь России и Западной Европы. Тютчев занимался политикой, как дипломат, но к политике у  него было неказенное пристрастие. Россия представлялась ему непоколебимым  утесом, противостоящим волнам «революционного» Запада. Он пишет стихи, пропагандирующие союз славян под началом русского царя и православной церкви. Крымская войны разбила эту утопию. Пропала  и вера в русского царя. Но до конца  дней осталась у поэта надежда  на Россию, вера в её особую историческую роль: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать. В Россию можно только верить.» И Тютчев верил. Верил в то, что Россия принесет миру единение и братство, верил в огромные силы и огромный потенциал своего народа.

Последние годы жизни Тютчева  омрачены тяжелыми утратами. Жизнь  поэта угасает. В январе 1873 года начинается тяжелая болезнь. В мае он, разбитый параличом, перевезен в Царское  Село. Там, в Царском Селе, 15 (27) июля 1873 года Тютчев скончался.

Русский поэт, никогда в сущности не живший среди русских, был верным патриотом своей родины.

Второе «воскрешение»  Тютчева началось на рубеже XIX—XX веков, когда утверждавшаяся школа русских  символистов провозгласила его  своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как  классика русской литературы.

 Постижение Тютчева  происходило по мере того, как  всё больше осознавалась связь  самых интимных, индивидуальных  переживаний человека с безостановочным  поиском общественной мысли, с  непрестанным движением истории.  Тютчев становился необходимым  читателю, по мере того как  в очистительных бурях начала XX века формировалась новая, универсальная  и сложная человеческая личность. В.И.Коровин в своей книге «Русская поэзия XIX века» пишет: «Тютчев мыслит категориями хаоса и космоса, его привлекают трагические состояния мира. Вечность он передает через мгновенное, общее — через особенное и исключительное. Специфика художественного мышления Тютчева состоит в том, что борьба вечного и тленного понята им как закон движения и равно приложима ко всем без исключения событиям и явлениям историческим, природным, общественным, психологическим. Это и придает лирике Тютчева высшее значение, поскольку в любом явлении открывается общебытийный философский смысл».


Информация о работе Федор Тютчев