Европейский Парламент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:49, реферат

Описание работы

Европейский парламент — законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.

Содержание работы

1. Формирование Европейского Парламента………………………………..………………4
2. Цели и задачи Европейского Парламента……………………………………………………...8
2.1. Законодательные функции…………………………………………………………………………...8
2.2. Бюджетная политика…………………………………………………………………………………8
2.3. Контролирующие функции…………………………………………………………………………..9
3. Структура и организация работы Европейского Парламента………………..…………….9
3.1. Рост числа депутатов………………………………………………………………………………..22
3.2. Фракции Европейского Парламента…………………………………………………………...…..24
Заключение…………………………………………………………………..………………………….25
Список литературы…….………………………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 78.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

 

 

 

Кафедра Социологии и политологии

 

 

Реферат

по дисциплине:   ___Социология и политология__

                        (наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

 

 

 

Тема работы: Европейский Парламент.

Автор: студентка гр.     БА-08-1               ________                  /Гах О. В./

                                            (шифр группы)         (подпись)                     (Ф.И.О.)

 

 

 

            Оценка: _________

            Дата: 15.05.2012 г.

    

             Проверила:

             руководитель работы  доцент.         __________        /Завражин В.Н./

                                                 (должность)        (подпись)                   (Ф.И.О.)

 

 

 

Санкт-Петербург

2012  
Содержание

 

1. Формирование Европейского Парламента………………………………..………………4

2.     Цели  и  задачи Европейского Парламента……………………………………………………...8

2.1. Законодательные функции…………………………………………………………………………...8

2.2. Бюджетная политика…………………………………………………………………………………8

2.3. Контролирующие функции…………………………………………………………………………..9

3.     Структура  и организация работы Европейского  Парламента………………..…………….9

3.1. Рост числа депутатов………………………………………………………………………………..22

3.2. Фракции Европейского Парламента…………………………………………………………...…..24

Заключение…………………………………………………………………..………………………….25

Список литературы…….………………………………………………………………………………26

 

 

Введение

 

Европейский парламент — законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.[1]

Европейский парламент был  создан в 1957 году. Первоначально члены назначались парламентами государств-членов Евросоюза. C1979 года избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийныефракции, которые представляют международные партийные объединения. Председатель — Мартин Шульц.

Европейский парламент является одним из семи институтов Евросоюза. В нём непосредственно представлено население Европейского союза. С момента основания парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента всё ещё уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.

Европейский парламент заседает в Страсбурге, другие места — Брюссель и Люксембург. В настоящее время в парламенте представлены 7 фракций, а также ряд беспартийных делегатов. В своих родных государствах парламентарии являются членами около 160 различных партий, которые объединились во фракции на общеевропейской политической арене.

Принципы организации  и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА

 

10 сентября 1952 г. состоялось  заседание Ассамблеи Европейского объединения угля и стали, в которой страны-участницы представляли 78 членов. Римский договор 1957 г. установил, что общая для трех объединений Ассамблея (Европейский  парламент)   “осуществляет  полномочия  по обсуждению и контролю”, одновременно указал, что она состоит из “представителей народов государств-членов, объединившихся в Сообщество”.

Хотя Римский договор  в принципе предусматривал, что парламент  должен избираться на основе “прямого всеобщего голосования по единой для всех государств-членов процедуре”, до 1979 г. формирование Европейского парламента производилось в соответствии с положением, гласившем, что Ассамблея формируется из “делегатов, которые назначаются соответствующими парламентами из числа их членов и согласно процедуре, установленной каждым государством-членом”. Именно так была образована первая Ассамблея, собравшаяся на свое первое заседание 19 марта 1958 г. Такой порядок должен был сохраняться до издания органами Сообщества акта, устанавливающего единую избирательную систему.

Еще в мае 1960 г. Ассамблея  приняла первый проект конвенции, предусматривавшей прямые выборы в высший представительный орган Сообщества. Однако до реализации этого проекта прошло более 15 лет.

В сентябре 1976 г. Совет наконец принял Акт “Об избрании Европейской парламентской ассамблеи всеобщими прямыми выборами”. Он установил лишь небольшое число правил, отдав остальное на усмотрение государств-членов.

В СТ.1 Акта констатировалось, что население государств, объединенных в Сообщество, избирает своих представителей в Европейский парламент прямыми  всеобщими выборами.

Акт установил также число  представителей, избираемых от каждого  государства. Оно было определено с  учетом, хотя и приблизительным, численности  населения каждой страны.

Наибольшее число депутатов  — 81 избирается от ФРГ (61 млн жителей), Франции (56 млн), Италии (57 млн) и Великобритании (55 млн), Испания (39 млн) избирает 60 депутатов, Нидерланды (14,7 млн) — 25 депутатов, Бельгия (9,9 млн), Греция (10 млн), Португалия (9,8 млн) — по 24 депутата, Дания (5,2 млн) — 16 депутатов, Ирландия (3,5 млн) — 15 депутатов и Люксембург (372 тыс.) — 6 депутатов. Таким образом, всего избирается 518 депутатов, то есть в среднем один депутат от приблизительно 622 тыс. жителей. Но это только в среднем. В Люксембурге один депутат избирается от 62 тыс. жителей, а в ФРГ — от 755 тыс. Неравенство в пользу малых стран теоретически рассматривается как способ обеспечения прав народов в условиях политической и экономической гегемонии крупных держав.

Депутаты избираются в  Европейский парламент сроком на пять лет. Они не вправе следовать  каким-либо инструкциям. Императивный мандат запрещен.

Согласно ст.6 Акта, деятельность члена Европейского парламента признана несовместимой с деятельностью  члена правительства государства-члена. Этот перечень несовместимости мог быть дополнен каждым государством-членом. Вместе с тем допускается двойной мандат, то есть совмещение мандата депутата национального парламента и депутата Европейского парламента. Несовместимость распространена также на ряд должностных лиц Сообщества.

Акт оговорил также, что никто  не может голосовать на выборах более  одного раза, а также что голосование  должно происходить во всех государствах-членах с четверга по воскресенье одной и той же недели.

Наиболее важное положение  содержалось в ст.7 Акта, в которой  указывалось, что до принятия Сообществом  норм, устанавливающих единую для  всех стран избирательную систему и процедуру, выборы в каждой стране должны производиться в соответствии с принятыми в ней избирательными законами, поэтому следует в принципе говорить не об избирательном праве Сообщества, а об избирательном праве отдельных государств по выборам депутатов Европейского парламента.

Это национальное законодательство имеет много общего. Избирательная  система во всех государствах-членах — пропорциональная. Исключение составляет Великобритания, в которой повсеместно, за исключением Северной Ирландии, сохраняется мажоритарная система. Существенным препятствием в создании единого избирательного закона Сообщества явилась позиция Великобритании, которая не соглашается на введение пропорциональной системы при выборах Европейского парламента, опасаясь, что это могло бы способствовать введению пропорциональной системы и при избрании палаты общин.

Как известно, на результаты выборов по пропорциональной системе определенное влияние может оказывать деление страны на избирательные округа. В шести странах — в Дании, Греции, Франции, Нидерландах, Португалии и Люксембурге создается единый избирательный округ. В остальных странах, где выборы осуществляются по пропорциональной системе, образуется по нескольку избирательных округов, причем, как правило, границы округов определяются административно-территориальным делением.

Своеобразно решается проблема округов в Бельгии, поскольку в этой стране остро стоит проблема национальных отношений между фламандцами и валлонами. Законом 1984 г. установлено, что из 24 избираемых в стране депутатов Европейского парламента II избираются от валлонского региона (официальный язык французский) и 13— от фламандского региона (официальный язык фламандский). В то же время в стране созданы три избирательные коллегии для франко-немецкого населения, фламандского населения и населения Брюсселя, который считается говорящим на обоих языках. Подсчет голосов проводится по регионам, причем каждый избиратель Брюсселя самостоятельно определяет, к какому лингвистическому региону должен быть отнесен его голос.

Интересно отметить, что  активное избирательное право предоставляется  в II странах гражданам, достигшим 18-летнего возраста, и лишь в одной стране, а именно в Греции — гражданам, достигшим 20 лет. Как правило, активным избирательным правом пользуются не только граждане данной страны, но и проживающие в ней граждане других стран Сообщества, находящиеся на момент выборов на территории данной страны. В Бельгии, однако, граждане других государств-членов могут голосовать только в том случае, если они постоянно проживают в Бельгии, и не могут реализовать свое право голоса в странах их происхождения. Бельгийцы, проживающие за границей, могут голосовать по почте, право голоса может передаваться также по доверенности. В Дании в выборах депутатов Европейского парламента не участвуют жители Фарерских островов. Греческие граждане, проживающие в других государствах — членах Сообщества, могут голосовать в греческих консульствах, если же они постоянно проживают в странах, не входящих в Сообщество, для участия в голосовании они должны вернуться в Грецию. В то же время испанские граждане, проживающие за границей, могут голосовать в консульствах как в странах Сообщества, так и вне их. Члены палаты лордов Великобритании не участвуют в выборах в палату общин, но они могут участвовать в выборах Европейского парламента.

Пассивное избирательное  право также не отличается единообразием. В пяти странах (Бельгия, Греция, Ирландия, Люксембург и Великобритания) право быть избранным принадлежит гражданам, достигшим 21 года. В четырех странах (Дания, ФРГ, Испания и Португалия) низший предел установлен в 18 лет. Во Франции быть избранным может человек не моложе 23 лет, а в Италии и Нидерландах — не моложе 25 лет.

В ряде стран приняты меры против выдвижения кандидатур партиями и лицами, не имеющими для того серьезных оснований. В ФРГ список кандидатов в депутаты, собравший менее 5% голосов избирателей, не принимается во внимание при распределении мандатов. Во Франции при представлении списка кандидатов в депутаты вносится залог 100 тыс. франков, который не возвращается, если список на выборах не соберет по крайней мере 5% голосов. В Ирландии при выдвижении каждой кандидатуры вносится залог 1 тыс. ирландских фунтов. Он возвращается, если кандидат соберет не менее одной трети голосов, необходимых для избрания депутатов. В Нидерландах залог 18 тыс. гульденов вносится только тогда, когда партия не представлена во второй палате парламента. Наконец, в Великобритании при выдвижении кандидатуры вносится залог в сумме 1 тыс. фунтов, который не возвращается, если кандидат не получил одной восьмой части поданных голосов.

Многие из указанных ограничений  весьма действенны. Во время последних  всеобщих выборов в Европейский  парламент в июне 1989 г. во Франции из 15 общенациональных списков девять не смогли перешагнуть 5-процентный рубеж.

Выборы в Европейский  парламент вызывают меньший интерес  населения по сравнению с выборами в национальные парламенты. Процент участвующих в выборах в Европарламент избирателей ниже, чем на национальных выборах. Если в 1984 г. в выборах в Европейский парламент участвовало 63% всех избирателей, то в июне 1989 г. — всего лишь 58,4%. В отдельных странах активность избирателей была еще ниже. В июне 1989 г. во Франции приняло участие в голосовании менее 49,4%, а в Нидерландах и того меньше — 47,2% избирателей.

Хотя полномочия Европейского парламента не столь уж значительны, политические деятели стран, входящих в Сообщество, далеко не безразличны  к результатам выборов как  показателю влияния политических партий в стране, а также одобрения  или неодобрения населением политики, проводимой правительством в отношении “Общего рынка”.

 

  1. Цели и задачи Европейского Парламента

Европейский парламент имеет три важнейшие задачи: контроль Европейской комиссии, законодательство и бюджетирование.

 

2.1.Законодательные функции

Европейский парламент делит  законодательные функции с Советом  ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С  момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений (ст. 251 ЕС-Договора), согласно которому Европейский парламент и Совет Европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения.

Информация о работе Европейский Парламент