Циолковский Константин Эдуардович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:38, биография

Описание работы

Потеряв слух, после перенесенной скарлатины, мальчик занимался самостоятельно. Когда Константину исполнилось шестнадцать лет, отец отправил его в Москву к своему знакомому Н. Федорову, работавшему библиотекарем Румянцевского музея. Под его руководством Циолковский много занимался и осенью 1879 года сдал экзамен на звание учителя народных училищ.

Файлы: 1 файл

Циолковский Константин Эдуардович.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Циолковский Константин Эдуардович

Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный  новатор в науке

Циолковский родился 5 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего.

Потеряв слух, после перенесенной скарлатины, мальчик занимался самостоятельно. Когда Константину исполнилось  шестнадцать лет, отец отправил его  в Москву к своему знакомому Н. Федорову, работавшему библиотекарем  Румянцевского музея. Под его руководством Циолковский много занимался и осенью 1879 года сдал экзамен на звание учителя народных училищ.

В 1880 году Циолковский был  назначен на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище.

В Боровске Циолковский проработал несколько лет и в 1892 году был переведен в Калугу. Здесь он преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище, Учительствуя, Циолковский начал заниматься научной работой.

Почти всю жизнь Циолковский  много занимался вопросами воздухоплавания : все свободное время посвящал научной работе. Не имея средств на покупку приборов и материалов, он все модели и приспособления для опытов делал собственными руками.

Уже в 1883 году он написал работу "Свободное  пространство", в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве.

За вторую опубликованную работу "Механика животного организма" Циолковский был избран действительным членом Русского физико-химического общества.

Его первая научная работа по воздухоплаванию "Аэростат металлический, управляемый" увидела свет в 1892 году.

Столетов познакомил Циолковского со своим учеником Николаем Жуковским, после чего Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Накопленный  им материал был положен в основу проекта управляемого аэростата. Так Циолковский назвал дирижабль, поскольку само это слово в то время еще не придумали. Циолковский первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, и построил его работающую модель. При этом ученый создал и прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также схему регулирования его подъемной силы.

Циолковскому удалось  опубликовать описание своего проекта  в журнале "Научное обозрение" и таким образом закрепить  за собой приоритет на это изобретение, несмотря на опровержение проекта Русским техническим обществом по причине аналогичного предложения от австрийского изобретателя Шварца.

В 1903 году он опубликовал  книгу "Исследования мировых пространств  реактивными приборами", где впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. Первая часть статьи Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами" прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть, опубликованная в журнале "Вестник воздухоплавания", увидела свет в 1911-1912 годах и вызвала большой резонанс. Известные популяризаторы науки и техники В.В. Рюмин, Я.И. Перельман и Н.А. Рынин занялись распространением космических идей Циолковского, стали со временем его настоящими друзьями.

В этой статье и последовавших  ее продолжениях (1911 и 1914 годах) он заложил  основы теории ракет и жидкостного  ракетного двигателя. Им впервые  была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы.

В 1926-1929 годы Циолковский  решает практический вопрос: сколько  нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и  покинуть Землю. Константину Эдуардовичу  удалось вывести формулу, которая  называется формулой Циолковского.

 

V — конечная (после выработки всего топлива) скорость летательного аппарата;

I — удельный импульс ракетного двигателя (отношение тяги двигателя к секундному расходу массы топлива);

M1 — начальная масса летательного аппарата (полезная нагрузка + конструкция аппарата + топливо).

M2 — конечная масса летательного аппарата (полезная нагрузка + конструкция);

Выяснилось, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из нее газов и от того, во сколько  раз вес топлива превышает  вес пустой ракеты. Расчет показывает: для того чтобы жидкостная ракета с людьми развила скорость отрыва и отправилась в межпланетный полет, нужно взять топлива в сто раз больше, чем весит корпус ракеты, двигатель, механизмы, приборы и пассажиры, вместе взятые. А это вновь создает очень серьезное препятствие.

Ученый нашел оригинальный выход - многоступенчатый межпланетный корабль. Он состоит из многих ракет, соединенных  между собой. В передней ракете, кроме  топлива, находятся пассажиры и  снаряжение. Ракеты работают поочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, она сбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становится легче. Затем начинает работать вторая ракета и т. д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами.

Космические полеты и дирижаблестроение  были главными проблемами, которым  он посвятил свою жизнь. Но говорить о  Циолковском только как об отце космонавтики - значит обеднить его вклад в  современную науку и технику.

Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной. Он первый предложил "выдвигающиеся внизу корпуса" - шасси. Ему принадлежит разработка принципа движения на воздушной подушке, реализованного только много лет спустя.

Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.

После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила поддержку государства. В 1918 году Циолковский был избран членом Социалистической академии. В 1921 году Циолковскому была назначена повышенная персональная пенсия

Правительство наградило ученого орденом Трудового Красного Знамени за "особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР". Вручение ордена состоялось в Кремле 27 ноября 1932 года.

Ученый с новыми силами взялся за работу, он по-прежнему много внимания уделял научной работе, пропаганде научных знаний, вел большую общественную работу. Циолковский встречался с рабочими, учеными, колхозниками, часто выступал перед молодежью, был консультантом научно-фантастического фильма "Космический рейс".

Награды.

Орден Святого Станислава 3-й степени. За добросовестный труд представлен к награде в мае 1906 года, выдана в августе.

Орден Святой Анны 3-й степени. Награждён в мае 1911 года за добросовестный труд, по ходатайству совета Калужского епархиального женского училища.

За особые заслуги в  области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР Циолковский  в 1932 году награждён орденом Трудового  Красного Знамени. Награждение приурочено к празднованию 75-летия ученого.

В августе 1935 года здоровье Циолковского резко ухудшилось. 13 сентября он продиктовал  свое завещание.

 

19 сентября 1935 года Циолковского  не стало. Похоронили его в  Калуге в Загородном саду (ныне  парк его имени).


Информация о работе Циолковский Константин Эдуардович