Двигатели ОДУ на ОК размещаются 
с учетом решаемых ими задач. Так, 
двигатели управления, расположенные 
в носовой и хвостовой частях 
фюзеляжа, обеспечивают координатные 
перемещения ОК по всем осям и управление 
его положением в простанстве.
Работу жидкостных ракетных двигателей 
и подачу в них топлива обеспечивают: 
  - топливные баки (основные, вспомогательные и дополнительные) со средствами наддува, заправки, 
  термостатирования, забора жидкости в 
  невесомости и т.п.; 
 
  - средства подачи компонентов топлива к двигателям управления, включая средства газификации жидкого кислорода; 
 
  - средства поддержания температурного режима окислителя и горючего, а также элементов конструкции; 
 
  - топливная и газовая арматура и трубопроводы; 
 
  - приборы, датчики и кабели систем управления и бортовых измерений. 
 
Основные проектные решения были 
найдены на базе следующих принципиальных 
положений: 
  - размещение всего запаса жидкого кислорода для маршевых 
  и управляющих двигателей и его хранение 
  в едином теплоизолированном баке при 
  низком давлении (использование глубоко 
  охлажденного до -210 С кислорода и активных 
  средств его перемешивания позволило 
  избежать потерь на испарение в полете 
  в течение 15...20 сут без применения холодильной 
  машины); 
 
  - питание двигателей управления газифицированным кислородом, получаемым в специальном газогенераторе (газификаторе) при сжиганиии в кислороде небольшой доли горючего; 
 
  - забор жидких топливных компонентов в условиях, 
  близких к невесомости, с помощью специальных 
  заборных устройств на базе мелкоячеистых 
  (капиллярных) сетчатых блоков, расположенных 
  в нижних частях баков; 
 
  - применение в двигателях управления электрического зажигания, охлаждения газообразным кислородом и избыточного 
  содержания кислорода в камере для исключения 
  образования сажи; 
 
  - увеличение мощности маршевого двигателя (тяга 90 кН), что позволяет использовать его для ускоренной выработки топлива в нештатных ситуациях, а в перспективе - для повышения общей эффективности 
  многоразовой космической системы за 
  счет включения на активном участке; 
 
  - поддержание теплового режима ОДУ в нормальном диапазоне собственными средствами (практически автономно от системы обеспечения теплового режима) за счет циркуляции горючего 
  в теплообменном контуре, включающим основной 
  бак; 
 
  - совмещение профилактической послеполетной очистки внутренних полостей ОДУ с огневыми контрольными испытаниями на технологическом горючем (бензине), проводимыми при межполетном обслуживании; 
 
  - интеграция ОДУ со смежными системами, в частности с системой электропитания, по средствам подачи и хранения жидкого кислорода; 
 
  - использование при длительных (до 30 сут) полетах микрокриогенной холодильной машины с минимальным электропотреблением; 
 
  - включение в состав ОДУ устройств связи со стартовым комплексом, 
  а также элементов смежных систем и конструкций. 
 
Маршевый двигатель
Маршевый двигатель, или двигатель 
  орбитального маневрирования (ДОМ), 
  используется при довыведении, коррекции 
  орбиты, межорбитальных преходах и торможении 
  при сходе с орбиты.  
  Маршевый двигатель представляет собой 
  ЖРД многократного включения с насосной 
  системой подачи компонентов топлива, 
  выполненной по схеме с дожиганием генераторовного 
  газа, нормально функционирующий в условиях 
  вакуума и невесомости.  
  Высокие энергетические параметры двигателя 
  (удельный импульс 362с) обеспечиваются 
  исключением потерь на привод турбины 
  (схема с дозажиганием), большим геометрическим 
  дорасширением реактивного сопла (отношение 
  площадей =192), минимальными потерями в 
  камере сгорания и реактивном сопле, рациональной 
  системой охлаждения и сокращением выбросов. 
  В качестве пускового горючего для воспламенения 
  топлива в газогенераторе и камере используется 
  металлоорганическое соединение.  
  Для двигателя характерны умеренная напряженность 
  внутрикамерного процесса (давление в 
  камере 7,85 МПа), использование форсуночной 
  головки, имеющей концентрические кольцевые 
  смесительные элементы для получения 
  равномерного потока в камере, высотного 
  соплового насадка радиационного охлаждения 
  из ниобиевого сплава, изготовляемого 
  методом раскатки (без сварки), центростремительной 
  турбины, работающей на генераторном газе 
  при умеренной (около 460 С) температуре.  
  Крепление камеры в кардановом подвесе 
  обеспечивает ее качание в двух плоскостях 
  на 6 от номинального положения.       | 
  
  
   | 
Маршевый двигатель:  
  1- радиационно охлаждаемая часть сопла; 2- регенеративно охлаждаемая часть сопла; 3- турбонасосный агрегат; 4- газоотвод; 5- камера сгорания; 6- рама с карданным подвесом; 7- привод рулевой машины; 8- газогенератор; 9- зашитный экран; 10- дренадные патрубки  | 
 
Двигатели управления
Управляющий двигатель (УД) представляет 
  собой однокамерный газожидкостный 
  импульсный ЖРД высокого быстродействия 
  на газифицированном кислороде и 
  углеводородном горючем - синтине и 
  работает в импульсных и стационарных 
  режимах с длительностью включения от 
  0,06 до 1200 с как в орбитальном полете, так 
  и при спуске в атмосфере до высоты 10 км, 
  что позволяет использовать его как дублера 
  маршевого двигателя и двигателей ориентации.  
  Для воспламенения компонентов топлива 
  используется электрическая система зажигания 
  индуктивного типа.  
  Камера сгорания и часть сопла охлаждаются 
  регенеративно и через завесу окислительным 
  газом, выходная часть сопла - радиационно, 
  клапаны и свеча - прокачкой основного 
  горючего в замкнутом контуре терморегулирования 
  ОДУ.  
  Для двигателей продольного перемещения, 
  дублирующих маршевые двигатели в случае 
  их отказа, предусматривается установка 
  удлиненного насадка со степенью расширения 
  =50 и соответствующим приростом удельного 
  импульса.  
  Быстродействие УД характеризуется временем 
  набора 90% тяги, равным 0,06с, такой же минимальной 
  продолжительностью включения и частотой 
  включения до 8Гц.  
  Минимальный удельный импульс двигателя 
  в импульсных режимах 180с.  
  Гарантированный ресурс двигателя составляет 
  26000 включений и более 3 ч работы (с дальнейшим 
  увеличением по мере набора статистики).  
  Двигатель ориентации по принципиальной 
  схеме и составу в основном аналогичен 
  УД.  
  Для исключения образования сажи предусматривается 
  повышенное соотношение компонентов топлива 
  в двигателе (3,5....4),т.е. избыток кислорода.  
  Основным режимом работы ДО является выдача 
  минимльных импульсов от 0,06 до 0,12с, т.е. 
  удельных импульсов тяги от 227 до 237с соответственно.  | 
  
  
    | 
Управляющий двигатель:  
  1-  сопло; 2- клапан окислителя; 3- клапан горючего; 4- агрегат зажигания; 5- сигнализатор давления; 6- камера сгорания; 7- блок таплового уплотнения  | 
| 
  
   | 
  К основным блокам ОДУ (слева) относятся 
  базовый (3), 
  два хвостовых (БДУ-Н, БДУ-Л) (2) 
  и носовой блоки (1), 
  а также соединяющие их пневмогидравлические 
  магистрали.  | 
 
Манипулятор ОК "Буран"
Манипулятор для космического корабля 
"Буран" (СБМ) был разработан в 
Государственном научном центре 
- Центральном научно-исследовательском 
и опытно-конструкторском институте 
робототехники и технической кибернетики 
(ГНЦ ЦНИИ РТК РФ) (Санкт-Петербург). На 
"Буране" в штатных полетах предполагалось 
использовать до двух одинаковых манипулятора. 
Бурановский манипулятор имеет сходную 
с RMS (манипулятор Space Shuttle) кинематическую 
схему. Он состоит из шести вращательных степеней подвижности 
и имеет одну транспортную степень (для 
начальной установки в грузовом отсеке 
корабля). Звенья манипулятора изготовлены 
из углепластика. 
Работа с манипулятором возможна в автоматическом и ручном режимах управления.
Технические характеристики: 
 
Число степеней 
свободы: 6 вращательных  
Грузоподъемность: 30 т  
Рабочая зона: сфера радиусом 15.5 м  
Масимальная скорость: 
  - 30 см/сек (без груза) 
 
  - 10 см/сек (с грузом) 
 
Точность позиционирования: 3 см 
 
В результате математического и 
натурного моделирования манипулятора 
выявлены следующие особенности его движения: 
  - Движение пустого схвата сопровождается колебаниями с амплитудой 7-10 см и частотой 
  0.5-1 Гц. 
 
  - При работе с грузом около 1 т амплитуда колебаний схвата за счет суммарной упругости (основная упругость сосредоточена в шарнирах и в схвате в месте крепления груза) составила 50 см. 
 
  - Остановка груза весом 1.5 т и 6 т сопровождается колебательным 
  переходным процессом со временем затухания 
  порядка 2 и 4 минут соответственно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    -  "Буран", под 
    ред.члена-корр.РАН Ю.П.Семенова, М.:Машиностроение, 1995, 448 стр.;
 
    -  Журнал "Новости Космонавтики", М.:Видеокосмос, 1994-1998гг. (в частности, 11/152 1997, материалы о "Скиф-ДМ");
 
    - "Космонавтика", энциклопедия, М.:Советская энциклопедия, 1985, 528 стр.
 
    - "Авиация", энциклопедия под ред.Г.Л.Свищева, М.:Большая Российская Энциклопедия, 1994, 736 стр.
 
    - "Авиационно-космические 
    системы", сборник статей под ред. Г.Е.Лозино-Лозинского и А.Г.Братухина, М.:Изд-во МАИ, 1997, 416 стр.
 
    - "Техническая информация"  ОНТИ ЦАГИ,   1421 ( 15, август 1981г.)
 
    -  "Ракетно-космическая 
    корпорация ЭНЕРГИЯ имени С.П.Королева", Менонсовполиграф, 1996, 670 стр.
 
 
 
 
Оглавление
 
Введение……………………………………………………………………….… 
1
  - Внешняя 
  конфигурация
 
  - Внутренняя компоновка, конструкция
 
  - Двигательная 
  установка и бортовое оборудование
 
  - Геометрические 
  и весовые характеристики
 
  - Выведение 
  на орбиту
 
  - Возвращение 
  с орбиты
 
История создания 
ОК “БУРАН”……………………………………………3
Многоразовая 
космическая система "Энергия - Буран" 
Орбитальный корабль "Буран"……………………………………………………………………………8
Компоновка ОК "Буран"……………………………………………………..28
Пояснения………………………………………………………………………30
  Объединенная Двигательная Установка (ОДУ)
 
  Маршевый двигатель
 
  Двигатели управления
 
  Манипулятор ОК "Буран"………………………………………………………33
 
Список 
литературы………………………………………………………………………….35