Авторитаризм как переходный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

Настоящая работа будет рассматривать авторитарный политический режим.
Вообще, от политического режима в государстве зависит форма правления, экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, взаимоотношения власти и общества и т.д. Интересным является также и то, что авторитаризм является одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятия и основные черты авторитаризма………………………………………3
2 Исторические формы и типы авторитарных режимов…………………………..6
3 Различие и сходство с тоталитаризмом…………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

полит-я зубков.docx

— 43.88 Кб (Скачать файл)

Российский политический режим отличают;

а) отсутствие развитого  и многочисленного среднего класса;

б) отсутствие консенсус  в обществе по базовым ценностям;

в) неразвитость рыночных отношений;

г) гипертрофированная роль государства и бюрократа;

д) коррупция во всех эшелонах власти,

е) сильно ограниченная, сведенная  к минимуму роль представительных органов  власти;

ж) фактическая неподконтрольность органов власти обществу,

з) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным.

Поэтому понятие "демократия" в его классическом виде к современной  России неприменимо Категории "посткоммунистическая" или "посттоталитарная" указывают на существенные отличия российской демократии от классических образцов.

Некоторые политологи утверждают, что политический режим в России носит авторитарный характер и определяют его как олигархический авторитаризм. Для такой оценки действительно есть основания. Прежде всего несомненно значительное влияние компрадорской буржуазии на политическую элиту. Национальная буржуазия (предприниматели, связанные с отечественным производством не имеют серьезного политического веса. Общество слабо влияет на политические институты. Процесс артикуляции и агрегирования интересов носит прерывистый характер. Поэтому принимаемые решения зачастую отвечают узкокорпоративным интересам. Результатом проводимой политики стало значительное расслоение общества.

Однако эта точка зрения не бесспорна. После 1993 г. власть практически  не прибегала к открытому политическому  насилию, в стране регулярно проводятся выборы (хотя и по постоянно меняющимся правилам), существует и играет заметную роль политическая оппозиция. В этой связи представляется удачной попытка  отечественного политолога А.П. Цыганкова  применить концепцию делегативной демократии к анализу политического режима в России. При таком подходе обнаруживаются в российской политической действительности многие характерные черты делегативной демократии. Определение складывающегося в России режима как гибридного является, на наш взгляд, более точным.

Очевидно также, что такой  режим носит переходный характер и может эволюционировать в различных  направлениях. Дрейф в сторону  авторитарно-бюрократического режима кажется сегодня наименее вероятным  сценарием развития событий. Гораздо  правдоподобнее выглядят прогнозы о  становлении популистского авторитаризма (соответствующего некоторым национальным чертам политической культуры) и продолжении  постепенного переход к демократии. Выбор альтернативы развития будет  во многом определяться политическими  предпочтениями российского общества и, в том числе, политическими  позициями молодежи, вступающей в  общественно-политическую жизнь.

Специфика однопартийного или "полуконкурентого" типа заключается в том, что избирательная система и электоральный процесс построены таким образом, что на выборах президента или депутатов в парламент реальными шансами на победу обладают лишь кандидаты, одобренные руководством доминантной партии. Примером этого типа авторитарного режима могут служить Кения и Замбия.

В формально многопартийных авторитарных режимах внешний политический плюрализм лишь прикрывает монополию  на власть одной группировки (Нигерия  в 70-80-е гг.). Оппозиция же настолько  слаба и маловлиятельна, что ей позволено существовать.

Исходя из структуры правящего  блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популисткие и бюрократические режимы.

Военные и "преторианские" режимы возникают чаще всего в  результате государственных переворотов. Причинами захвата власти военными являются кризис политических структур, политическая нестабильность, чреватая острыми социальными конфликтами. Социальной предпосылкой военых переворотов выступает "преторианское общество", специфические черты которого, сформулированные Д.Раппортом, сводятся к следующему:

1) отсутствие консенсуса  среди наиболее влиятельных группировок  относительно "правил игры";

2) острый конфликт по  поводу перераспределения власти  и ресурсов между основными  политическими силами;

3) резкая социальная поляризация  общества;

4) низкий уровень легитимности  и институционализации власти.

Установление военных  диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском  парламента, полным запретом любых  оппозиционных сил, концентрацией  законодательной и исполнительной власти в руках военного совета. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности, которая осуществляется армией, полицией и спецслужбами. Подобные режимы существовали во многих странах  Африки, Востока, Латинской Америки.

Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии и  компрадорской буржуазии (Камерун, Тунис, Флиппины при Маркосе (1982-1985). Зачастую олигархии скрываются за фасадом представительных органов власти, функции которых достаточно формальны, реальная же власть находится в руках бюрократии, выражающей собственные и корпоративные интересы компрадорской буржуазии.

Социальным результатом  политики олигархического блока  становится резкая поляризация населения; дифференциация общества на нищающее большинство и стремительно обогащающееся  меньшинство. Глубокое недовольство, охватывающее широкие слои населения, служит хорошей  почвой для укрепления антисистемной оппозиции и массовых антиправительственных действий под руководством военно-политических и повстанческих организаций. Следствием нестабильности олигархических режимов являются военные перевороты или гражданские войны.

Популистские режимы отличаются вождизмом одного лица, горячо одобряемого  и любимого народом. Для этого  типа режима характерна идеологическая мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального  лидера. Одним из главных средств ... власти используемых режимов, являются: манипулирование плебисцитом; приобщение народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги  поддержки, возвеличивание "маленьких  людей"; сплочение общества перед  лицом "международного империализма" и космополитического капитализма. Власть склонна искать поддержку  в среднем классе, не испытывающем симпатии к олигархии.

Специфическая черта популистского  режима - усиление этатистских начал в экономической, социальной и духовной жизни - отражает патерналистические ожидания самых широких народных масс. Основу социального блока правящих сил составляет этатистски ориентированные круги и крупная промышленная буржуазия, и политическими конкурентами которых являются, с одной стороны - олигархия, с другой - либерально-демократические силы. Яркими примерами популизма могут служить режимы Варгаса в Бразилии, Насера в Египте, Каддафи в Ливии.

При бюрократических режимах  главную роль играет высшее государственное  чиновничество. Процедуры избрания главы исполнительной власти практически не существует. Такие режимы чаще всего устанавливаются после переворотов, от военных режимов их отличает главенствующая роль бюрократии. Бюрократия вынуждена опираться на армию, а также на сеть создаваемых ею корпораций, которые в обход партий и профсоюзов связывают государство и общество.

 

 

3 Различие и сходство с тоталитаризмом

 

Недемократические режимы представлены разными формами тоталитаризма  и авторитаризма.

В переводе с позднелатинского "тоталитарный" означает "относящийся к целому". Смысл тоталитаризма обосновал идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории, поскольку все человеческое и духовное теряет ценность вне государства. В политический лексикон этот термин вошел после речи Б. Муссолини в 1925 г., в которой он использует само понятие "тоталитарное государство". В дальнейшем оппоненты фашизма употребляют этот термин в негативном смысле - как противоположность демократии. Первоначально под тоталитаризмом понимали фашистский режим в Италии и национал-социалистическое движение в Германии, но после публикации в газете "Таймс" (1929 г.) этот термин стали применять к политическому режиму в СССР.

Хотя еще в конце 30-х  гг. были сделаны попытки научного осмысления тоталитаризма, наибольшее влияние на общественное представление  о сущности этого явления оказали  знаменитые романы-антиутопии Е. Замятина, О. Хаксли и Дж. Оруэлла. Роман Замятина "Мы" - это прогноз развития общества, построенного на началах  коллективизма, где рационально  обоснованы все стороны жизни, но где отсутствует важнейший элемент  общества - личность (вместо номер). О. Хаксли в романе "О дивный новый мир" показал полностью заорганизованный мир, в котором стремление к достижению совершенной эффективности не оставило места для личной свободы. В наиболее яркой литературной форме технология тоталитарной власти была раскрыта в романе Дж. Оруэлла "1984".

С начала 50-х гг. появляются научные работы, посвященные политологическому  и социологическому анализу тоталитарных режимов: исследование Х. Арендт "Происхождение тоталитаризма", совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия". Концептуальная модель тоталитаризма, предложенная К. Фридрихом и З. Бжезинским, наиболее популярна в политологии.

Ниже приведены шесть  базовых характеристик тоталитаризма, сформулированных К. Фридрихом в  работе "Природа тоталитаризма" (1954):

- официальная идеология,  которая претендует на охват  всех аспектов человеческого  существования и ориентируется  на достижения извечных целей,  например на создание "совершенного  общества";

- массовая партия, которая  сливается с государственной  бюрократической организацией;

- монополия партии над  эффективными средствами коммуникации;

- концентрация в руках  партии и государства всех  средств вооруженного насилия; 

- централизованный контроль  и руководство экономикой;

- система террористической  полицейской власти.

Вышеупомянутая модель тоталитаризма  требует дополнительной расшифровки. Установление диктатуры одной партии приводит к слиянию партийных  структур с государственными и к  формированию своеобразного феномена "государство-партия". Сама партия монополизирует право выступать  от имени всего общества. Одновременно происходит "растворение" гражданского общества в государстве, все разрешенные  общественные организации (профсоюзы, молодежные, женские) обязаны выступать  своеобразными "приводными ремнями" в механизме власти партии, проводить  ее генеральную линию в жизнь. Вершина пирамиды тоталитарной власти представлена харизматической фигурой вождя (фюрера, дуче, лидера партии). Действия вождя и партийная догма не подлежат критике. Например, во всех школах Италии висел портрет Б. Муссолини с надписью "Муссолини всегда прав"3.

Тоталитарная власть распространяет контроль на все стороны жизни  человека, включая семейные отношения  и сферу досуга. Как заметила Х. Арендт, при тоталитаризме был реализован принцип: "Частным лицом остается только спящий". Таким образом, для тоталитаризма характерна всеобщая этатизация - государство-партия осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе. Поэтому среди политологов утвердилось и более краткое определение тоталитаризма: это закрытая система, в которой все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого центра.

Тоталитарные режимы традиционно  разделяют на "левые" и "правые" формы. Правый или праворадикальный режим получил развитие в Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после  прихода к власти А. Гитлера. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился в СССР (классическая модель - период сталинизма с середины 20-х гг. до середины 50-х гг.), в странах Восточной  Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий  пример тоталитаризма в Азии - Китай  периода политики "большого скачка" и "культурной революции" (50-е - середина 70-х гг.), когда во главе руководства  страны стоял Мао Цзэдун.

Две формы тоталитаризма  различаются характером идеологий (фашизм, национал-социализм, коммунизм), в том числе целями, которые  ставят перед массами партии-гегемоны: достижение "народного капитализма" и завоевание мирового господства либо построение коммунистического общества и мировая революция. Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был  более "достроен": партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть, что  проявилось в полной или частичной  ликвидации частной собственности, сосредоточении в руках государства основных средств производства, ликвидации рынка. В праворадикальных режимах сохранилась свобода предпринимательства, однако это не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства, централизованного распределения рабочей силы.

Ряд политологов выделяют третью, теократическую, форму тоталитаризма, (рис.) видя пример последнего в Иране  периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989 гг.)4, и в  режиме, установленном талибами в  Афганистане.

Авторитаризм (от лат. auctor - зачинатель, основатель, творец и auctoritas - мнение, решение, право) понимается как режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Тоталитаризм иногда рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Но наличие ряда общих черт (произвол лидеров, значительный репрессивный аппарат, ограничение прав человека, использование силы при разрешении конфликтных ситуаций, отсутствие реального разделения властей, формально свободный характер выборов в законодательные органы, отсутствие альтернативности выбора) не дает оснований для их отождествления. Остановимся на отличиях двух режимов (Аним. 5).

Информация о работе Авторитаризм как переходный политический режим