Значение и структура кластера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение объективных особенностей, основных проблем функционирования и развития кластера в сфере производства машин и оборудования (на примере Красноярского края).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, сущность и виды кластеров;
- рассмотреть структуру и оценить ресурсы кластера

Файлы: 1 файл

реферат марина.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

Общая структура кластера следующая:

Как правило, лицом кластера является одна отрасль, продукцию которой кластер экспортирует - это «ядро» - объекты, вокруг которых группируется кластер, выполняющие основной вид деятельности, позиционирующие кластер, выпускающие конечную продукцию;

«дополняющие» - объекты, деятельность которых напрямую обеспечивает функционирование объектов «ядра»;

«обслуживающие» - объекты, наличие которых обязательно, но деятельность которых напрямую не связана с функционированием объектов «ядра»;

«вспомогательные» - наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других объектов кластера.

 Кластерная модель  инновационного развития, в которой  активная роль отводится предприятиям  машиностроительного комплекса,  может быть основана:

- на интеграционном взаимодействии предприятий, расположенных на определенном территориальном пространстве (например, в регионе),

- на интеграционном взаимодействии предприятий различных отраслей, взаимосвязанных единой производственно-технологической цепью.

Для осуществления взаимосвязи  необходимо учитывать интересы заинтересованных сторон: общество, природа, производство.

Участниками кластеров являются производители и поставщики, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и вузы, кредитные организации и банки, инфраструктура, администрации регионов, профессиональные и общественные организации. Одним из ключевых факторов успеха для развития кластеров является наличие рабочих связей и координации усилий между участниками кластера.

Направление взаимосвязей:

- Вертикальные связи (нисходящие, восходящие) - кооперация между фирмами, занимающими различные уровни в производственной цепочке.

- Горизонтальные связи - кооперация между фирмами, занимающими одинаковый уровень в производственной цепочке.

Роли взаимодействующих  фирм:

- Покупатель-продавец 

- Конкурент-партнер: конкурирующие  фирмы в кластере, являясь конкурентами, осознают, что совместно они могут  намного эффективнее решать общие проблемы. В результате, возникает множество форм кооперации, за счет которых увеличивается конкурентоспособность всего кластера в целом.

- Пользователи общих ресурсов: связи возникают в результате  кооперации фирм по использованию общих ресурсов.

Машиностроительный кластер  представляет собой хороший пример взаимопроникновения кластеров. Его  основной специализацией является производство оборудования для лесной промышленности, энергетики, металлургии и строительной отрасли, а также транспорта, т.е. таких направлений, которые по определению  включены в состав соответствующих  кластеров. Однако интенсивное развитие специализированного машиностроения привело к формированию самостоятельного кластера с множеством специализированных поставщиков, сервисных и инжиниринговых компаний, исследовательских и инновационных  центров. И хотя важным фактором конкурентоспособности  и движущей силой развития производителей оборудования остается внутренний спрос, машиностроительные компании уже давно  являются активными персонажами на международном рынке.

Сложная технологическая  структура машиностроительного  комплекса требует органичного  соединения различных функциональных сфер производственной системы, и должна основываться на тесных интеграционных взаимосвязях между предприятиями  различных подотраслей и отраслей национальной или региональной хозяйствования. Результатом подобного интеграционного взаимодействия в системе инновационного развития может стать формирование соответствующих кластеров. Интеграция различных предприятий может осуществляться в различных формах с использованием разнообразных механизмов, выбор которых зависит от специфики производства, рыночной ситуации, характера конъюнктуры и т.п.

Формирование кластера в  машиностроительном комплексе основано на создании соответствующих связанных  групп предприятий (одной или  нескольких отраслей), сосредоточенных  на определенной территории. Такая  кластерная модель позволяет обеспечить интеграцию машиностроения в систему  мирохозяйственных связей, через  установление горизонтальных и вертикальных связей межтерриториального сотрудничества.

Таким образом, одним из признаков  промышленного кластера в общей  модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов  хозяйствования является принцип территориальной  локализации. В отличие от обычных  форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса, кластерные системы характеризуются следующими особенностями:

- наличием крупного предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;

- территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

 

- устойчивостью хозяйственных связей хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;

- долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках её производственных программ, инновационных процессов; основных систем управления, контроля качества и прочее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Региональная структура и территориальные связи производства

 

 

 Региональная структура ведущих комплексов, полностью преобразованная индустриализацией, из локальноограниченной превратилась в территориально всеохватывающую. При этом различные отрасли имеют свою специфику. Важнейшим фактором размещения машиностроения является наличие рыночной потребности в продукции, квалифицированных кадров, возможностей удобных поставок конструкционных материалов и комплектующих изделий. Для формирования комплексов наукоемких отраслей решающую роль играет создание научно-конструкторских и технических центров, в том числе с функциями реализации перспективных разработок фундаментальной науки (инноваций).

В структуре затрат на производство машин и оборудования главное  место занимают, помимо издержек на сырье и основные материалы (63% против 65% по промышленности в целом), расходы  на заработную плату с начислениями (16% против 12%), но по отдельным отраслям эти показатели сильно варьируются. Например, в трудоемких производствах  доля заработной платы превышает 30%, что усиливает их тяготение к  местам сосредоточения квалифицированных трудовых ресурсов.

По особенностям размещения отрасли машиностроения подразделяются на:

- сложные, трудоемкие (электроника, станкостроение, приборостроение, авиационная промышленность и т. д.), для которых важнейшим условием является наличие квалифицированной рабочей силы и крупной научно-технической базы (Центр, Северо-Запад, Поволжье, Волго-Вятка и др.);

- «потребительские» (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение и т. п.), размещаемые в районах массового спроса на продукцию (Северо-Запад, Волго-Вятка, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток);

- материалоемкие (тяжелое, энергетическое, транспортное, строительно-дорожное машиностроение и т.д.), тяготеющие к металлургическим базам (Урал, Западная Сибирь, Центральное Черноземье, Северный Кавказ).

Увеличение затрат на капитальное  строительство, рабочую силу и транспортировку  сырья и готовой продукции  происходит в направлении с запада на восток. Если принять капитальные  вложения при размещении машиностроительного  завода в центральных районах  России за 100%, то в Западной Сибири они  возрастают на 5-6%, в Восточной Сибири - на 10-12% и на Дальнем Востоке - на 12-15% (80-е годы). Соответствующее повышение себестоимости составляет 1,9 и 23%'. Таким образом, наиболее сложные, наукоемкие отрасли машиностроительного комплекса целесообразно размещать прежде всего в европейских районах, а материало- и энергоемкие, малотрудоемкие - на Востоке.

При приватизации образованы крупные производственные (холдинговые) объединения заводов. Происходит слияние  даже индустриальных гигантов, например АО «Уралмаш» (Екатеринбург) и АО «Ижорские  заводы» (С.-Петербург). Делаются попытки организации совместных с иностранными фирмами предприятий и объединений (международных). Но зачастую производственные циклы неоправданно разрываются.

Высокий монополизм машиностроения объясняется его технико-производственными  особенностями, эффективностью больших  объемов изготовления продукции  на одном предприятии. Поэтому создавать  возможности конкуренции внутри отрасли путем искусственного разделения предприятий нерационально, она  целесообразна в международном  масштабе, с иностранными фирмами. Для  сложных отраслей наиболее подходит государственно-акционерная форма собственности.

Машиностроению свойственны  большая гибкость, обновляемость производства. При сохранении десятилетиями общего профиля заводов (и их названий) номенклатура и качественные особенности продукции, а, следовательно, конкретное размещение ее выпуска существенно меняются. Особенно это наблюдается с развитием рыночной диверсификации производства. Присущие машиностроению глубокая специализация и выраженный монополизм предприятий обусловливают их преимущественно дальние связи со многими заводами-потребителями и смежниками. Средняя дальность перевозок машин и оборудования по железным дорогам в дореформенные годы превышала 1600 км. Поэтому формирование их широкого рынка возможно, за небольшими исключениями, только в крупнозональном (Европейская часть, Восток) и даже общероссийском масштабе.

При этом большие объемы продажи массовых видов машин  и оборудования приходятся на основные центры их выпуска, например, легковых автомобилей -- на Самарскую, Нижегородскую, Ульяновскую области, Москву, Удмуртию, грузовых - на те же регионы (без Самарской  области), Республику Татарстан и  Челябинскую область.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное состояние элементов кластера и направления развития

 

 

Машиностроительный комплекс является одним из основных промышленных комплексов РФ и региона, поэтому  необходимо в первоочередном порядке  решать накопленные структурные проблемы комплекса.

Кластерный подход, как  показывает мировая практика, не только служит средством достижения целей  промышленной политики (структурные  изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.), но и является мощным инструментом для стимулирования регионального  развития, которое в конечном итоге  может состоять в улучшении торгового  баланса региона, увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты  различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.

Региональные промышленные кластеры создают реальную возможность  разработки и реализации масштабных инвестиционных проектов, которые позволят в будущем создать мощное региональное экономическое ядро национальной экономики, обеспечивают приток дополнительных инвестиций в регионы, способствуют преодолению  сырьевой ориентации экономики, укреплению хозяйственных связей с другими  регионами и зарубежными партнерами.

Реализация региональных преимуществ, заключающихся в наличии  сырьевой базы, в росте объемов  собственных доходов региональных бюджетов, в формировании эффективного механизма взаимодействия властных структур с бизнесом, в появлении  факторов диверсификации экономического развития территории, в повышении  показателей трудового потенциала, становится возможным на основании  формирования кластеров в рамках региональных экономических систем, создание которых является источником синергетического эффекта.

Развитие машиностроительного  кластера в регионе позволит решить следующие основные проблемы.

Во-первых, в настоящее  время промышленные предприятия  проводят оптимизацию численности, что приводит к высвобождению  работников, компетентностный профиль  которых в наибольшей степени  подходит для деятельности в указанной  сфере. Образование кластера, в результате которого часть бизнес-процессов  производства будет выведена по принципам  аутсорсинга за пределы крупных  предприятий, позволит создать рабочие  места для высвободившейся рабочей  силы. Это обстоятельство позволяет  говорить о появлении региональной социальной эффективности кластера.

Во-вторых, вывод определенных процессов за пределы крупных  предприятий, функционирование которых  отличается низкой эффективностью, позволит за счет использования положительного эффекта синергии повысить эффективность  машиностроения в целом.

 

Реализация данного проекта  станет толчком для развития машиностроения в регионе, позволит создать 5500 новых  рабочих мест на металлургических и  машиностроительных предприятиях края, обеспечит их загрузку, позволит увеличить  поступления в краевой бюджет до 1,9 млрд. руб. ежегодно.

Таким образом, эффект от образования  машиностроительного кластера будет  складываться из двух составляющих: социальной, образующейся вследствие сохранения рабочих  мест, и бюджетной, выражающейся в  увеличении налоговых поступлений  в региональный бюджет в результате образования дополнительной прибыли предприятий кластера.

Можно ожидать, что в ближайшем  будущем основную роль в обеспечении  устойчивой конкурентоспособности  для большинства кластеров будет  играть фактор качества корпоративной  стратегии. В частности, ключевым аспектом стратегического развития кластеров  в машиностроении будет являться глобализация операций, ориентация на потребителей конкретных региональных рынков, увеличение сервисной составляющей продукции, экспорт инжиниринговых услуг при сохранении лидерства  в новых технологиях. Существенным моментом глобальной стратегии, на который  обязательно будут делать ставку компании машиностроительного кластера, останется экологичность готовой  продукции и используемых технологий.

Формирование и развитие кластерных моделей в сфере производства машин и оборудования позволяет  развивать сотрудничество предприятий  в рамках отраслевого комплекса  в сфере производства высококонкурентоспособной продукции за счет эффективного распределения и использования инвестиционных ресурсов, оптимизации расходов, более быстрого распространения и внедрения инноваций. Несомненным преимуществом является ее способность к саморазвитию без существенного государственного вмешательства. Задача государства содействовать появлению инновационных кластеров (и не только в машиностроительном комплексе), посредством создания и развития национальной инновационной системы, стимулирования научных разработок, их мониторинга и содействия распространению во все сферы хозяйственной жизни.

Информация о работе Значение и структура кластера