Восточная Азия: ресурсы, население и экономическое размещение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается в интересе различия двух ныне мало похожих стран, которые некогда являлись единым государством. Объектом курсовой работы является Северная и Южная Корея. Предметом являются различия взаимоотношений, как политических, так и социальных, между двумя странами Восточной Азии. Задачи:
 сравнить природно-ресурсный потенциал Северной и Южной Кореи
 сравнить экономическое размещение
 рассмотреть население и национальный характер этих стран

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Северная Корея 5
1.1 Общие сведения о стране 5
1.2 Природно-ресурсный потенциал страны 7
1.3 Экономическое размещение 8
1.4 Население страны 9
Глава 2. Южная Корея 11
2.1 Общие сведения о стране 11
2.2 Природно-ресурсный потенциал страны 14
2.3 Экономическое размещение 17
2.4 Население страны 19
Глава 3. Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика 22
3.1 Особенности экономики двух государств 23
3.2 Внешние экономические связи Южной и Северной Кореи 25
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Восточная Азия.docx

— 92.72 Кб (Скачать файл)

Текущее состояние

Замедление роста мировой экономики и падение объёмов экспорта в 2001 году сказались на южнокорейской экономике: в 2001 году рост составил всего 3,3 %. Однако уже в следующем, 2002 году экономика вышла на уровень роста 6 %. Реструктуризация больших компаний (чеболей), приватизация банков и общая либерализация экономики являются основными направлениями работы правительства страны. В 2004 году перспективы развития экономики выглядели не так хорошо, как за несколько лет до этого. Активная торговля с Китаем, однако, является хорошим фактором для развития Южной Кореи.

 

На данный момент южнокорейская экономика основывается прежде всего на производстве товаров народного потребления, таких как электроника, текстиль, автомобили, а также на сектор тяжёлой промышленности: кораблестроение, производство стали. Продукция этих отраслей производства является основным предметом экспорта. Несмотря на то, что рынок импорта в последние годы стал более свободным, сектор сельского хозяйства до сих пор находится под политикой протекционизма из-за серьёзного несоответствия уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, например на рис, внутри страны и в мире. На 2005 год цена риса в Южной Корее была в пять раз больше, чем на международном рынке. В конце 2004 года, однако, со Всемирной торговой организацией была достигнута договорённость о постепенном повышении доли импорта на рынке риса в стране — к 2014 году импортированный рис должен составить 8 % всего потребляемого количества. Помимо этого, до 30 % импортированного риса должно поступать к конечным потребителям (до этого импортированный рис использовался в основном для производства различных продуктов питания и напитков, таких как соджу). К 2014 году рынок риса в Южной Корее должен стать полностью открытым.

 

2.4 Население страны

Возрастная структура

0—14 лет: 18,9 % (мужчины 4 844 083/женщины 4 368 139)

15—64 лет: 71,8 % (мужчины 17 886 148/женщины 17 250 862)

65 лет и больше: 9,2 % (мужчины 1 818 677/женщины 2 678 914) (2006, оценка)

 

Рост населения: 0,42 % (2006, оценка)

 Рождаемость: 10 новорожденных/1 000 человек (2006, оценка)

Смертность: 5,85 смертей/1 000 человек (2006, оценка)

Миграция: 0 мигрантов/1 000 человек (2006, оценка)

 

Соотношение полов:

при рождении: 1,13 мужчин/женщин

до 15 лет: 1,12 мужчин/женщин

15—64 лет: 1,03 мужчин/женщин

65 лет и больше: 0,63 мужчин/женщин

население в целом: 1,01 мужчин/женщин (2000, оценка)

 

Продолжительность жизни:

Средняя: 77,04 лет

мужчины: 73,61 лет

женщины: 80,75 лет (2006, оценка)

Корейцы составляют абсолютное большинство населения страны (исключая небольшого (100 тысяч) китайского меньшинства — особенно тех, кто приехал в страну не из Китая, Гонконга и Макао, а из Японии, Малайзии, Индии и Филиппин). Много рабочих из Китая, Филиппин и Малайзии. В крупных городах, особенно в Сеуле работают иностранцы, вовлечённые в сферу бизнеса и образования. Присутствует американский военный контингент численностью 28 000 человек.

Религиозный состав

По данным переписи населения 2005 года 46,5 % людей не относили себя ни к одной религии. 29,3 % назвали себя христианами, из них 18,3 % — протестанты, а 10,9 % — католики. 22,8 % населения — буддисты. К другим относительно распространённым религиозным течениям относятся: вон буддизм (0,3 %), конфуцианство (0,2 %), чхондогё (0,1 %)

 

Национальный характер и особенности ведения деловых переговоров.

Одна из их черт — миролюбие, неагрессивность во взаимоотношениях, склонность завершать дело миром. В последние два тысячелетия они не совершали никаких набегов на чужие земли, не расширяли свой ареал. А сами подвергались нападениям, но все-таки не частым.

Миролюбие корейцев проявляется в том, что в повседневной жизни они стараются избегать острых конфликтов, неприятных сцен, шумных споров, да и вообще резких слов. Корейцы с детства приучены к тому, что нельзя оскорбить, унизить человека, умалить его в собственных глазах. В Корее это называется уметь «сохранять лицо» (то есть достоинство), чужое и свое (такая черта присуща в еще большей степени японцам).

Иностранцы неизменно подмечают у корейцев такие качества, как вежливость, доброжелательность, почтительность. Особенно почтительны корейцы к пожилым и старым людям.

Поражает и в высшей степени уважительное отношение к «людям знания», к образованным людям. Поэтому, скажем, школьный учитель в глазах общественности стоит выше, чем, скажем, бизнесмен или офицер полиции. Профессия педагога была и остается в Корее одной из самых почетных.

   Деловое общение.

К установлению деловых отношений корейцы подходят иначе, чем в странах Запада. Трудно или невозможно наладить контакт путем прямого обращения к южнокорейской фирме в письменном виде. Желательна личная встреча, договориться о которой лучше всего через посредника.

Следует иметь в виду, что в Корее сильна традиционная конфуцианская мораль, согласно которой в межличностных отношениях необходимо учитывать чувства другого, относиться к нему исходя из его социального статуса, уважать его права и быть искренним в своих намерениях. Традиционная мораль высоко ставит личное общение, личный контакт, без которых в Корее невозможно решить ни одной проблемы. Именно поэтому корейцы всегда настаивают на личной встрече, даже в тех случаях, когда с нашей точки зрения достаточно телефонного разговора. Если на просьбу о встрече вы ответите уклончиво, не исключено появление корейцев в вашем офисе без предварительной договоренности, поскольку они могут принять ваш неопределенный ответ за готовность встретиться.

Корейское общество является строго иерархичным и весьма авторитарным. Престиж человека зависит от должности и возраста и зарабатывается часто нелегким трудом. Поэтому если иностранец не проявит должного уважения, его шансы на успех снизятся. Для этого надо четко представлять себе соотношение собственного статуса со статусом партнера. Определению этого будут способствовать ваши визитные карточки, в которых корейских бизнесменов заинтересует не столько ваше имя, сколько организация в которой вы работаете, и ваше положение в ней. Говоря об именах, надо помнить, что у корейцев первый слог – это фамилия (наиболее распространенные: Ким, Ли, Пак, Цой, Хан, Нам, Чон, Сон), а два последующих – личное имя.

Обычно переговоры, особенно первоначальные, имеют довольно длительную протокольную часть. Однако, в отличие от представителей японских компаний, корейцы не склонны долго обсуждать второстепенные моменты в стремлении обеспечить плавный переход к главному вопросу. Для корейских бизнесменов характерна ясность и четкость выражения проблем и путей их решения.

Корейцы не привыкли открыто выражать несогласие с партнером, доказывать его неправоту (и того же ждут от собеседников). В общении с корейскими бизнесменами не следует употреблять выражения "надо подумать", "предложение нуждается в длительном изучении", "решить этот вопрос будет не так просто" и т. п., поскольку это воспринимается ими не как готовность к длительным усилиям по выяснению возможностей реализации идеи, а как констатация ее неприемлемости на данном этапе. Они не любят заглядывать далеко в будущее, их больше интересует, как правило, непосредственный результат их усилий.

К нормам деловой жизни следует отнести, например, извещения о перемещениях, рассылаемые постоянным партнерам, благодарственные письма, которые после визитов направляются всем, с кем были проведены встречи. На первой встрече принято обмениваться сувенирами, цель которых – оказание внимания данной фирмы к потенциальному партнеру, а также реклама.

Корейцы щепетильны в вопросах одежды: для мужчин это всегда строгий деловой костюм, чаще всего с белой рубашкой и неярким галстуком, для женщин в служебной обстановке исключаются брюки. Не принято курить в присутствии старших по возрасту и должности.

 

Глава 3. Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика.

 

3.1 Особенности  экономики двух государств.

 

Северная Корея.

Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и изолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительства публиковать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации. Почти вся промышленность находится в собственности государства. Режим продолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерб легкой и остальным необходимым отраслям.

Основная отрасль промышленности: военная промышленность.

Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми работающими в политической и экономической системах. Милитаризация предусматривает использование людских и материальных ресурсов общества для военных целей. Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и численность всего населения, также как уровень военных расходов в НВП и государственный бюджет.

В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численности населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от бюджетных средств.

Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном секторе экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций значительно меньше, чем в том случае, когда инвестируется непосредственно частный сектор. Нынешний уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней точке зрения. Эта тенденция игнорирует политическую и военную необходимость инвестирования в оборонную промышленность. Система, которая в качестве приоритета выдвигает военные цели и ценности, делает акцент на оборонных расходах, которые превышают эффективность экономики страны.

Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое, сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии, устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. За последние годы улучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство зерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Страну выручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В стране очень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванных недоеданиями.

Южная Корея.

Как один из Четырех Драконов Восточной Азии, Южная Корея достигла невероятных экономических успехов. Три десятилетия тому назад, уровень дохода на душу населения можно было сравнить с самыми бедными странами Африки и Азии, а сегодня по этому показателю Южная Корея превышает в 7 раз Индию, в 13 раз своего соседа Северную Корею и находится на уровне развитых стран Европейского Союза. Такой успех в конце 80-х был достигнут во многом благодаря тесным взаимовыгодным связям между государством и бизнесом, включающим прямые кредитования, ограничения по импорту, спонсорство определенных направлений промышленности, и, конечно, благодаря трудолюбию нации.

Финансовый кризис 1997 - 1999 годов, тем не менее, проявил слабые стороны экономики страны, среди которых большие иностранные займы и слабое управление в финансовом секторе. К 1999 году удалось восстановить финансовую стабильность, превратив ощутимое падение 1998 года в стремительный рост в 1999. Сеул призвал крупнейшие финансовые и торговые группы к сотрудничеству в укреплении и переустройству экономики, а конгломераты средних размеров на осуществление разных экономических программ вместе с банками страны.

       Особенностью  экономики Южной Кореи является  значительная роль государства  в управлении экономическими  процессами. Правительственный контроль  над развитием хозяйственной  сферы был предусмотрен основным  законом страны. Капиталистические  отношения «насаждались» сверху, и одновременно происходило их становление в недрах хозяйственного механизма при повышенной роли внешнего, эндогенного фактора. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решений, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными.

При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве

Южная Корея пошла по пути заимствования иностранной технологии, что привело страну к достижениям НТП. На данный момент в стране развиты наукоёмкие отрасли промышленности: электроника, автомобилестроение, химическая промышленность, кораблестроение; а также: сталелитейная промышленность, текстильная промышленность, производство одежды, обуви.

Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению крупных финансово-промышленных групп – чиптан, или чеболь. Они сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Примерно 50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны, в их число входя «Хёнде», «Самсунг», «Деу».

 

3.2 Внешние экономические  связи Южной и Северной Кореи

 

Во внешних экономических связях Южная и Северная Корея также значительно отличаются друг от друга.

Экономическое положение КНДР все годы существования этого государства зависело от иностранной экономической помощи. Сперва ее предоставляли идеологически близкие Китай и СССР. После распада СССР Северная Корея вынуждена была обратиться за помощью к странам, которые северокорейская пропаганда называла и продолжает называть врагами - к Южной Корее, Западной Европе, США и Японии.

После окончания Холодной войны, валовый внутренний продукт (ВВП) КНДР, который традиционно рос примерно на 2% в год, начал резко снижаться. Причиной этого стало прекращение советской помощи, которая выражалась, в частности, в покупке северокорейских товаров по льготным ценам. К примеру, если в 1990 году объем торговли между СССР и КНДР составлял $2.5 млрд., то в 1991 году упал до $365 млн. Уже в 1990 году ВВП Северной Кореи снизился на 3.7%. Резко вырос объем внешнего долга. Если в 1990 году он составлял $7.86 млрд., что составляло 34% ВВП, то в 1998 году увеличился до $12.1 млрд. или 96% северокорейского ВВП. По различным оценкам, северокорейский долг России составляет $3 - 5 млрд. и не имеет тенденции к погашению.

Информация о работе Восточная Азия: ресурсы, население и экономическое размещение