Водный транспорт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Комплексное развитие регионов невозможно без развитой системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства нужно учитывать потребность в перевозках, массе исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение водных перевозок во внешнеэкономической деятельности 4
2. Особенности водного транспорта 6
3. Размещение водного транспорта и их значение во внешнеэкономической деятельности 9
4. Перспективы развития водного транспорта 15
Заключение 20
Список литературы 23
Приложения 24

Файлы: 1 файл

Водный транспорт.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

По мнению Минтранса России, для повышения конкурентоспособности российских портов необходимы следующие меры:

- затраты на обеспечение безопасности  мореплавания в портах и на  подходах к ним (поддержание габаритов глубин на каналах и акваториях, ледокольное обеспечение, содержание гидротехнических общепортовых сооружений) должны компенсироваться из федерального бюджета;

- ориентировать государственные  контрольные органы на работу  в соответствии с принятыми в мировой практике процедурами и схемами, сводящими к минимуму время контрольных процедур;

- создать единый орган по  обустройству и управлению имуществом  пунктов пропуска через государственную границу в морских портах;

- совершенствование нормативной правовой базы по земельным и арендным отношениям; обеспечить создание особых портовых экономических зон, наличие которых является важным фактором повышения конкурентоспособности отечественных портов при переработке внешнеторговых грузов и непременным условием для успешной конкуренции с портами сопредельных стран за транзитные грузы;

- модернизировать портовые транспортные  узлы комплексно с опережающим развитием железнодорожных и автомобильных подходов, припортовой инфраструктуры и логистических центров;

- установить ставку 0% налога на  имущество для портовой инфраструктуры, как для других (железнодорожных, автодорожных, энергетических) инфраструктурных объектов;

- при унификации железнодорожных  тарифов необходимо установить  переходный период на 2-3 года (до 2020 г.), до создания в российских портах необходимых конкурентных условий.

Минтрансом России разрабатывается новая федеральная целевая программа "Развитие транспорта России на 2015-2020 годы", в которой планируется создание в портах Мурманск, Калининград (Балтийск), Восточный и Тамань современных перегрузочных комплексов, включая контейнерные хабы, способные принимать современные контейнеровозы с целью обработки не только российских внешнеторговых грузов, но и транзитных грузов иностранных фрахтователей.

Еще одна проблема - балтийские и черноморские проливы. Свободный выход на трансокеанские маршруты имеют лишь наши северные и дальневосточные порты. Поэтому необходимо обеспечить диверсификацию маршрутов с использованием портов Мурманск и Восточный. Создание в этих портах контейнерных хабов создаст реальные предпосылки для использования Северного морского пути, в том числе в качестве международного транспортного коридора.

Учитывая мировой опыт и прогноз увеличения грузовой базы, перед Российской Федерацией стоит задача увеличить к 2015 году пропускную способность морских портов до 650 млн. тонн в год, обеспечив потребности страны по внешнеторговым перевозкам и увеличение доли транзитных грузов в грузообороте российских портов с 4 до 20%.

Осуществление перечисленных мер и реализация намеченных планов позволит повысить конкурентоспособность российских портов и вывести их на передовой мировой уровень.

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, в работе можно сделать следующие выводы:

  1. Роль транспорта в экономике России огромна. Транспорт оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие страны. Там, где правильно понимают роль транспорта, государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к замедлению развития государства. Транспортная система должна постоянно развиваться адекватно растущим потребностям.  Недооценка и хроническое отставание транспорта в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения транспорта как особой отрасли народного хозяйства. Уникальность транспорта состоит в том, что, выступая в роли сферы материального производства, он одновременно выполняет вспомогательную функцию обслуживающей инфраструктуры. Часто роль транспорта недооценивают, умалчивая его важнейшую роль в области экономики.
  2. Транспортный фактор обязательно учитывается при размещении производства в то или ином регионе. Транспортный фактор является одним из важнейших.
  3. Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.
  4. Транспорт по территории нашей страны располагается неравномерно из-за структуры расселения населения нашей страны. Основные транспортные магистрали располагаются именно в европейской части страны. Здесь происходит наибольший товарообмен между соседним государствами.
  5. Водный транспорт является составной частью единого транспортного комплекса. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется  на торговый флот и траулерный, или промысловый.

6. Основные преимущества водного  транспорта:

- меньшее сопротивление движению  на малых скоростях требует  меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже;

  • нет габаритных ограничений;
  • неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов);
  • незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию;
  • более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном;
  • производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном.

Недостатки водного транспорта:

  • сравнительно невысокая скорость доставки;
  • дорогие сооружения механизации порта, т.к. в результате сезонной работы механизмы простаивают;
  • нерегулярность сообщения;
  • извилистость речных путей, что удлиняет в 3-3,5 раза путь по сравнению с другими линиями.

7. Наметившийся в отрасли рост  хозяйственной деятельности в значительной мере обусловлен благоприятной конъюнктурой и не будет продолжительным и устойчивым, если не устранить следующие проблемы:

- недостаточное финансирование  внутренних водных путей и  гидротехнических сооружений для улучшения условий судоходства как необходимого фактора повышения эффективности функционирования внутреннего водного транспорта;

- дефицит современных судов  при избытке физически и морально  устаревших судов;

- дефицит современных погрузочно-разгрузочных  комплексов и портовых терминалов при избытке устаревших и малоэффективных перегрузочной техники и оборудования речных портов;

- низкая инвестиционная привлекательность  предприятий отрасли и недостаточный для кардинальной модернизации их основных фондов уровень инвестиций;

- недостаточное взаимодействие с другими видами транспорта, слабая организация смешанного (интермодального) перевозочного процесса, что лишает внутренний водный транспорт существенной части грузовой базы. Задерживается создание новой логистической сети, состоящей из транспортных, перегрузочных, складских и торговых звеньев, которая должна заменить ликвидированную административно-плановую систему управления грузопотоками.

8. Основной целью развития внутреннего  водного транспорта является  его превращение в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплекса страны. Необходимо обеспечивать полное удовлетворение требований к осуществлению государственных перевозок, а также решение оборонных, природоохранных и других задач.

Достижение поставленной цели требует от органов государственного управления и хозяйствующих субъектов отрасли взаимодействия в решении задач по двум направлениям:

- создание условий для эффективного  функционирования внутреннего водного  транспорта и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли;

- расширение и развитие рынков  транспортных услуг, предоставляемых  внутренним водным транспортом.

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования.- М., 2011-233 с.
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. - Ярославль, 2013-238 с.
  3. Морозова Т.Г.  Региональная экономика: Учебное пособие для вузов – М.: Банки и биржи, Юнити, 2011-136 с.
  4. Морозова Т.Г., Победина  М.П. Экономическая география России: уч.пособие для вузов.-М. Юнити, 2013-527 с.
  5. Предпринимательский климат регионов России. Под ред. Лаврова А.М., Шувалова В.Е. и др. - М.: Начала-Пресс, 2011-278 с.
  6. Размещение производительных сил. Под ред. Кистанова В.В., Копылова Н.В.- М., 2011.-289 с.
  7. Региональная экономика: учебное пособие/ под.ред. Степанова М.В.-М.: Инфра-М, 2011-472 с.
  8. Региональная экономика: учебник для вузов/ Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др.-2-изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ, 2013-472 с.
  9. Хаггет П. География: современный синтез. -М., 2013-178 с.
  10. Тавадов С.Н. Экономическая и социальная география России: уч. для Вузов.-М: Дрофа, 2011.-672 с.
  11. Экономическая и социальная география России. Под ред. Смирнова В.В. - М.:Крон-Пресс, 2013-348 с.
  12. Экономическая география России: Учебник /под общ. ред. акад. В.И.Видяпина. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2011. – 533с. – (Высшее образование).

 

 

 

Приложения

 

 

Таблица 1

Протяженность транспортных путей и пассажирооборот различных видов транспорта 2012 год [11, c.108]

 

Вид транспорта

Протяженность тр. путей тыс. км

Грузооборот

Пассажирооборот

Млрд. тыс. км

Удельный вес

Млрд. пассажиро-км

Удельный вес

Ж/Д транспорт

87

1214

35

192,2

35

Морской

---

297

8

0,2

---

Внутренний водный

84

90

3

1,1

---

Трубопроводный

210

1899

53

---

---

Автомобильный

745

31

1

182,2

34

Воздушный

---

1,6

---

71,7

13

Другие виды

---

---

---

99,5

18

Транспорт всего

---

3532,6

100

552,3

10


 

1 - железнодорожный транспорт

2 - воздушный транспорт

3 – автомобильный транспорт

4 – внутренний водный

 

Рис.1. структура пассажирооборота транспорта [11, c.109]

 

 

 

 

 

Рис.2. Морские и речные пути России [2, c.101]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Водный транспорт России