Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:22, курсовая работа
Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Туризм является мощным экономическим фактором развития государства и общества, поэтому рассматриваемая тема актуальна. Исходя из этого, ведущей целью представленной работы является необходимость охарактеризовать туризм, как отрасль экономики в мире, и показать роль и влияние данного феномена на мировую экономику. Данная цель включает в себя ряд следующих задач. Первая задача состоит в том, чтобы определить сущность туризма, а также его возникновение. Вторая задача связана с географией туризма, его развитием. И, наконец, третья задача включает в себя рассмотрение сравнительной характеристики туризма в Российской Федерации и в Испании, его влияние на экономику этих стран.
Введение.......................................................................... 3
Глава 1. Сущность туризма.................................................4-9
1.1Понятие туризма...........................................................4-5
1.2 Виды туризма..............................................................5-6
1.3 История развития туризма........................................... 6-9
Глава 2. Тенденции развития международного туризма...... 9-18
2.1Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли..... 9-11
2.2Место туризма в мировом хозяйстве............................ 11-15
2.3География мировых туристских потоков....................... 15-18
Глава 3. Сравнительная характеристика туризма в РФ и в Испании................................................................................ 18-22
3.1Состояние туристского рынка в РФ...............................18-19
3.2Состояние туристского рынка в Испании...................... 19-20
3.3Влияние туризма на экономику РФ.............................. 20-21
3.4Влияние туризма на экономику Испании...................... 21-22
Заключение................................................................... 23
Список используемых источников.................................... 24
2.2 Место туризма в мировом хозяйстве
В настоящее время индустрия туризма – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей сферы услуг мирового хозяйства. В соответствии с международной статистикой туристом считается любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
Иностранный туризм для многих государств является важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Например, 50 % ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма составляют около 19 млрд долл. (около 5 % ВВП), Турции – 20 % стоимости экспорта.
Как показывает мировой опыт, для развития экономики страны велико значение туризма:
1)Выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей;
2)Туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере;
3)Туризм способствует повышению деловой активности, обмену информации, научными знаниями.
По прогнозам ВТО к 2020 г. мировые доходы от туризма возрастут до 2 трлн. долл. Анализируя изменение основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.
Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. С учетом высокого мультипликативного эффекта стимулируется вторичная занятость в других отраслях экономики.
Выделяется несколько функций международного туризма (экономическая, рекреационная и гуманитарная), в процессе осуществления которых и происходит воздействие туризма на экономику страны. Причем, это воздействие проявляется в двух видах - прямом и косвенном.
Прямое воздействие |
Косвенное воздействие |
Прямое влияние туризма на экономику страны - это количественный показатель, характеризующий объем расходов туристов на покупку услуг и товаров в ходе поездки, за вычетом объема импортируемых товаров и услуг, необходимых для полного обеспечения потребностей туристов. |
Косвенное влияние туризма или "эффект мультипликатора" проявляется как вклад туристской отрасли в другие отрасли экономики по мере циркуляции туристских расходов в стране. |
Международный туризм можно рассматривать как одно из средств развития национальной экономики стран мира, которое проявляется в рациональном использовании странами своих природных ресурсов и на этой основе производстве и предоставлении туристам дополнительных видов товаров и услуг, что расширяет участие стран в международном разделении труда; как эффективный источник валютных поступлений; в том, что валютные доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс не только в сфере туризма, но и в других отраслях региональной и национальной экономики, способствуя развитию других регионов.
Чтобы получить полную картину воздействия туризма на экономику страны, следует решить четыре последовательные задачи:
1) Измерить валовой вклад туризма в национальную экономику, т.е. узнать «валовые экономические выгоды» от него;
2) Определить валовые экономические издержки от туристкой деятельности;
3) Установить чистый экономический вклад туризма в национальную экономику;
4) Выявить резервы, повышающие величину этого вклада.
Для решения названных задач необходимо определить показатели, наиболее значимые для менеджмента:
1) Личные доходы граждан. Туризм оказывает непосредственное воздействие на денежные доходы граждан, обеспечивая их занятость в фирмах, на предприятиях и в организациях. С этим понятием тесно связана занятость населения, выражающаяся количеством рабочих мест на полный или неполный рабочий день;
2) Коммерческие доходы. Это валовые денежные поступления, образующиеся благодаря расходам посетителей. Чистые доходы являются показателем жизнеспособности фирм, обслуживающих туристов. Они создают средства для капиталовложений и показывают эффективность обслуживания туристов той или иной фирмой;
3) Государственные доходы. Это поступления в государственную казну, образующиеся в результате туристской деятельности. Сюда входят налоги и сборы. Кроме того, в ряде стран есть государственные объекты, которые непосредственно обслуживают туристов. Это места размещения туристов, развлекательные заведения и даже магазины. Поступления от продажи товаров и услуг на этих объектах считаются государственными доходами;
4) Валовой внутренний продукт (ВВП) формируется и от туристской деятельности внутри страны. Можно рассчитать долю поступлений от туризма в ВВП;
5) Поступления чистой иностранной валюты.
Туризм в международной сфере способствует повышению качества, расширению ассортимента и осуществлению структурных сдвигов в национальном производстве товаров и услуг, обеспечивает рост числа занятого населения; поступления от туризма компенсируют пассив платежного баланса.
Как отрасль мирового хозяйства международный туризм отличается крайне неравномерным уровнем развития в регионах мира, что объясняется как разными уровнями социально-экономического развития, особенностями структуры потребительского спроса и жизненными установками различных социальных и демографических групп населения, так и неравномерностью распределения рекреационно-туристских ресурсов, многоаспектной туристской политикой отдельных государств и международных организаций.
Таким образом, с одной стороны, туризм способен оказать активное влияние на экономику регионов, стран, в которых он развивается, на их хозяйственную, социальную и гуманитарную сферу, с другой стороны, сама территория оказывает воздействие на туристические потоки за счет своих природно-географических, культурно-исторических, этнографических, научных и других ресурсов, привлекающих посетителей. То есть, туризм и территория, на которой он развивается, взаимно влияют друг на друга, взаимозависимы и взаимно дополняемы.
Каждый регион как потенциальная зона развития туризма, имеет реальные особенности и отличия в туристских ресурсах и инфраструктуре, в развитии экономики и внешнеэкономической деятельности, менталитете и уровне потребностей населения, в демографических и миграционных процессах и прочее. Поэтому в основе региональной политики туризма должен лежать учет специфики регионов, уровень развития местного самоуправления, проблем охраны и восстановления природных и историко-культурных туристских ресурсов.
Основываясь на изучении особенностей
регионального распределения
1) Рынок туристских услуг характеризуется постоянным приростом в среднем в размере 3,7% в год;
2) Рост в последние годы достигается в основном за счет выездного рынка Азиатских государств, Среднего Востока, Центральной и Южной Америки и Европы;
3) Наиболее благоприятные условия приема туристов сложились в Азиатском регионе, хотя и все другие территории имеют среднюю перспективу роста;
4) Внутренний (национальный) туризм развивался более высокими темпами; длительный международный туризм рос более быстрыми темпами, нежели краткосрочный;
5) Усилилось влияние на туризм внешних факторов (экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий).
Значительное воздействие на туризм оказали: широкое использование систем on-line бронирования; совершенствование авиаперевозок; оперативный обмен электронной информацией; эффективные коммуникационные системы. Возросла роль маркетинговых исследований, регулирующих туристическую политику.
Неравномерность распределения туристических
потоков объясняется наличием различий
туристско-рекреационного потенциала
отдельных регионов (климат, животный
и растительный мир, пляжи, минеральные
источники, горнолыжные трассы и
т.п.); особенностями историко-
На основании изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.
2.3 География мировых туристских потоков
Основное число прибытий и отправлений международных туристов концентрируется в небольшом числе стран, расположенных главным образом на территории Европы ( в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Дании и Германии почти каждый житель ежегодно путешествует) и Северной Америки. Это приводит к некоторому дисбалансу между западными странами с развитой экономической структурой и развивающимися странами, которые вынуждены конкурировать и бороться за небольшой, хотя и развивающийся рынок, предлагающий отдых в отдалённых местах туристического назначения.
Крупнейшими экспортёрами туристских услуг являются Испания, Франция, Италия, США, импортёрами – Германия, Япония, Великобритания. Страны, имеющие активный баланс в сфере международного туризма, в основном поставляют туристов (США и др.), что объясняется более высоким уровнем и стоимостью услуг на внутреннем рынке, чем в других странах. По величине расходов на международный туризм США вышли на первое место в мире.
В классификации UNWTO за 2010 год выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами – поставщиками туристов, и страны, являющиеся, прежде всего принимающими странами.
Десять основных принимающих и направляющих стран по классификации UNWTO
Принимающие страны |
Направляющие страны |
Франция |
Германия |
США |
США |
Китай |
Япония |
Испания |
Великобритания |
Италия |
Франция |
Великобритания |
Италия |
Мексика |
Австрия |
Венгрия |
Нидерланды |
Польша |
Канада |
Канада |
Тайвань |
Наибольшее число
Европа продолжает удерживать лидерство по числу прибытий международных туристов, и происходит это благодаря тому, что в Европе есть:
1)Ряд относительно небольших стран, находящихся по соседству, а это стимулирует многочисленные потоки туристов к краткосрочным путешествиям с пересечением границы;
2Развитая туристская инфраструктура и высокий уровень транспортного обслуживания;
3)Природные и культурные достопримечательности мирового значения;
4)Разнообразный выбор турпродуктов – от отдыха на пляже до спортивного зимнего отдыха;
5)Подготовленный персонал;
6)Высокоразвитая экономическая база.
Популярность региона, включающего Восточную Азию и бассейн Тихого океана, неуклонно растёт, в основном за счёт Японии (политическая стабильность, новые авиамаршруты, обширная рекламно-пропагандистская деятельность, разработка новых инклюзив-туров и благоприятный курс обмена валюты). Помимо Японии наиболее популярными местами назначения в данном регионе являются Гонконг, Сингапур, Таиланд, Австралия и Южная Корея. Экономическое развитие этих стран позволило увеличить объём внутрирегионального передвижения туристов.
Африка как регион туристского назначения принимает почти 5% общего числа международных туристов, причём основной поток приходится на страны, расположенные в Северной части континента.
В Странах Ближнего Востока преобладает внутрирегиональное передвижение туристов. Туриндустрия в данном регионе находится в стадии застоя (за исключением ОАЭ) из-за неблагоприятных политических событий, военных действий и терроризма. Естественно, при таких условиях трудно реализовать туристский потенциал этого региона.
После состоявшегося в Лондоне очередного индексирования туристических брендов CountryBrandIndex в 2010 году были составлены рейтинги стран наиболее благоприятных для туристических поездок по разным направлениям.
Лучшие страны для осуществления шопинга:
1)ОАЭ
2)США
3)Сингапур
4)Япония
5)Таиланд
6)Франция
7)Италия
8)Великобритания
9)Монако
10)Южная Корея
Лидеры стран рекомендуемых для гастрономического туризма:
1)Италия
2)Франция
3)Япония
4)Сингапур
5)Австрия
6)Швейцария
Информация о работе Влияние индустрии туризма на мировую экономику