Влияние индустрии туризма на мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Туризм является мощным экономическим фактором развития государства и общества, поэтому рассматриваемая тема актуальна. Исходя из этого, ведущей целью представленной работы является необходимость охарактеризовать туризм, как отрасль экономики в мире, и показать роль и влияние данного феномена на мировую экономику. Данная цель включает в себя ряд следующих задач. Первая задача состоит в том, чтобы определить сущность туризма, а также его возникновение. Вторая задача связана с географией туризма, его развитием. И, наконец, третья задача включает в себя рассмотрение сравнительной характеристики туризма в Российской Федерации и в Испании, его влияние на экономику этих стран.

Содержание работы

Введение.......................................................................... 3
Глава 1. Сущность туризма.................................................4-9
1.1Понятие туризма...........................................................4-5
1.2 Виды туризма..............................................................5-6
1.3 История развития туризма........................................... 6-9
Глава 2. Тенденции развития международного туризма...... 9-18
2.1Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли..... 9-11
2.2Место туризма в мировом хозяйстве............................ 11-15
2.3География мировых туристских потоков....................... 15-18
Глава 3. Сравнительная характеристика туризма в РФ и в Испании................................................................................ 18-22
3.1Состояние туристского рынка в РФ...............................18-19
3.2Состояние туристского рынка в Испании...................... 19-20
3.3Влияние туризма на экономику РФ.............................. 20-21
3.4Влияние туризма на экономику Испании...................... 21-22
Заключение................................................................... 23
Список используемых источников.................................... 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.82 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Место туризма  в мировом хозяйстве

В настоящее время индустрия  туризма – одна из наиболее динамично  развивающихся отраслей сферы услуг мирового хозяйства. В соответствии с международной статистикой туристом считается любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

Иностранный туризм для многих государств является важнейшим фактором роста  национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Например, 50 % ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма составляют около 19 млрд долл. (около 5 % ВВП), Турции – 20 % стоимости экспорта.

Как показывает мировой опыт, для  развития экономики страны велико значение туризма:

1)Выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей;

2)Туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере;

3)Туризм способствует повышению деловой активности, обмену информации, научными знаниями.

По прогнозам ВТО к 2020 г. мировые доходы от туризма возрастут до 2 трлн. долл. Анализируя изменение основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.

Туризм  стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. С учетом высокого мультипликативного эффекта стимулируется вторичная занятость в других отраслях экономики.

Выделяется несколько функций  международного туризма (экономическая, рекреационная и гуманитарная), в процессе осуществления которых и происходит воздействие туризма на экономику страны. Причем, это воздействие проявляется в двух видах - прямом и косвенном.

Прямое воздействие

Косвенное воздействие

Прямое влияние туризма на экономику страны - это количественный показатель, характеризующий объем расходов туристов на покупку услуг и товаров в ходе поездки, за вычетом объема импортируемых товаров и услуг, необходимых для полного обеспечения потребностей туристов.

Косвенное влияние туризма или "эффект мультипликатора" проявляется как вклад туристской отрасли в другие отрасли экономики по мере циркуляции туристских расходов в стране.


 

Международный туризм можно рассматривать  как одно из средств развития национальной экономики стран мира, которое  проявляется в рациональном использовании странами своих природных ресурсов и на этой основе производстве и предоставлении туристам дополнительных видов товаров и услуг, что расширяет участие стран в международном разделении труда; как эффективный источник валютных поступлений; в том, что валютные доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс не только в сфере туризма, но и в других отраслях региональной и национальной экономики, способствуя развитию других регионов.

 Чтобы получить полную картину воздействия туризма на экономику страны, следует решить четыре последовательные задачи:

1) Измерить валовой вклад туризма в национальную экономику, т.е. узнать «валовые экономические выгоды» от него;

2) Определить валовые экономические издержки от туристкой деятельности;

3) Установить чистый экономический вклад туризма в национальную экономику;

4) Выявить резервы, повышающие величину этого вклада.

Для решения названных  задач необходимо определить показатели, наиболее значимые для менеджмента:

1) Личные доходы граждан. Туризм оказывает непосредственное воздействие на денежные доходы граждан, обеспечивая их занятость в фирмах, на предприятиях и в организациях. С этим понятием тесно связана занятость населения, выражающаяся количеством рабочих мест на полный или неполный рабочий день;

2) Коммерческие доходы. Это валовые денежные поступления, образующиеся благодаря расходам посетителей. Чистые доходы являются показателем жизнеспособности фирм, обслуживающих туристов. Они создают средства для капиталовложений и показывают эффективность обслуживания туристов той или иной фирмой;

3) Государственные доходы. Это поступления в государственную казну, образующиеся в результате туристской деятельности. Сюда входят налоги и сборы. Кроме того, в ряде стран есть государственные объекты, которые непосредственно обслуживают туристов. Это места размещения туристов, развлекательные заведения и даже магазины. Поступления от продажи товаров и услуг на этих объектах считаются государственными доходами;

4) Валовой внутренний продукт (ВВП) формируется и от туристской деятельности внутри страны. Можно рассчитать долю поступлений от туризма в ВВП;

5) Поступления чистой иностранной валюты.

Туризм в международной сфере  способствует повышению качества, расширению ассортимента и осуществлению структурных сдвигов в национальном производстве товаров и услуг, обеспечивает рост числа занятого населения; поступления от туризма компенсируют пассив платежного баланса.

Как отрасль мирового хозяйства  международный туризм отличается крайне неравномерным уровнем развития в регионах мира, что объясняется как разными уровнями социально-экономического развития, особенностями структуры потребительского спроса и жизненными установками различных социальных и демографических групп населения, так и неравномерностью распределения рекреационно-туристских ресурсов, многоаспектной туристской политикой отдельных государств и международных организаций.

Таким образом, с одной стороны, туризм способен оказать активное влияние  на экономику регионов, стран, в которых  он развивается, на их хозяйственную, социальную и гуманитарную сферу, с другой стороны, сама территория оказывает воздействие на туристические потоки за счет своих природно-географических, культурно-исторических, этнографических, научных и других ресурсов, привлекающих посетителей. То есть, туризм и территория, на которой он развивается, взаимно влияют друг на друга, взаимозависимы и взаимно дополняемы.

Каждый регион как потенциальная  зона развития туризма, имеет реальные особенности и отличия в туристских ресурсах и инфраструктуре, в развитии экономики и внешнеэкономической деятельности, менталитете и уровне потребностей населения, в демографических и миграционных процессах и прочее. Поэтому в основе региональной политики туризма должен лежать учет специфики регионов, уровень развития местного самоуправления, проблем охраны и восстановления природных и историко-культурных туристских ресурсов.

Основываясь на изучении особенностей регионального распределения туристических потоков, а также, принимая во внимание, оценки экспертов ведущей международной организации в области туризма, в развитии современного мирового туристического рынка можно выделить следующие основные тенденции:

1) Рынок туристских услуг характеризуется постоянным приростом в среднем в размере 3,7% в год;

2) Рост в последние годы достигается в основном за счет выездного рынка Азиатских государств, Среднего Востока, Центральной и Южной Америки и Европы;

3) Наиболее благоприятные условия приема туристов сложились в Азиатском регионе, хотя и все другие территории имеют среднюю перспективу роста;

4) Внутренний (национальный) туризм развивался более высокими темпами; длительный международный туризм рос более быстрыми темпами, нежели краткосрочный;

5) Усилилось влияние на туризм внешних факторов (экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий).

Значительное воздействие на туризм оказали: широкое использование  систем on-line бронирования; совершенствование  авиаперевозок; оперативный обмен  электронной информацией; эффективные  коммуникационные системы. Возросла роль маркетинговых исследований, регулирующих туристическую политику.

Неравномерность распределения туристических  потоков объясняется наличием различий туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов (климат, животный и растительный мир, пляжи, минеральные  источники, горнолыжные трассы и  т.п.); особенностями историко-культурного  и этнографического наследия (музеи, театры, фольклорные коллективы, традиции быта, архитектура и зодчество и т.п.); сложившимися традициями и технологиями обслуживания туристов, а также наличием необходимой инфраструктуры (гостиницы, конгрессно-выставочные центры, развлекательные объекты, парки отдыха, спортивные сооружения). На территориальную структуру международного туризма также оказывает влияние способность принимающего государства обеспечить безопасность туристов, сезонные колебания, стоимость и качество предоставляемых услуг, известность дестинации на международном рынке.

 На основании  изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.

2.3 География мировых туристских потоков

Основное число прибытий и отправлений международных  туристов концентрируется в небольшом числе стран, расположенных главным образом на территории Европы ( в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Дании и Германии почти каждый житель ежегодно путешествует) и Северной Америки. Это приводит к некоторому дисбалансу между западными странами с развитой экономической структурой и развивающимися странами, которые вынуждены конкурировать и бороться за небольшой, хотя и развивающийся рынок, предлагающий отдых в отдалённых местах туристического назначения.

 

Крупнейшими экспортёрами туристских услуг являются Испания, Франция, Италия, США, импортёрами – Германия, Япония, Великобритания. Страны, имеющие активный баланс в сфере международного  туризма, в основном поставляют туристов (США и др.), что объясняется более высоким уровнем и стоимостью услуг на внутреннем рынке, чем в других странах. По величине расходов на международный туризм США вышли на первое место в мире.

 

В классификации UNWTO за 2010 год выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами – поставщиками туристов, и страны, являющиеся, прежде всего принимающими странами.

Десять основных принимающих и направляющих стран  по классификации UNWTO

Принимающие страны

Направляющие страны

Франция

Германия

США

США

Китай

Япония

Испания

Великобритания

Италия

Франция

Великобритания

Италия

Мексика

Австрия

Венгрия 

Нидерланды

Польша 

Канада

Канада

Тайвань


 

Наибольшее число международных  туристов отправляется из стран с  высоким экономическим развитием. За исключением Японии и Австралии. На долю Германии, США, Великобритании и Японии приходится почти половина всех расходов, связанных с международным туризмом.

 

Европа продолжает удерживать лидерство по числу прибытий международных  туристов, и происходит это благодаря  тому, что в Европе есть:

 

1)Ряд относительно небольших стран, находящихся по соседству, а это стимулирует многочисленные потоки туристов к краткосрочным путешествиям с пересечением границы;

 

2Развитая туристская инфраструктура и высокий уровень транспортного обслуживания;

 

3)Природные и культурные достопримечательности мирового значения;

 

4)Разнообразный выбор турпродуктов – от отдыха на пляже до спортивного зимнего отдыха;

 

5)Подготовленный персонал;

 

6)Высокоразвитая экономическая база.

 

Популярность региона, включающего  Восточную Азию и бассейн Тихого океана, неуклонно растёт, в основном за счёт Японии (политическая стабильность, новые авиамаршруты, обширная рекламно-пропагандистская деятельность, разработка новых инклюзив-туров и благоприятный курс обмена валюты). Помимо Японии наиболее популярными местами назначения в данном регионе являются Гонконг, Сингапур, Таиланд, Австралия и Южная Корея. Экономическое развитие этих стран позволило увеличить объём внутрирегионального передвижения туристов.

 

Африка как регион туристского назначения принимает почти 5% общего числа международных туристов, причём основной поток приходится на страны, расположенные в Северной части континента.

 

В Странах Ближнего Востока  преобладает внутрирегиональное передвижение туристов. Туриндустрия в данном регионе  находится в стадии застоя (за исключением ОАЭ) из-за неблагоприятных политических событий, военных действий и терроризма. Естественно, при таких условиях трудно реализовать туристский потенциал этого региона.

 

После состоявшегося в  Лондоне очередного индексирования туристических брендов CountryBrandIndex в 2010 году были составлены рейтинги стран наиболее благоприятных для туристических поездок по разным направлениям.

 

 

Лучшие страны для осуществления шопинга:

1)ОАЭ

2)США

3)Сингапур

4)Япония

5)Таиланд

6)Франция

7)Италия

8)Великобритания

9)Монако

10)Южная Корея 

 

Лидеры стран рекомендуемых для гастрономического туризма:

1)Италия

2)Франция

3)Япония

4)Сингапур

5)Австрия

6)Швейцария

Информация о работе Влияние индустрии туризма на мировую экономику