Уровень жизни в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Общепринято понимание уровня жизни населения как сложной социально-экономической категории. Уровень жизни населения, как видно из совокупности показателей, его определяющих, можно представить как результат социального и экономического развития.
Уровень жизни в регионе представляет собой очень актуальную тему, т.к. именно этот вопрос интересует всех без исключения жителей нашей Республики.
Целью моей работы является рассмотрение вопроса уровня жизни в РБ, его анализ и пути повышения благосостояния жителей Башкортостана.

Содержание работы

Введение
1. Уровень и качество жизни: основные понятия
1.1 Уровень жизни населения и общественное развитие
1.2 Социальная сфера и уровень жизни
1.3 Оценка уровня жизни
2. Социальное регулирование в условиях переходного периода
2.1 Опыт европейских стран
2.2 Социальные программы
3. Практическая часть: Анализ уровня жизни населения РБ
3.1 Демографическая ситуация и социальная защита
3.2 Социальная ситуация в РБ и России
3.3 Денежные доходы населения
3.4 Уровень и качество жизни: проблемы, перспективы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Тимур.docx

— 42.84 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                      

1. Уровень и качество жизни:  основные понятия               

1.1 Уровень жизни населения и  общественное развитие                       

1.2 Социальная сфера и уровень  жизни                

1.3 Оценка уровня жизни 

2. Социальное регулирование в  условиях переходного периода 

2.1 Опыт европейских стран 

2.2 Социальные программы 

3. Практическая часть: Анализ  уровня жизни населения РБ 

3.1 Демографическая ситуация и  социальная защита 

3.2 Социальная ситуация в РБ  и России 

3.3 Денежные доходы населения 

3.4 Уровень и качество жизни:  проблемы, перспективы 

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

Введение

Основным  показателем общественного развития является уровень жизни населения, который характеризует эффективность  проводимой государством социальной экономической  политики и, в конечном счете, уровень  общественного развития. Существующие различные подходы к определению  понятий уровня жизни сформулированы в двух основных подходах: по уровню потребления и степени удовлетворения потребности. Многие ученые объединяют эти два подхода.

Так, под  уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными  благами и услугами, достигнутый  уровень их потребления и степень  удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Используется также ряд  показателей, характеризующих жизненный  уровень населения: «условия жизни», «благосостояние», «качество жизни», «стоимость жизни» и т.д. Как представляется, различия в этих показателях обусловлены, прежде всего, кругом показателей, их определяющих.

Общепринято понимание уровня жизни населения  как сложной социально-экономической  категории. Уровень жизни населения, как видно из совокупности показателей, его определяющих, можно представить  как результат социального и  экономического развития. 

Уровень жизни  в регионе представляет собой  очень актуальную тему, т.к. именно этот вопрос интересует всех без исключения жителей нашей Республики.

Целью моей работы является рассмотрение вопроса уровня жизни в РБ, его анализ и пути повышения благосостояния жителей Башкортостана.

 

 

1. Уровень  и качество жизни: основные  понятия 

1.1 Уровень  жизни населения и общественное  развитие

В общественной системе принято выделять следующие  взаимосвязанные и взаимообусловленные  подсистемы: экономическая, социальная, духовная и политическая. Экономическая  подсистема обеспечивает материальную основу, политическая - механизм реализации общего взаимодействия основных элементов  подсистемы в целом. Социальная и  духовная подсистемы образуют гражданское  общество. Основная его функция - воспроизводство  социальной жизни. Гражданское общество - это не промежуточное звено, не своеобразная «прокладка» между  политической и экономической сферами.

Его можно  определить как своего рода социальное пространство, в котором люди связаны  и взаимодействуют между собой  в качестве независимых как друг от друга, так и от государства  индивидов. Наряду с учреждениями социальной инфраструктуры, «выключенными» в своей  значительной части из сферы рыночных отношений ввиду высокой своей  социальной значимости, в гражданское  общество входят и неформальные, негосударственные  организации (религиозные, общественные, профсоюзные, благотворительные и  др.), обеспечивающие регулирование  социальной жизни. В гражданском  обществе вырабатываются нравственные установки и неформальные регуляторы, оказывающие влияние на все стороны  жизнедеятельности. Таким образом, компенсируется «внеморальность» рыночного  хозяйства Сухотин Ю. Об эффективности  и социальной справедливости социально-экономических  процессов // ЭКО. 2012. № 12..

Политическая  подсистема (государство), посредством  проводимой социальной и экономической  политики, обеспечивает необходимый  баланс между постоянно развивающимися и взаимозависимыми общественными  подсистемами. Чрезмерная «социализация» (и, как следствие, например, рост социальных расходов) приводит к подавлению индивидуальной инициативы в обществе. В таких условиях государство проводит более жесткий экономический курс. И наоборот, усиление «капитализации» общества в большей, чем необходимо, мере обусловливает рост социальной напряженности, и соответственно необходима большая социальная ориентация в проводимой политике государства. Своеобразный «маятник» обеспечивается в либерально-демократическом обществе путем прихода к власти либо правых (приоритет экономики), либо левых (социальная ориентация)партий.

Таким образом, эффективность общественного развития, наиболее определенным индикатором  которого является уровень жизни  населения, характеризуется уровнем  развития и взаимодействием трех основных подсистем общества: политической, социальной и экономической. Игнорирование  одного из этих аспектов в конечном счете приводит к кризису общества в целом.

Представление общества (даже достаточно упрощенное) в виде совокупности взаимозависимых, взаимообусловленных подсистем (социальной, экономической, политической) позволяет  понять причины неудачного реформирования в нашей стране. Реформированию подверглись  экономическая и политическая подсистемы, социальная сфера, как предполагалось, будет изменяться в «сопроводительном  алгоритме». Логика реформаторов представлялась вполне объяснимой: рынок, являясь саморегулирующейся системой, обеспечивает согласование индивидуальных интересов членов общества. Но такая ситуация характерна для  ранней стадии развития капитализма (отсутствие минимальных гарантий, пенсионного  обеспечения, социального страхования), где экономические отношения  выступают определяющими. И неслучайно экономику, построенную в результате реформирования, определяют как «дикий капитализм». Но цивилизованный путь развития привел к выработке иной концепции общественного устройства, в которой именно социальные факторы играют все более и более решающую роль Дмитриев И. Статистика уровня жизни населения. М., 2003..

1.2 Социальная  сфера и уровень жизни

Социальная  сфера выступает в качестве общественной подсистемы не в меньшей мере, чем  экономическая, обеспечивающая согласование интересов членов общества. Социальная справедливость не является противоположностью экономической эффективности, т.е. большая  социальная справедливость не означает меньшую экономическую эффективность. Социально-экономическая эффективность - это прежде всего оптимальное  соотношение между социальной справедливостью  и экономической эффективностью.

Создание  рыночных основ без адекватной социальной сферы не могло не привести к созданию неэффективной экономики и власти. Нравственные установки (которые можно  рассматривать как добровольное соглашение, основанное на принципе «не  делай другим того, чего не желаешь, чтобы они делали тебе») вырабатываются, прежде всего, в социальной сфере (гражданском  обществе). Криминализация экономики  и коррупция власти, таким образом, - это прежде всего проблема отсутствия адекватной социальной сферы, и соответственно одной из главных ошибок реформирования явилось отсутствие необходимых  условий для возникновения социальной сферы.

Таким образом, уровень жизни населения можно  определить как результат согласования индивидуальных и коллективных интересов, стремления индивида к максимизации собственной выгоды и согласования интересов других индивидов с  заложенным в природе человека стремлением  к неравенству и равенству, конкуренции  и сотрудничеству.

Заметное  место в исследовании уделено  количественным и качественным характеристикам  уровня жизни населения. Изучение параметров уровня жизни населения проводится в рамках традиционно сложившегося в научной литературе освещения  данной проблемы: основное определение  уровня жизни через уровень потребления  и степень удовлетворения потребностей.

Узкоэкономический подход несколько упрощает понимание  потребностей, когда ограничиваются только определением их, исходя из процесса обеспечения воспроизводства рабочей  силы. Вольно или невольно сторонники этого подхода рассматривают  эту проблему, исходя из первичности  экономических отношений. Экономисты-социологи  видят данную проблему в более  широком аспекте, понимая необходимость  рассмотрения общественно развития не только как экономического, но и  как социального.

Общественное  развитие - это взаимосвязанное и  взаимообусловленное развитие всех его составляющих. В основе известной  иерархии потребностей лежат витальные  потребности, а последующие ее уровни можно определить, в широком понимании, как социальные. Удовлетворение витальных  потребностей обусловлено во многом уровнем экономического развития, хотя влияние уровня развития социальных отношений так же велико. Иерархию венчают духовные потребности и  потребности в самоутверждении. Несомненно, последний уровень - это  потребность, реализуемая, прежде всего, в трудовой деятельности, когда труд из средства добывания необходимых  ресурсов для жизни превращается в необходимость. При этом высшая форма трудовой деятельности - творческая, является основой общественного  развития Экономика Башкортостана. Под ред. Проф. Барлыбаева Х.А. - Уфа 2003. - 385 c..

Рассмотрение  уровня жизни населения, исходя из степени  удовлетворения потребностей, позволяет  более полно представить его  характеристику. В таком понимании  уровень жизни населения в  результате будет определяться исходя из удовлетворения наивысшей в иерархии потребности в самореализации и саморазвитии. Таким образом, уровень жизни будет зависеть от того, в какой мере в обществе созданы условия для творческой деятельности, прежде всего, в науке и искусстве. Естественно, базовые потребности лежат в основе общественного развития, без них оно немыслимо. Но вместе с тем именно потребность в самореализации и в саморазвитии обеспечивает общественное развитие, она сделала человека собственно человеком.

1.3 Оценка  уровня жизни

Насчитывается несколько десятков показателей, характеризующих  уровень жизни населения, и в  этой связи крайне важным представляется (особенно при сравнении отдельных  стран или регионов) выработка  общей или интегральной оценки уровня жизни населения. Приведение к единому  знаменателю всех многочисленных показателей - крайне трудная задача, особенно в  части социальной составляющей уровня жизни. До настоящего времени не разработаны  сколько-нибудь обоснованные, с теоретической  точки зрения, интегральные показатели уровня жизни населения. Большая  часть ученых отвергает саму постановку вопроса о необходимости разработки такого показателя.

По их мнению, оценка таких сложных, постоянно  развивающихся социально-экономических  феноменов, как уровень жизни  возможно только с помощью системы  показателей. Вместе с тем попытки  разработать обобщающий показатель уровня жизни населения были, есть и будут. Так, рабочей группой  по социальной статистике ООН предложены в качестве таких показателей: национальный доход на душу населения, доля расходов на питание в общих расходах на домохозяйство, относительный коэффициент  смертности, определяемый как соотношение  числа смертей в возрасте 50 лет  и старше к общему количеству смертей, средняя продолжительность жизни  населения Дмитриев И. Статистика уровня жизни населения. М., 2009..

Но, как справедливо  отмечают некоторые авторы, трудно сравнивать национальный доход в  разных странах по причине различных  методологий его исчисления. Кроме  того, фонд накопления в составе  национального дохода не имеет непосредственного  отношения к уровню жизни населения, к тому же он включает не очень связанные  с уровнем жизни расходы на науку и управление. Доля расходов на питание и относительный коэффициент  смертности, характеризуя разницу в  уровнях жизни, скорее являются частными показателями.

Часто используемая, даже в качестве обобщающего показателя, ожидаемая продолжительность жизни  является, несомненно, в значительной мере обобщающей характеристикой уровня жизни населения. Отрицание этого, исходя из того, что ожидаемая продолжительность  жизни может быть результатом  увеличения расходов на здравоохранение, представляется не совсем правомерным, поскольку это свидетельствует  о «социализации» общества.

Показателем, учитывающим не только уровень экономического, но и социального развития, является используемый в мировой практике индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В числе определяющих показателей  ИРЧП выделяются три: ожидаемая продолжительность  жизни; уровень образования; реальный душевой валовой внутренний продукт. Данный показатель ориентирован на характеристику не только экономического развития, но и качества жизни человека, его  возможностей во всех областях жизнедеятельности. По данному показателю Российская Федерация  занимала в 1995 г. 67-ю позицию среди 170 стран мира (в дореформенный  период - 30-я позиция). Впоследствии, по мере ухудшения показателей социально-экономического развития. Россия оказалась отброшенной  далеко, в число стран с низким уровнем развития. Определенная стабилизация социально-экономического положения  в последние годы привела к  некоторому увеличению ИРЧП: в 2000 г. Россия занимала 52-е место.

2. Социальное  регулирование в условиях переходного  периода

2.1 Опыт  европейских стран

Опыт многих европейских стран, являющихся по конституции  правовыми социальными государствами, свидетельствует, что они строят свою социальную и экономическую  политику, опираясь на следующие важнейшие  принципы Экономика Башкортостана. Под ред. Проф. Барлыбаева Х.А. - Уфа 2003. - 385 c.:

- во-первых, на принципы экономической  свободы человека и признания  прав предпринимателей и лиц  наемного труда и их профсоюзов  на тарифную автономию на основе  социального партнерства;

- во-вторых, на принцип доверия  к регулирующей роли рынка  (спрос и предложение, свободное  ценообразование и конкуренция  определяют положение на рынке);

- в-третьих, на принцип ответственности  государства за игру рыночных  сил, за выработку и соблюдение  правил игры, за создание соответствующих  условий для упорядочения течения  экономической и социальной жизни;

- в-четвертых, на принцип большей  загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным:

- в-пятых, на принцип участия  работников в управлении производством,  общественной и государственной  жизни.

Информация о работе Уровень жизни в регионе