Уральский экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 23:16, реферат

Описание работы

Экономический район - это территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуется целостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйства страны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от других территорий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельского хозяйства. Каждый экономический район активно участвует в обмене своей продукции с другими районами страны

Содержание работы

1. Общая характеристика;
2. Географическое положение;
3. Природные ресурсы;
4. Население, численность и плотность;
5. Структура хозяйственного комплекса;
Список литературы

Файлы: 1 файл

география.docx

— 103.59 Кб (Скачать файл)

Основные направления развития машиностроения Урала следующие:

- Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий. Внедряются гибкие автоматические линии, оборудование со встроенной микропроцессорной техникой и пр.

- Углубление специализации машиностроительных предприятий. С этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводятся непрофильные предприятия из больших городов, формируется централизованные ремонтные и обслуживающие производства.

- Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т.п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации промышленности района на производстве продукции тяжелого машиностроения.

Металлургический комплекс отличается разнообразием и объемом производимой продукции. Комбинаты черной металлургии Урала возглавляют 200 крупнейших предприятий России. Среди них выделяются Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), МЕЧЕЛ (Челябинск) и НОСТА (Орско-Халиловский комбинат). Сформировалась металлургическая база, использующая привозное топливо (кузнецкий уголь и кокс) и частично железную руду (из Курской магнитной аномалии). Предприятия закупают сырье и топливо в Казахстане, где разрабатываются Соколовско-Сарбайские месторождения железных руд. Обогащением рудного сырья занимается Качканарский горно-обогатительный комбинат в Свердловской области. Основные показатели работы отрасли в 2001 г.: 47% российского производства стальных труб, 45% стали и 44% проката. Отрасль полностью обеспечивает сырьем машиностроительный комплекс района и других субъектов страны.

Предприятия цветной металлургии представлены всеми стадиями производства меди и никеля и завершающей стадией - цинка. Предприятия ᴨперерабатывают не только собственное сырье, но и привозные концентраты руд. Производство черновой меди осуществляется на Красноуральском, Кировоградском, Среднеуральском, Карабашском и Медногорском медеплавильных заводах. Выпуск рафинированной меди - на Верхнепышминском и Кыштымском медеэлектролитных заводах. Производство никеля развивается на Орском, Верхнее-Уфалейском и Режском заводах. Алюминиевая промышленность представлена производством глинозёма и металлического алюминия в Краснотурьинске и Каменск-Уральске. Цинковая промышленность размешается в Челябинске, титаномагниевая - в Березниках и Соликамске. Ведущие предприятия отрасли - Камеск-Уральский металлургический завод, Челябинский цинковый завод, комбинат «Магнезит», Учалинский ГОК.

Важной отраслью Урала является топливно-энергетическое хозяйство. Развитие на Урале теплоемких и энергоемких производств требует большого количества топлива и энергии. Для получения энергии используются местные ресурсы бурых и каменных углей (Кизеловский, Коᴨейский, Кумертаусский бассейны), но эти запасы незначительны и в последние годы их добыча сокращается. Урал получает электроэнергию и топливо из других районов. Коксующиеся угли сюда полностью завозятся из Кузбасса и Караганды, дешевые энергетические угли - из Кузбасса и Экибастуза. Всего по тоннажу угля завозится почти вдвое больше, чем добывается в самом районе. Основные топливные ресурсы (нефть и природный газ) поступают из Западной Сибири. Добыча нефти в 2001 г. составила 38 640 тыс. т., или 11% от российского уровня. Основные центры нефтяной промышленности района сосредоточены в Республике Башкортостан (3-е место в РФ), Оренбургской (5-е место) и Пермской (6-е место) областях. Урал - крупный центр нефтеперерабатывающей промышленности. Основные предприятия размещаются в Республике Башкортостан (Ново-Уфимский, Уфимский НПЗ, «Уфанефтехим», «Салаванефтеоргсинтез»), в Оренбургской («Орскнефтеоргсинтез») и Пермской («Пермнефтеоргсинтез», ЛУКОЙЛ) областях. Добыча природного газа - 25 970 млн. куб. м., или 4,5 % от российского уровня. Основными газодобывающими и газоперерабатывающими субъектами района являются Оренбургская (2-е место в РФ) и Пермская (9-е место) области. Добыча угля - всего 5150 тыс. т., т.е. около 2% от РФ. Главными потребителями Оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам: Оренбург - Самара, Оренбург - Заинск, Оренбург - Стерлитамак, Оренбург - Новопсковск. По построенному через европейскую часть России газопроводу оренбургский газ стал поступать в европейские страны. Протяженность нового газопровода составляет 2750 км.

В Оренбурге налаживается крупное производство тяжелого органического синтеза, создана мощная углеводородная сырьевая база для получения каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений. Действует производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки. Построены газоперерабатывающий и гелиевый заводы. Оренбургский газ дает возможность создать в районе мощную энергетическую базу, включающую Ириклинскую ГРЭС, новую Оренбургскую ГРЭС, Самарскую и Каргалинскую ТЭЦ.

По общей мощности электростанций Уралу принадлежит второе место в Российской Федерации. Здесь производится электроэнергии на душу населения в два с лишним раза больше, чем по России в целом. Крупнейшей тепловой электростанцией является Кармановская в Башкортостане (1,8 млн. кВт). Кроме крупнейших тепловых электростанций, работающих на угле и торфе, действуют две гидроэлектростанции на Каме - Камская и Воткинская.  
Вблизи Екатеринбурга построена Белоярская атомная электростанция. Уральская энергосистема входит в состав Единой энергетической системы европейской части России.

К числу ведущих отраслей индустрии Урала относится химическая промышленность. Ее главная продукция - минеральные удобрения, серная кислота, сода и продукты органического синтеза. Особенно выделяется калийная промышленность, представленная крупнейшими калийными комбинатами в Соликамске и Березниках. Центрами химической промышленности стали также города, в которых развита металлургия. На отходах черной и цветной металлургии основано производство серной кислоты. В Березниках создано азотно-туковое производство, в Перми - производство фосфорных удобрений. В Башкортостане (в Салавате) на базе природного и попутного газа действует производство азотных удобрений. На местных месторождениях солей и известняков в Стерлитамаке работает крупная содовая промышленность. Развиты в районе коксохимия, анилиновая и лакокрасочная промышленность, лесохимия.

На долю Урала приходится около 1/3 общероссийского производства кальцинированной соды, развита нефтехимия (Пермь) и начато формирование газохимии в районе Оренбурга. Здесь построен газоперерабатывающий комбинат, осуществляющий очистку газа для транспортировки его по газопроводу Оренбург - Западная граница.

Химическая промышленность имеет типичные для Урала проблемы: чрезмерную концентрацию производства, недостаток воды, дефицит топливно-энергетических ресурсов.

Строительный комплекс Урала производит 3% промышленной продукции. По объему производимой и реализуемой продукции лидирует Уральский асбестовый ГОК (Свердловская область). Район располагает достаточной сырьевой базой для производства необходимой экономике продукции. Работают предприятия по добыче и обработке мрамора и гранита, огнеупорных материалов и цементного сырья. Цементные заводы размещаются в Магнитогорске, Новотроицке, Нижнем Тагиле, Сухом Логе, Еманжелинске, кирпичные заводы - в Сатке (строительный и магнезитовый кирпич) и Сухом Логе (шамотный кирпич); строительные комбинаты Урала производят более 15 % цемента, железобетонных конструкций и изделий и строительного кирпича РФ.

На Урале легкая и пищевая промышленность развиты пока недостаточно. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны. В составе легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная (около 80% мощностей кожевенно-обувной промышленности размещается в Свердловской, Пермской, Челябинской областях), построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области; хлопчатобумажная промышленность развита в Челябинской области. Нашла распространение швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.

Пищевая промышленность насчитывает множество подотраслей и предприятий, большая часть которых сконцентрирована на юге Урала, в зоне развития сельского хозяйства. Мукомольно-крупяная промышленность исторически сложилась в главной зоне посевов пшеницы - в Челябинской и Оренбургской областях, в Башкортостане и частично в Свердловской области, здесь же больше всего развита мясная промышленность. Курганская и Оренбургская области выделяются по производству животного масла.

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных ᴨперевозок ( до 60%).

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт, железнодорожные магистрали ᴨпересекают Урал, в основном, в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиональная железная дорога, выполняющая внутрирайонные ᴨперевозки. Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряжённость дорог.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных ᴨперевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твёрдым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо - Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Великая роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.

Уральский район осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырьё и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами (причём вывоз по обмену превышает ввоз). Наиболее тесные связи - с соседними экономическими районами: Западно - Сибирским и Поволжском, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе - электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия, уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ и пр.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

  1. А.А. Головлев «Экономическая география Российской Федерации»
  2. А.И. Алексеев, В.Л. Бабурин «Экономическая и социальная география России»
  3. А.И. Татаркин «Приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа»
  4. wikipedia.org 

 

 


Информация о работе Уральский экономический район