Туристско-рекреационный кластер Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 00:36, контрольная работа

Описание работы

Сегодня туристский бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом роста. Российская Федерация располагает значительным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия гостеприимства в нашей стране и в частности в Самарской области продолжает оставаться недостаточно развитой отраслью при возрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает региональный туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям.

Содержание работы

I. Введение.
II. Основная часть.
1. Программа «Развитие туристско-рекреационного кластерав Самарской области».
2. Мероприятия в рамках реализации Программы.
3. Матрица сильных и слабых сторон развития туристско-рекреационного кластера Самарской области.
4. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы развития туристско-рекреационного кластера Самарской области.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по эк.географии.docx

— 92.20 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

"Самарский государственный экономический университет"

Кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Экономическая география»

 

Туристско-рекреационный кластер Самарской области.

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:      

Студентка 1 курса 

факультета ВВиДО

Мишина О. М.

Направление «ЭКОНОМИКА»

Профиль БУАА

ПРОВЕРИЛ

к.б.н., доцент Фирулина И. И.

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2014

 

Содержание:

 

I. Введение.

II. Основная часть.

  1. Программа «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области».
  2. Мероприятия в рамках реализации Программы.
  3. Матрица сильных и слабых сторон развития туристско-рекреационного кластера Самарской области.
  4. Оценка социально-экономической  эффективности реализации программы развития туристско-рекреационного кластера Самарской области.

III. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Сегодня туристский бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом роста. Российская Федерация располагает значительным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия гостеприимства в нашей стране и в частности в Самарской области продолжает оставаться недостаточно развитой отраслью при возрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает региональный туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям. 

Наиболее целесообразным и перспективным методом реализации государственной политики по развитию рекреационного направления видится кластерный подход.  Кластер (англ. cluster) - географически близкие группы взаимосвязанных компаний, совместное местоположение которых способствует формированию и увеличению преимуществ, создающих стоимость, являющихся результатом сети взаимодействий между фирмами: туроператорами, турагентствами, организациями сферы размещения, поставщиками туристских услуг; транспортными компаниями, объектами инфраструктуры; научно-исследовательскими институтами; вузами и другими организациями, дополняющими друг друга и усиливающими конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Существуют следующие этапы формирования  туристского кластера:  

  1. Формирование регионального туристского рынка. В регионе появляются туристские фирмы, предприятия, предоставляющие услуги проживания, питания и развлечения. Данный этап характеризуется раздельным, конфликтно-оборонительным развитием предприятий туристской сферы.  
  2. Начало образования кооперативных связей между участниками туристского процесса вследствие осознания роли партнерских сетей для усиления собственной конкурентоспособности и обеспечения собственного выживания в условиях рыночной экономики. 
  3. Возникновение внутренних и внешних связей, успешная совместная деятельность предприятий сферы туризма приводит к усилению данной сферы в региональной экономике, что привлекает внимание администраций, бизнесменов, инвесторов. В результате происходит формирование органа координации и стимулирования дальнейшего развития данного кластера, в который входят представители всех заинтересованных сторон.
  4. Связи внутри кластера достигают максимальной сопряженности. Такой кластер становится саморегулирующейся закрытой системой. 

Туристско-рекреационный кластер в Самарской области на данный момент представляет собой систему со средним уровнем экономического развития. Туристская инфраструктура области представлена достаточно широко: свыше 100 гостиниц, более 40 санаториев, 122 базы отдыха, 74 детских оздоровительных лагеря. Наличие в области памятников природы (580 объектов), истории (3636 объектов), религиозных объектов, а также значительных культурно-рекреационных возможностей является хорошей предпосылкой для создания востребованных туристских программ. Потенциальной туристской привлекательностью обладает национальный парк «Самарская Лука», а также Жигулевский государственный природный заповедник им. И. И. Спрыгина, являющиеся зонами с богатым природным и культурно-историческим наследием. 

Развитие рекреационно-туристского сервиса является одним из приоритетных направлений устойчивого развития Самарской области. 
С учетом комплексности туристской отрасли для ее эффективного функционирования и стабильного развития необходима регулярная методическая и аналитическая поддержка субъектов отрасли, капитальные вложения в поддержание и улучшение инфраструктуры туризма и государственная централизованная маркетинговая деятельность по продвижению туристского продукта в Самарской области.  

Имея выгодное экономическое и географическое положение, Самарская область, тем не менее, уступает по объему въездного туризма Татарстану, Нижнему Новгороду и таким лидерам российского туризма, как Москва, Санкт-Петербург и города «Золотого кольца России». 
Внутренний туризм зачастую воспринимается участниками туристского рынка как малоэффективное направление из-за наличия значительного количества инфраструктурных издержек, повышенной степени риска частных вложений, отсутствия государственных гарантий безопасности деятельности, из этого следует, что причиной недостаточного роста въездных туристских потоков является отсутствие четко сформированной системы взаимодействия между вовлеченными в процесс образования туристского предложения отраслями.

Формирование централизованной системы выгодно государству, так как, реализуя настоящую задачу, оно тем самым усиливает конкурентные преимущества создаваемого туристского продукта, обеспечивает географическую концентрацию компаний и занятость населения, увеличивая туристский въездной поток, и, следовательно, поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.

Неотъемлемыми составляющими туристского кластера являются:

  • субъекты туристской деятельности (туроператоры и турагенты),
  • субъекты сферы размещения (гостиницы, мотели, туристские базы, кемпинги, детские лагеря и т.п.),
  • транспортные компании, учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для данного сегмента,
  • объекты туристского показа,
  • культурно - развлекательная и досуговая программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Развитие туристско-рекреационного кластера

в Самарской области».

На территории Самарской области с 2011-2014 гг. реализуется Программа по развитию туристско - рекреационного кластера и усилению преимуществ туристского продукта, так как формирование в Самарской области конкурентоспособного туристическо-рекреационного кластера является одним из приоритетных направлений региональной экономики. Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

  • развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего;
  • стимулирование развития материальной базы туристкой отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения;
  • развитие инфраструктуры туризма, необходимое для повышения конкурентоспособности Самарской области на международном и внутреннем туристских рынках, что, в свою очередь, скажется на развитии социальной инфраструктуры региона;
  • создание условий для развития туристско-рекреационных зон на территории Самарской области. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городах и на территориях муниципальных образований, часто посещаемых туристами;
  • развитие событийного туризма, опирающегося на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в жизни Самарской губернии. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевых, «знаковых» событий года и своевременное информирование о них;
  • содействие развитию социального и внутреннего туризма в области и на этой основе – повышение жизненного уровня населения, возрождение интереса к родной стране, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды;
  • превращение г. Самары в современный международный центр деловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и из других регионов России, поскольку бизнес-туристы представляют наиболее платежеспособную категорию туристов, а деловой туризм наиболее подходит для условий современного города;
  • проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Самарской области как крупного центра туризма и продвижение его на российский и международный туристские рынки.

 

Мероприятия в рамках реализации Программы.

В настоящее время отсутствует комплексная и разносторонняя информация о деятельности туристской отрасли в Самарской области, что затрудняет процесс анализа и планирования. Прогнозы осуществляются во многом на основе экспертных оценок и статистической информации, не позволяющих оценить ситуацию в целом. Проведенные исследования не только позволят профильным органам исполнительной власти Самарской области выявить основные тенденции, выстроить стратегию дальнейшего развития отрасли и скоординировать процесс реализации стратегии, но и окажут значительное содействие субъектам туристской деятельности в осуществлении адекватного планирования и развития отрасли. 

У жителей и гостей Самарской области отсутствует восприятие ее как туристского региона, в то время как это имеет непосредственное влияние на востребованность отрасли и ее эффективность. На повышение заинтересованности в изучении культуры, истории, рекреационных возможностей области, мотивации к созданию, реализации и потре,ktybz

Несмотря на то, что Самарская область располагает богатыми туристско-рекреационными ресурсами, формирование конкурентоспособного туристского продукта изолировано от соседних регионов нецелесообразно. Таким образом, с учетом успешного опыта формирования межрегиональных российских и зарубежных туристских продуктов существуют все основания для создания подобного в Приволжском федеральном округе. Проведение совместных межрегиональных и международных проектов является эффективным рычагом увеличения туристского потока в область.

На территории Самарской области расположено большое количество исторических и культурных объектов, являющихся привлекательными с точки зрения развития туризма в области. Однако ряд объектов, имеющих очевидное значение с точки зрения развития внутреннего туризма на территории Самарской области, не имеют необходимой туристской инфраструктуры, транспортной доступности и визуальной привлекательности. Исходя из недостатка туристских центров на территории области, является целесообразным восстановление данных объектов, привлечение внимания к ним и обеспечение необходимой материальной базы для увеличения заинтересованности инвесторов в строительстве туристско-рекреационных комплексов 
области.

Рост внутреннего туристского потока сдерживает низкая осведомленность жителей и гостей области о привлекательных туристских объектах, а также недостаточное количество организованных туристских продуктов, объединяющих эти объекты. Кроме того, не развиты ключевые приоритетные направления, которые стали бы визитной карточкой области. Реализация мероприятий раздела позволит диверсифицировать туристский продукт области и увеличить ее туристскую привлекательность.

В настоящее время в области еще не отработана четко действующая многоступенчатая система образования в области туристской индустрии, охватывающая все уровни - от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Современная практика подготовки кадров для туристской отрасли основывается в большей мере на традиционном академическом образовании и зачастую не учитывает требования работодателей. Реализация мероприятий раздела позволит создать комфортную и доступную среду для получения и совершенствования профессиональных навыков в сфере туризма. 
Вышеперечисленные мероприятия направлены на закрепление и дальнейшее развитие полученных в предыдущий период результатов и представляют собой меры по государственной поддержке внутреннего и въездного туризма, реализация которых приведет к качественному улучшению показателей функционирования и развития указанной сферы.

 

Матрица сильных и слабых сторон развития

туристско-рекреационного кластера Самарской области.

Анализ факторов, таких как географическое положение, инженерная и транспортная инфраструктура, природные ресурсы и экологические условия, инфраструктура рынка, информационное пространство и иных, выявляет сильные и слабые стороны развития данного кластера в Самарской области. (Таблица 1.)

Таблица 1.

Фактор

Сильные стороны

Слабые стороны

Географическое положение и транспортная доступность

Выгодное экономико-географическое положение.

Авиасообщение с более чем 80 направлениями ближнего и дальнего зарубежья.

20 авиакомпаний как российских, так и международных, работающих  на самарском рынке.

Транспортный узел внутриобластного значения.

Относительная близость к Москве.

Удаленность от основных западноевропейских столиц не позволяет широко использовать автобусные маршруты. Поездки в Россию связаны с авиационным транспортом, что резко увеличивает их стоимость 

Инженерная и транспортная инфраструктура

Разветвленная сеть дорог

Развитие частного транспортного обслуживания

Реализуемая программа реконструкции международного аэропорта «Курумоч» 

 

 

Высокий уровень изношенности основных элементов инфраструктуры: аэропорт, железнодорожные станции, автовокзалы, речные порты

Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог

Отсутствие автобусного парка, используемого в туристских целях

Отсутствие оборудованных специализированных стоянок, используемых в туристских целях

Отсутствие стендов-карт с указанием местоположения туристских объектов

Отсутствие разметки туристских маршрутов

Низкий уровень сервиса

Отсутствие автомобильных дорог на территории национального парка «Самарская Лука»

Отсутствие причальных стенок для крупных судов на территории национального парка «Самарская Лука»

Природные ресурсы и экологические условия

Наличие значительного количества природных ресурсов и памятников

Хорошие природно-климатические условия, особенно привлекательные для жителей восточных и северных районов  

 

 

 

 
 

Инфраструктура рынка

427 туристических фирм  работающих на самарском туррынке

Сфера размещения, представленная:

87 гостиницами;

119 турбазами 

 

Пространственная организация, градостроительное регулирование

   

Образование в туристической сфере губернии

9 высших и 10 средне специальных  учебных заведений - структуры, готовящие  кадры для туристской отрасли и гостиничного хозяйства Самарской области

Позитивные тенденции в профессиональном образовании

Высокий конкурс на туристские специальности

 

Социальный туризм

Развитие маршрутов социальной направленности 

 

 
 

Культурно-этнический и религиозный туризм

Высокий уровень развития сферы досуга, спортивно оздоровительной и развлекательной сфер в г. Самаре, г.Тольятти и г. Сызрани

Наличие значительного количества маршрутов культурной, паломнической и этнической направленности

Наличие культурных мероприятий, имеющих всероссийский и международный характер

Высокий уровень толерантности

 

Управление, местное самоуправление

Проведение работы с органами местного самоуправления по вопросам развития туристской сферы 

 

 
 

Информационное пространство

Единая имиджевая стратегия области в сфере туризма:

72 печатных издания, представляющих информацию о туриндустрии Самарской области,

8 телекомпаний,

3 радиостанции,

2 Интернет – издания,

сайт департамента развития туризма Самарской области,

Создание локальной информационной системы оповещения туристов (Туристского -  информационного центра).

 

Информация о работе Туристско-рекреационный кластер Самарской области