Транспортный комплекс России: значение, структура и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

В начале нового тысячелетия мировая экономическая система вышла на качественно новый этап преобразований. Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, в значительной степени предопределяются изменениями, происходящими в мировом транспортном комплексе. Глобализация международной торговли и транснационализация национальных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса. Транспорт является основой формирования внутреннего и международного рынков, обеспечивая развитие нормальной рыночной экономики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Структура ТК России 4
Значение ТК России 9
Проблемы развития ТК России 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Файлы: 1 файл

Реферат по эконом географии.docx

— 33.61 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Хабаровская государственная  академия экономики и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по экономической географии 

 

Тема: Транспортный комплекс России:

значение, структура и  проблемы развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка группы АЭ(б)-21

Семенова Л.М.

 

Руководитель: В. В. Чернов

 

развития

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Структура ТК России 4

Значение ТК России 9

Проблемы развития ТК России 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В начале нового тысячелетия мировая экономическая система вышла на качественно новый этап преобразований. Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, в значительной степени предопределяются изменениями, происходящими в мировом транспортном комплексе. Глобализация международной торговли и транснационализация национальных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса. Транспорт является основой формирования внутреннего и международного рынков, обеспечивая развитие нормальной рыночной экономики. По данным Всемирного банка, мировой транспортный рынок оценивается в 2,2 трлн. долл. США (6,8% мирового ВВП).Современный транспортный комплекс подвержен влиянию противоречивых тенденций: являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ, а будучи особой отраслью экономики, транспорт оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений.  

Структура ТК России

 

Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. Он осуществляет обмен продукцией между предприятиями, районами и странами, способствует освоению новых территорий и развитию специализации, перемещает грузы и пассажиров, являясь основой территориального разделения труда.

Транспортная система России обеспечивает получение 7,5% валового внутреннего  продукта страны. При этом на долю транспорта приходится 24% от всех основных фондов и около трети инвестиций в  основной капитал. В этой сфере занято около 7% активного населения страны.

Структуру транспортного комплекса  страны составляют:

  1. Железнодорожный транспорт;
  2. Автомобильный транспорт;
  3. Морской транспорт;
  4. Водный транспорт;
  5. Воздушный транспорт
  6. Трубопроводный транспорт.

Транспорт образно называют кровеносной  системой экономики, основными задачами которого являются:

  1. обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны;
  2. своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;
  3. повышение экономической эффективности.

Транспорт как отрасль материального  производства имеет ряд особенностей. Он не создает продукцию, но способствует увеличению ее стоимости при перемещении  на величину транспортных издержек. Отношение  суммарных транспортных издержек к  полной стоимости продукта у потребителя  называется коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем рациональнее размещается производство, тем транспортабельнее продукция. Это особенно важно при решении  проблем оптимизации территориальной  организации производительных сил.

Состояние транспорта зависит от общего уровня развития производительных сил, от технического прогресса в общественном производстве. Своевременное качественное и полное удовлетворение потребностей хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности  работы транспорта зависит от согласованной  работы единой транспортной системы  страны, ее взаимодействия с другими  отраслями, появления новых видов  транспорта, широкого применения

Транспорт как вид хозяйственной  деятельности подразделяется на транспорт  общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Транспортная сеть формируется под влиянием таких факторов, как:

  1. размещение и развитие хозяйства
  2. расположение городов
  3. направление и мощность внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей
  4. размещение курортов и крупных объектов туризма.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км2 площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузоперевозок. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ — велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высоко значение трубопроводного, а также в Центральном районе большая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз. Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т. д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление восток—запад и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление север—юг с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление север—юг по реке Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России.

Современная Россия обладает мощным, многоотраслевым, полифункциональным транспортным комплексом, на ее территории представлены все виды транспорта. По общим объемам перевозимых  грузов и пассажиров, по величине грузо- и пассажирооборота Россия наряду с  США и Китаем входит в лидирующую тройку государств. Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта во многом обусловлены одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта — 5890 млрд. т/км был достигнут в 1990 г. Затем  в годы экономического кризиса он стал стремительно сокращаться (почти  в 2 раза) и лишь начиная с 1999 г. его  рост возобновился (табл. 1).

Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и  крупными перевозками грузов на большие  расстояния первостепенное значение имеют  всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными  издержками грузоперевозок, большой  пропускной способностью и высокими скоростями. Поэтому в условиях России наиболее экономичны и эффективны для массовых перевозок грузов на большие расстояния железнодорожный и трубопроводный транспорт, на них и падает основной объем грузооборота — 93% в 2007 г.

Грузооборот основных видов транспорта России (в млрд. т/км)

Табл. 1

Виды транспорта

1995

2000

2005

2007

железнодорожный

3 688 1 214

3 638 1 373

4 676 1 858

4915 2090

трубопроводный

1 899

1 916

2 474

2465

автомобильный

156

153

194

206

морской

326

122

60

65

внутренний водный

91

71

87

86

воздушный

1,6

2,5

2,8

3,4


 

 

Значение ТК России

 

Значение транспорта как важной составной части хозяйственного комплекса Российской Федерации  определяется его ролью в территориальном  разделении общественного труда: специализация  районов, их комплексное развитие невозможные  без системы транспорта. Транспорт  является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние  на размещение производства, без его  учета нельзя достичь рационального  размещения производительных сил. При  размещении производства учитывается  потребность в перевозках массы  исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости  от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность  производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в  целом. Важное значение транспорт имеет  и в решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения  населения и производства. А также  важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

 

 

Проблемы развития ТК России

 

В настоящее время разрабатывается комплексная программа “Транспорт России”. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР.

Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения экологически неблагоприятного влияния транспорта на природную среду и человека. Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятий, создания мелких акционерных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.

В условиях рыночных отношений на первый план в развитии выдвигается задача более полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны, на что и нацелена программа “Модернизация транспортной системы России”, принятая в 2001 г.

Если же рассматривать другие проблемы комплекса, помимо финансовых, то в первую очередь возникает проблема загрязнения окружающей среды. И здесь речь идет не только о вредных выбросах в атмосферу. Встает проблема о шумовом и тепловом загрязнении мобильными источниками. К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механизмы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Выхлопные газы двигателей содержат более двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства — это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. К опасным видам транспорта можно отнести трубопроводный, ибо повреждения в системе могут очень быстро вылиться в экологическую катастрофу мирового масштаба.

Информация о работе Транспортный комплекс России: значение, структура и проблемы развития