Транспорт западно-сибирского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Западно-Сибирский экономический район занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь практически до Енисея. Но в особенности велика протяженность с севера на юг. На западе район граничит с Северным и
Уральским экономическим районами, на юге — с Казахстаном, на востоке — с Восточно-Сибирским районом. На юге района Транссибирская железнодорожная магистраль пересекает наикрупнейшие сибирские реки (Обь и Иртыш).

Содержание работы

1. Характеристика Западно-Сибирского экономического района: 2
1.1 Природные условия и ресурсы. 2
1.2 Население. 3
1.3 Состав северо-западного экономического района. Экономика. 4
Алтайский край. 4
Кемеровская область. 5
Новосибирская область. 6
Омская область. 7
Томская область. 8
Тюменская область. 8
Ханты-Мансийский автономный округ. 12
Ямало-Ненецкий автономный округ. 13
2. Транспорт. Виды транспорта. 14
Автомобильный транспорт 15
Морской транспорт 15
Внутренний водный (речной) 15
Трубопроводный транспорт 15
3. Транспорт Западно-Сибирского экономического района. 16
Железнодорожный транспорт 17
Автомобильный транспорт 18
Речной транспорт 19
Морской транспорт 19
Воздушный транспорт 19
Трубопроводный транспорт 19
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

экономическая география.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Численность рабочих и  служащих на всех видах транспорта в 1995 г. По стране составила почти 5 млн  чел., или 7% общей численности занятых в народном хозяйстве. В Западной Сибири численность занятых на транспорте выше. Она составляет более 8%.

     В пассажирский  перевозках железнодорожный и  автомобильный транспорт (общего  пользования) занимают преобладающее  место. 

Железнодорожный транспорт

Главным проектом, позволившим  связать Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток, стало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (конец 19-наало 20 вв), которую называют «Великий Сибирский Путь». Транссиб соединяет Москву и Владивосток, проходя по городам Сибири и Дальнего Востока. (http://www.sibprom-region.ru/transpsibir.html)

Строительство железных дорог  в районе интенсивно началось после Великой Отечественной войны, когда для усиления выходов из Кузбасса в западном направлении были введены в строй Южно-Сибирская магистраль (Кулунда — Барнаул — Тайшет), Среднесибирская магистраль (Иртышская — Карасук — Камень-на-Оби — Алтайская). Важное значение имела железная дорога на участке Татарск — Кулунда, которая связала Транссибирскую магистраль со Среднесибирской и Южносибирской магистралями. Затем была проложена железная дорога Томск — Асино — Белый Яр для перевозки леса и лесоматериалов. Лесовозными дорогами, построенными в 60-х гг., стали Ивдень — Обь и Тавда — Сотник. Большое значение имела железная дорога Кия — Шантырь — Ачинск, которая связала Кузбасс с Восточной Сибирью. Для освоения нефтегазовых ресурсов потребовалось строительство железнодорожной магистрали Тюмень — Тобольск — Уренгой — Ямбург с ответвлением от Сургута до Нижневартовска. Эта магистраль может быть продолжена до Норильска или до Салехарда и дальше на Ямал. Плотность железных дорог в районе за 1965—1995 гг. увеличилась в 2,8 раза и составляет 34 км на 10 тыс кв. км (в среднем по России — 51 км).

Высокая плотность железных дорог приходится на Кемеровскую (137,7 км на 1000 кв.км), Новосибирскую (8,5 км), Омскую (7,7 км) области и Алтайский край (6,5 км). По размерам железнодорожного отправления  и прибытия грузов. Алтайский край уступает лишь Кемеровской и Новосибирской  областям.

На перемещение массы  продукции район расходует огромное количество живого и овеществленного труда, материальные и денежные ресурсы. Суммарные транспортные расходы, включая погрузо-разгрузочные работы, составляют примерно 2 млрд руб. (в старых ценах). Объем капитальных вложений в транспорт к началу 1996 г. достиг 30% к общему объему вложений в народное хозяйство района.

Автомобильный транспорт

В строительстве автомобильных дорог с твердым покрытием отмечаются весьма скромные показатели. По протяженности автодорог с твердым покрытием Западная Сибирь занимает пятое место в стране (66,5 тыс км). Удельный вес района по территории 14%, по протяженности автомобильных дорог — 9,8%. 

Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике  и социальной сфере, разработана "Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе". Она  определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

• Автомобильная дорога в широтном направлении "Нижневартовск –  Сургут - Ханты-Мансийск - Советский"

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

• на запад - г.Ивдель - г.Серов (Свердловская-область) - г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

• на восток - г.Томск, с вхождением в транспортный   коридор   вдоль   главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

• Автомобильная дорога в меридиональном направлении "Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск" с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

• Автомобильная дорога, формирующаяся  в меридиональном направленииг.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в  последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные  дороги, помимо большого воздействия  на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор "север-юг". На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Речной  транспорт

Речной транспорт Западной Сибири играет большую роль во внутрирайонных связях. Его главная функция – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. По речным путям ежегодно перевозится свыше 6 млн т грузов. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Речной транспорт Обь-Иртышского бассейна является существенным дополнением железнодорожного транспорта. Освоение новых территорий Среднего Приобья и Крайнего Севера обусловило необходимость более широкого использования водных путей. С этой целью было осуществлено строительство Сургутского, Нижневартовского и Тобольского речных портов.

Морской транспорт

Морской транспорт мало востребован  в Западной Сибири из-за невозможности  захода морских судов в мелководную  Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная  доставка морским путем грузов, предназначенных  газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

Воздушный транспорт    

В последние годы довольно быстро развивается воздушный транспорт. Особенно велико его значение для  пассажирский перевозок. Причем в межсезонные  он является единственным средством  доставки людей, почты и срочных  грузов в населенные пункты некоторых  отдаленных районов края. Авиация  связывает край со всеми крупными городами нашей страны.

Трубопроводный  транспорт

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков  нефти. Нефть Волго-Уральского района по трубопроводам направляется только на запад. С 60-х гг. интенсивно строилась  Сибирская система нефтепроводов. Отсюда нефтепроводы идут:

на запад: Усть-Балык —  Курган — Альметьевск; Нижневартовск  — Самара — Сургут — Тюмень —  Уфа — Альметьевск; Нижневартовск  — Самара — Лисичанск — Кременчуг  — Херсон — Одесса; Сургут — Новополоцк;

на юг: Шаим — Тюмень; Усть-Балык  — Омск — Павлодар — Чимкент  — Чарджоу;

на восток: Александровское  — Анжеро-Судженск.

Для транспортировки нефти  Западной Сибири как на запад, так  и на восток используются трубопроводы Волго-Уральского района вос­точного  направления. Из других магистральных  направлений выделяются Волгоград  — Новороссийск; Грозный — Армавир  — Туапсе; Ухта — Ярославль; Оха  — Комсомольск-на-Амуре.

Протяженность нефтепродуктопроводов  составляет четвертую часть длины  трубопроводов для перекачки  нефтяных грузов. Для пере­качки нефтепродуктов построены линии Самара — Пенза  — Брянск (две нити); Уфа — Омск (две нити); Уфа — Петропавловск (две нити); Омск — Новосибирск (две  нити); Грозный — Трудовая; Ишимбай  — Уфа; Махачкала — Грозный.

Основной поток природного газа в европейские районы страны идет по газопроводам из северных районов  Западной Сибири. С 70-х гг. здесь стали  сооружать магистральные газопроводы: Медвежье — Надым — Ухта —  Торжок; Надым — Пунга — Пермь; Уренгой — Сургут — Тюмень —  Челябинск.

При освоении Уренгойского месторождения была построена в  одном коридоре система из шести  магистралей. Крупнейшая из них: Урен­гой — Помары — Ужгород — Западная Европа протяженностью почти 4,5 тыс  км. Остальные направления: Уренгой  — Москва; Уренгой — Грязовец; Уренгой — Елец; Уренгой —  Петровск; Уренгой — Новопсков.

В настоящее время в  Западной Сибири разрабатывается Ямбургское месторождение природного газа. Уже  действуют две нити газопро­вода: Ямбург — Елец, Ямбург — Поволжье, завершается строительство экспортного  газопровода «Прогресс» (Ямбург —  Ужгород). Ямбург должен стать исходной точкой газопровода на шесть нитей, выполненного в едином технологическом  коридоре.

Пневматический и гидравлический транспорт позволяет перемещать грузы широкой номенклатуры. Для  транспортировки угля Кузбасса построен гидравлический трубопровод Белове — Новосибирск протяженностью 250 км с пропускной способностью 4,3 млн  т в год угля в виде пульпы. Имеются предложения по строительству  углепроводов из Кузбасса на электростанции Урала, Поволжья и в центральные  районы. Прорабатываются варианты транспортировки  угля, руды и других твердых грузов в капсулах в потоке газа и жидких нефтегрузов по газопроводам и нефтепроводам. В перспективе получит развитие и пневмоконтейнерный транспорт, который  может передавать различную продукцию: сыпучие грузы, стройматериалы, сельскохозяйственные продукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1.   Западно-Сибирский экономический район. . URL:  http://bigrefs.ru/07/ref.php?id=1233029701# (дата обращения: 20.01.2013)
  2. Экономическая география России, учебник для ВУЗов. Ю.В. Бабина,  В.В. Москвин.- М, 1999. URL: http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-geografia/index.htm (дата обращения 22.01.2013)
  3. Транспорт Сибири. URL: http://www.sibprom-region.ru/transpsibir.html ( дата обращения 21.01.2012)
  4. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района, курсовая работа. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=9977 (дата обращения 21.01.2013)
  5. Экономическая география России: Учеб. Пособие для ВУЗов/Под ред.Т.Г. Морозовой.-2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 471с.

 


Информация о работе Транспорт западно-сибирского экономического района