Специальный экономические зоны в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЭЗ 4
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗОН 6
1.3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ЗОНЫ 7
1.4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 8
1.5. СВОБОДНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ЗОНЫ 9
1.6. ЗОНЫ ЭКСПОРТНОГО ПРОИЗВОДСТВА 10
2. ЛЬГОТЫ СЭЗ 12
3. НАЛОГОВЫЕ ГАВАНИ И ОФФШОРНЫЕ ЦЕНТРЫ 14
4.СЭЗ В РОСИИ 16
4.1. СЭЗ «НАХОДКА» 21
4.3. КАЛИНИНГРАД: ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ МЭ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

 Эти зоны ориентированы в  основном на внешнюю торговлю. В некоторых источниках к этому  виду относят экспортно-производственные  и экспортно-промышленные зоны, а  также и зоны поощрения экспорта. Предприятиям, расположенным в этих зонах, часто отводится роль узкоспециализированного объекта в рамках разорванного и территориально рассредоточенного по многим странам мира производственно технологического цикла изготовления определенной продукции транснациональных корпораций.

 Можно считать, что благодаря  этим зонам практически осуществляется  экспорт дешевой рабочей силы, причем без перемещения ее  в другие страны, что снимает  с этих стран ряд негативных  проблем, возникающих с присутствием рабочих иностранцев. Использование термина ''новое международное разделение труда'' может дать объяснения механизму функционирования таких зон. В этих зонах происходит достаточно выгодное на данном этапе соединение дешевой местной рабочей силы, часто достаточно дешевого местного сырья и капитала, поступающего в зону извне.

Одна из первых зон экспортного  производства в 1965 году была создана  на Тайване, а к началу 1990 г. в развивающихся  странах насчитывалось уже около 300 функционирующих зон экспортного производства. В них было занято более 2 млн. человек, а объем экспорта составлял 15 млрд. долларов. При имеющихся недостатках эти зоны служат устойчивым источником валютных экспортных доходов. Так, в 1895 г. стоимость продукции зоны Маврикия составляла 46,3% стоимости всего национального экспорта.3

Одна из точек зрения, заслуживающая  внимания, стоит в том, что для  различных стран, в том числе  и для России, с ее огромным научно-техническим  потенциалом, одной из приоритетных форм развития СЭЗ должны стать научно-промышленные парки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЛЬГОТЫ  СЭЗ

 

Все цели организации СЭЗ могут  быть реализованы при целой системе  условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В  этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

  • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
  • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
  • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
  • очень важным условием является природно-географическая среда;
  • благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора.

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот  инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают  предоставляемые им условия льгот.

Каждая страна или тот или  иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

  • фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;
  • финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
  • административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;
  • внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут применяться  в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НАЛОГОВЫЕ  ГАВАНИ И ОФФШОРНЫЕ ЦЕНТРЫ

 

Налоговая гавань представляет собой  небольшое государство или территорию, проводящую политику привлечения иностранных  кредитных капиталов путем предоставления налоговых и других льгот. Налоговая гавань предоставляет льготы иностранным и местным предпринимателям (фирмам, компаниям). Иногда льготное налогообложение распространяется только на отдельные виды получаемого дохода, например, в Люксембурге - это льготный налоговый режим для банков; в Швейцарии и Лихтенштейне - для холдинговых посреднических и торговых компаний; на Багамских островах - полное освобождение от подоходного налога.

Законодательства государств, имеющих  налоговые гавани, предусматривают  для коммерческих структур полное освобождение их от налога (Ирландия, Либерия) или обложение их небольшим паушальным налогом (единой суммой) (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама и др.). В Швейцарии установлен более низкий размер налога, который при определенных условиях может и не взиматься.

 

Разновидностью налоговой гавани является центр "офф-шор".

Центры "офф-шор" - это небольшие  государства и территории, расположенные  в основном на морских побережьях и в местах развитого международного туризма и проводящие политику привлечения иностранных кредитных (старое название ссудных) капиталов и в отличие от налоговых гаваней, предоставляющие налоговые и другие льготы только для финансово-кредитных операций с иностранными резидентами в иностранной валюте.

К наиболее известным центрам "офф-шор" относятся Белиз, Панама, Либерия, Кипр, Мальта, Сингапур, Гибралтар, Штат Делавэр в США и др. Вести коммерческую деятельность на территории страны регистрации оффшорной компании, как правило, запрещено.

Центры "офф-шор" принципиально отличаются от зон свободной торговли. Зоны свободной торговли предоставляют налоговые и прочие льготы всем предприятиям, действующим внутри зоны, а центры "оффшор" - только предприятиям (оффшорным компаниям), ведущим деятельность вне их территории.

Центры "офф-шор" имеют определенную специализацию, в основу которой положены различные типы юрисдикции.

 

Юрисдикции бывают банковские, трастовые, страховые. Среди страховых  имеются такие юрисдикции, которые  больше подходят для внутрифирменного страхования, и такие, которые больше подходят для перестрахования.

На рынке одного профиля  может конкурировать между собой  несколько центров "офф-шор". Например, регистрация оффшорных судовладельческих  компаний осуществляется в Либерии, Панаме, на островах Кипр, Мэн и в  других местах.

С позиции предоставления льгот юрисдикции подразделяются на собственно оффшорные компании, относящиеся  к налоговым гаваням, и на юрисдикции с "умеренным" налоговым климатом.

Для собственно оффшорных  компаний характерно отсутствие налогообложения  и отчетности, а также исключение их в большинстве случаев из сферы действия международных налоговых соглашений. К юрисдикциям данного типа относится большинство центров "офф-шор": Панама, Кипр, Британские и Виргинские острова, где действует соглашение об устранении двойного налогообложения, и др.

К юрисдикциям с "умеренным" налоговым  климатом относятся Австрия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Швейцария. Законодательство этих стран содержит нормы, позволяющие  при проведении оффшорных операций многократно снижать налоги, иногда даже до нуля.

В центрах "офф-шор" требования к обязательным резервам коммерческих банков смягчены по сравнению с другими странами, а в ряде центров создание резервов банками вообще не требуется. Также отсутствует прямая зависимость стоимости кредитных ресурсов с учетными ставками центральных банков стран.

В центрах "офф-шор" финансово-кредитные  учреждения (национальные и иностранные) осуществляют операции с нерезидентами  и в иностранной для данной страны валюте. Внутренний рынок кредитных (ссудных) капиталов изолируется  от международного (внешнего) путем отделения счетов резидентов от счетов нерезидентов, предоставляя последним налоговые льготы, освобождая их от валютного контроля, и т.п.

Указанные финансовые центры привлекательны для валютных операций тем, что здесь  не ущемляются интересы посредников в операциях с иностранной валютой.

Центры "офф-шор" иногда называют оффшорными зонами. Страны, создавшие  такие зоны, приобретают целый  ряд социально-экономических выгод. А именно: они привлекают иностранный  капитал, получают дополнительный источник налоговых платежей, сборов и других взносов, увеличивают занятость местного населения и прежде всего адвокатов, бухгалтеров, секретарей, сотрудников банков, средств связи, страховых компаний и др.

4.СЭЗ  В РОСИИ

 

Россия значительно позже многих других стран мира стала на путь создания СЭЗ, осознав значение этого направления для своего экономического развития. В то же время нельзя не заметить, что еще в XIX веке по опыту западных стран в России делаются попытки формирования статуса так называемых ”свободных портов'', обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях значительных объемов различных товаров на время поиска оптовых покупателей, или же в ожидании конъюнктурного срока их выгодной продажи. Такой статус был введен для портов Одессы (с 1817 г.), Владивостока (с 1862 г.), Батуми. (с 1878 г.). Однако, в связи со значительным усилением к концу 19 века государственной политики протекционизма, практика ''свободных портов'' стала затухать, уступая место идеям создания более эффективных свободных экономических зон.

 В советский период свободные  экономические зоны фактически  не признавались. Только в марте  1989 года впервые выходит Постановление  Совмина РСФСР ''О дальнейшем  развитии внешнеэкономической деятельности  государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций'', в котором провозглашается создание в опытном порядке на территории России нескольких СЭЗ, именуемых в то время ''зонами свободного предпринимательства''.

 В Правительстве СССР вырабатываются предложения о создании первых зон в Находке, Выборге, Новгороде. В экономических и государственных кругах, у общественности страны быстро возрастает интерес к этой проблеме, и уже к концу 1990 года почти 60 регионов и городов страны (в том числе Калининградская область) делают заявки и предложения в Правительство СССР о создании на своих территориях СЭЗ различного типа.

 В этот же период времени  ведется активная работа по  формированию советской концепции  СЭЗ.

 Зоны свободного предпринимательства,  в отличии от большинства западных СЭЗ, должны быть ориентированы на первом этапе не столько на экспортную продукцию и услуги, а преимущественно на производство высококачественной продукции на внутренние рынки страны (на принципах импортозамещения).

 Зоны должны создаваться ''сверху'' – по инициативе центральных и региональных государственных органов власти.

 Зоны могут создаваться как  в приграничных, так и в глубинных  регионах СССР. По площади они  могут занимать значительные  территории.

 Зоны свободного предпринимательства классифицироваться на: комплексные (производственного характера), внешнеторговые (транспортные, таможенные и др.), функциональные зоны, именуемые иногда в то время отраслевыми (свободные банковские зоны, технопарки, научно-промышленные парки, технополисы, туристско-рекреационные зоны и др.)

 На первом этапе создания  зон свободного предпринимательства  предполагалось оформлять СЭЗ  на основе индивидуальных законодательных  и других юридических актов  для каждой СЭЗ. В дальнейшем, по мере накопления и обобщения опыта создания отечественных СЭЗ предполагалось создать единое государственное регулирование этого процесса.

 В концепции создания зон  свободного предпринимательства  перед ними ставилось несколько  целей, среди которых необходимо  выделить:

  • обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов, где расположены эти СЭЗ;
  • широкое использование при производстве продукции в зонах передовых отечественных и зарубежных научно-технических разработок;
  • создание условий для интенсивного привлечения иностранных инвестиций в зоны;
  • постепенный перевод производства СЭЗ от импортозамещающей продукции для внутреннего рынка на конкурентоспособную продукцию для экспорта;
  • активное включение экономики страны в систему международных экономических связей.

Информация о работе Специальный экономические зоны в мировой экономике