Современное положение коренных этносов Магаданской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:41, доклад

Описание работы

В Магаданской области проживают различные народы, каждый из которых обладает уникальной историей и культурой. Среди них особый интерес представляют потомки древних обитателей нашего края.
Магаданскую область населяют представители более 10 этносов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера. В 1970 г. они насчитывали 3921 человек.

Файлы: 1 файл

Бугровский А.И. Коренное население Магадана.docx

— 422.14 Кб (Скачать файл)

Бугровский А.И. 040400

Современное положение коренных этносов Магаданской области 

 

В Магаданской области проживают различные народы, каждый из которых обладает уникальной историей и культурой. Среди них особый интерес представляют потомки древних обитателей нашего края. 
Магаданскую область населяют представители более 10 этносов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера. В 1970 г. они насчитывали 3921 человек. Самыми многочисленными из них являются эвены, коряки и потомки русского старожильческого населения - ительмены и камчадалы. К концу XX века законодательно оформились этнические группы чуванцев и ительменов, а в начале нашего века появились группы ессейских якутов и камчадалов. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., численность аборигенов, проживающих в Магаданской области, составила 5 466 человек. Доля аборигенных народов в общей численности жителей области составляет 3 %. 
Несмотря на активную ассимиляцию со стороны некоренного населения (доля смешанных в этническом отношении браков достигает 80 %, численность коренных жителей области не уменьшается, а возрастает. Это объясняется традицией записи детей от смешанных браков как коренных жителей, что свидетельствует о высоком уровне этнического самосознания аборигенов и их стремлении сохранить принадлежность к коренным малочисленным народам Севера.  
К началу XX в. коренные жители нашего края были в основном оленеводами. Они кочевали в континентальных районах и постоянных поселений не имели. После установления советской власти коренное население края начало расселяться в стационарных селениях. Из кочевников оно постепенно превращалось в оседлых жителей. В дальнейшем под воздействием хозяйственного освоения края развития горнодобывающей промышленности коренные жители стали постепенно расселяться из центральных районов края на побережье Охотского моря. В начале нашего столетия в результате проводимых реформ пришло в упадок сельское хозяйство, которым традиционно были заняты многие аборигены, закрывались отдаленные национальные села, а их жители переехали на постоянное место жительства в населенные пункты с более развитой социальной инфраструктурой. В 2002 г. доля городских жителей среди коренного население Магаданской области составила 33,2 %, а к началу 2009 г, достигла уже 69 %. Урбанизация коренных жителей связана с их стремлением трудоустроиться, повысить уровень образовании, освоить современные профессии, получить более широкий доступ к культурным и социальным бпагам. 
Большинство коренных жителей Магаданской области в настоящее время проживает в Ольском (1800 человек), Северо-Эвенском (1700 человек), Среднеканском (400 человек). Омсукчанском (400 человек) районах Магаданской области и в городе Магадане (400 человек). В нашей области имеются национальные села, основными жителями которых являются аборигены - это Ямск, Тахтоямск, Оротук, Гижига, Гармандз. Верхний Парень и Тополовка. В других же поселениях доля аборигенов среди жителей невелика. 
 
Коренные народы Магаданской области проживают не компактно, а рассеянно в иноэтническом окружающем обществе. Поэтому межэтнические контакты у коренных жителей преобладают над внутриэтническими, и это приводит к изменению культуры аборигенов.

Хозяйственный уклад. Традиционными занятиями коренных народов нашего края были оленеводство, рыболовство и охота. В результате введения всеобщего среднего образования, развития профессионального обучения, открытия средних специальных и высших учебных заведении в нашем крае молодёжь из числа аборигенов стала приобретать профессии, не связанные с традиционным упадом. 
В последние десятилетия коренные жители испытывают трудности, связанные с переходом экономики на рыночные принципы организации, многие сельские аборигены потеряли работу. По данным переписи 2002 г. из 2691 экономически активного коренного жителя области трудоустроены были 1 532 человека (56,9%). Б некоторых сохраняющихся национальных селах уровень безработицы достигал 80%. 
В настоящее время престиж традиционных сфер хозяйства падает из-за сложных условий труда и быта, низкой заработной платы. Для учащихся старших классов из числа коренных малочисленных народов Севера привлекательными стали профессии в области экономики, юриспруденции, информатики, менеджмента, здравоохранения, образования и рабочие технические специальности. Такие изменения е сфере трудовой занятости приводят к утрате этнических традиций, забыванию родных языков. 
Несмотря на экономические трудности, в нашей области сохраняется северное оленеводство. Им занимаются муниципальное предприятие "Ирбычан" (Севера-Эвененский район) и родовые общины "Каньон", "Эгден", "Алы-Юрях" (Среднеканский район). На начало 2010 г. численность домашних оленей в области составила немногим более 19 тысяч голов. Оленеводческой отрасли оказывают помощь федеральные и региональные органы власти. 
Продолжают действовать аборигенные рыбодобывающие и охотничьи предприятия. В 2000 г принят Федеральный Закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, нацеленный на активизацию хозяйственной деятельности коренного населения. Но рыболовство и охота - это сезонные промыслы, круглогодичную занятость населения они не обеспечивают. Кроме того, аборигены сталкиваются с конкуренцией со стороны крупных, хорошо оснащенных предприятий, выдержать которую могут лишь немногие. Поэтому аборигенное природопользование в настоящее время не может развеваться без помощи государства.  
Язык, духовная культура, быт коренных жителей области. Язык является одним из основных этнических признаков. Речевое поведение коренных жителей зависит от таких внешних внеязыковых факторов, как численное соотношение народов на территории их проживания, особенности расселения, активность межкультурных контактов с окружающим населением, В середине XX века многие аборигены знали родной и русский языки, они были двуязычным населением края. Однако уже в то время в школе и в общественной жизни использовался русский язык, а на родных языках говорили только дома. Постепенно аборигены переходили на русский язык и в бытовом общении, особенно люди среднего и младшего возраста. В настоящее время доля коренных жителей, знающих родной язык, составляет примерно 40 %. 
В повседневной жизни большинство коренных жителей, особенно проживающих в городской местности, почти ничем не отличается от остального населения: они живут в обычных квартирах со стандартной мебелью, носят европейский тип одежды, в трудовой деятельности придерживаются общепринятых правил. В городских условиях национальные костюмы аборигенов, например, эвенские кафтаны или корякские кухлянки, можно увидеть только во время проведения этнических праздников. В национальных селах в зимнее время жители еще надевают меховые торбаса, малахаи, рукавицы, потому что эта одежда удобная и теплая. Пастухи - оленеводы зимой часто носят кухлянки, детей одевают в традиционные меховые комбинезоны. Летом в местах длительных стоянок оленеводы возводят и традиционные жилища - эвенские юрты и корякские яранги. И сельские жители-аборигены, и оленеводы хранят различные амулеты в виде камней, бусин, деревянных человечков, мягких куколок, иногда проводят с ними традиционные обряды.  
Аборигены Магаданской области, проживающие в крупных населенных пунктах, взамен этнической культуры, утрачиваемой в повседневной жизни, стремятся к активной её демонстрации в публичных формах. В тесном взаимодействии с региональными органами власти и окружающим населением они организуют Этнические праздники, работу танцевальных ансамблей, различных кружков, выпуск специальной литературы о культуре народов Севера. Большой интерес вызывают эвенские праздники "Хэбденек"-  новый год или встреча нового солнца, "Холиа – праздник Северного сияния", "Бакылдыдяк"- праздник первой рыбы, корякский "Хололо", которые уже стали визитной карточкой нашего города Так же проводятся Кельвей" (чукотский праздник Первого олененка), "Территория Дружбы" - праздник национальных культур народов, проживающих в Магаданской области. Благодаря их проведению сохраняется связь с самобытной культурой коренных народов, а это способствует обогащению духовного мира всех жителей нашего края.

Хэбденек 2014

Перед началом новогоднего веселья эвенские старейшины провели традиционные обряды «задабривания» реки и «кормления» огня. От факелов, каждый из которых представлял одну общину коренных северян, был зажжен общий праздничный костер. Ведущие подробно объяснили значение обрядов, отражающих традиционное мировоззрение эвенов на русском и эвенском языках. На праздничной поляне община из каждого поселения установила свою юрту и щедро угощала гостей ухой и другими национальными блюдами северных народов. Также прошли спортивные состязания по борьбе и перетягиванию палки, в которых наравне со спортсменами приняли участие гости праздника. Меховые игрушки, шитье бисером и другие изделия народных ремесел можно было увидеть на выставке народного творчества «Нёлтэн» (солнце)

Хэбденек (в переводе на русский «веселье») приурочен ко дню летнего солнцестояния. Самый длинный день в году у одновременно считался началом нового года и началом лета. По старинным представлениям эвенов в день летнего солнцестояния открывались ворота между земным и небесным миром, и можно было донести высшим силам свои просьбы и пожелания о благополучном годе, удачной охоте и рыбалке, умножении оленьих стад.

Со временем Хэбденек оказался забыт. Древний праздник возродили в 1998 году. С тех пор он стал любим всеми магаданцами, независимо от национальности. Посмотреть на красочные зажигательные танцы, принять участие в древних обрядах очищения огнем, встать в круг в традиционном эвенском хороводе хэде, загадать желание, повязав ленточку на веревке дэлбургэ, пришли сотни горожан и гостей города. На поляне перед сценой были разбиты стойбища, представляющие колымские районы и поселения, где традиционно проживают коренные малочисленные народы Севера. В этом году участники приехали из всех районов Магаданской области. Отдельное стойбище соорудили студенты Северо-Восточного государственного университета. Гостей праздника потчевали ухой из свежепойманной рыбы, чаем и национальными блюдами.

 

 


Информация о работе Современное положение коренных этносов Магаданской области