Социально-экономическая география и природопользование региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В подготовленном научном издании содержится теоретический материал и практические предложения, рассчитанные как дополнительный источник географических, экологических и краеведческих знаний для проведения курсов повышения квалификации работников образования, организации и проведения факультативов и кружков учителями, самостоятельной и индивидуальной работы студентов при выполнении ими курсовых и дипломных работ.

Файлы: 1 файл

Sotsialno-ekonomicheskaya_geografia.doc

— 9.12 Мб (Скачать файл)

 

4.2. РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ОКРУГА

 

Концепция перехода  Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента  Российской Федерации в 1996 году, определяет устойчивое развитие, как объективное требование времени. При этом  под устойчивым развитием понимается развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, без разрушения природной основы для воспроизводства жизни человека.

Для России большое значение имеет региональный аспект устойчивого развития. В этой связи необходима разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики устойчивого развития.

В настоящее время уровень нарушенности природных ландшафтов в районах нефтегазодобычи на территории автономного округа достиг такой фазы, когда дальнейшее хозяйственное освоение региона без всестороннего учета экологических требований грозит не только снижением количества и качества углеводородного сырья, связанного с колоссальными материальными потерями для его производителей и потребителей, но и перерастанием регионального экологического кризиса в глобальный социально-экономический и политический, поскольку коммуникации, обеспечивающие транспортировку нефти и газа связывают не только территории регионов Российской Федерации, но и территории других государств [1].

Необходим учет местных особенностей региона, в частности:

- формирование хозяйственного  механизма, регулирующего социально-экономическое  развитие, в том числе природопользование  и антропогенное воздействие  на окружающую среду;

- выполнение природоохранных  программ в населенных пунктах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

- осуществление мер по  охране здоровья населения, развитию  социальной инфраструктуры;

-  реконструкцию региональной  промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем;

- развитие системы комплексного  экологического мониторинга, позволяюшего  получать объективную, современную  информацию для прогнозирования  результатов хозяйственно-экономической  деятельности, формирования целей  и приоритетов, определение потребных ресурсов (природных, материальных, финансовых и кадровых).

Большую роль в изучении территории региона, создании и развитии системы экологического мониторинга играют комплексные картографические произведения - атласы.

Изданный (2004-2006 гг.) атлас Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – это фундаментальное комлексное картографическое произведение научно-справочного и прикладного назначения, отражающее все важные особенности: истории и культуры населения, социальной сферы, хозяйства, природы округа, предпосылки и факторы его современного состояния и дальнейшего устойчивого развития [2,3].

Он будет служить средством рационального управления экономикой округа и создания предпосылок для его устойчивого развития, играть роль банка данных, источника разносторонней информации для широкого круга пользователей – жителей округа, специалистов различных областей знаний, преподавателей, студентов и школьников, вузов и школ.

Атлас реализует право граждан округа и России на получение информации о современной демографической, социальной, экономической, экологической и других ситуациях, сложившихся в округе, что способствует формированию гражданского и государственно-ориентированного сознания граждан.

Обеспечивая органы управления округа официальной и общепризнанной научно-систематизированной пространственной информацией об округе, Атлас необходим для развития научных исследований и образования, применения в хозяйственно-практической деятельности, а также распространения знаний об округе.

Концентрация в Атласе многообразной информации об округе в систематизированной, сопоставимой и наглядной формах, послужит важным вкладом в программу устойчивого развития и информатизации округа [4].

 Территориальная система  экологического мониторинга создается в округе в целях наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Она призвана обеспечивать потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и их изменениях. В основу ее положен гидрохимический мониторинг, мониторинг донных отложений, почвенного покрова и атмосферного воздуха.

Порядок организации и ведения локального экологического мониторинга в автономном округе установлен постановлением Правительства округа от 29.07.2003 № 302-П «Об утверждении требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа», разработанными в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ и с учетом перспективы долгосрочной разработки месторождений полезных ископаемых на территории округа. В целях ведения мониторинга донных отложений водных объектов на территории округа разработан и утвержден региональный норматив предельно допустимого уровня (ПДУ) содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях поверхностных водных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (Постановление Правительства ХМАО-Югры от 10.11.2004 г. № 441-п).

Создание системы территориального экологического мониторинга осуществляется в два этапа:

1. Проектирование и организация  информационной основы системы  территориального мониторинга:

- на базе создания  системы локального экологического  мониторинга лицензионных участков  недр (месторождений);

- на базе системы мониторинга  вне лицензионных участков недр;

- на базе создания  системы фонового мониторинга  на особо охраняемые природные территории (ООПТ);

- привлечение базы федеральной  государственной системы мониторинга  окружающей среды (ЦГМС).

2. Организация и проведение  локального экологического мониторинга  лицензионного участка.

Основа - организация инвентаризации источников воздействия на окружающую среду. Результатом инвентаризации основных источников и зон антропогенного воздействия в границах лицензионного участка являются аналитический отчет и карты масштаба 1:50 000, по которым проводится анализ и разрабатывается прогноз состояния окружающей среды.

При проведении экологического мониторинга соблюдаются важнейшие принципы организации наблюдений, утвержденные федеральным законодательством.

В системе экологического мониторинга выполняются ландшафтные, геохимические и в случае необходимости геотермические исследования.

При проведении наземных исследований основное внимание обращается на выполнение наблюдений за природными компонентами природно-технических систем, с целью получения конкретных характеристик состояния атмосферного воздуха, почв, растительности, грунтов, рельефа местности, поверхностных и подземных вод, а также донных отложений.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, площадь которого составляет 534,8 тыс. км2 (площадь Франции 544 тыс. км2.), более 150 тыс. км2 занято лицензионными участками недр и активно подвергается промышленной эксплуатации. По состоянию на 01.07. 2007 года 67 предприятий являются владельцами 303 лицензий на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (рис. 1)

 

Рис. 1. Карта-схема лицензирования территории округа

 

Учитывая сложившуюся экологическую ситуацию, оценка современного состояния Обь-Иртышского бассейна в границах автономного округа является необходимым условием для разработки законодательных документов и природоохранных мероприятий, в связи со значимостью его территории для России, природных гидрографических особенностей и интенсивностью промышленного освоения.

Географическое положение округа между 58 и 66 градусами северной широты обуславливает формирование на его территории, главным образом, среднетаежных природных экосистем.

Биогеоценозы северной и южной тайги встречаются, соответственно, у северных и южных границ округа, на границе с Ямало-Ненецким автономным округом и Тюменской областью. Восстановительный природный потенциал среднетаежных биоценозов не в силах самостоятельно противостоять систематически возрастающей техногенной нагрузке.

Гидрографическая сеть территории округа относится к бассейну Карского моря.

Речную сеть территории округа формируют реки Обь,  Иртыш и 12 их притоков (сев. Сосьва, Конда, Вах, Юган, Казым, Пим, Тромъеган, Аган, Б. Салым, Ляпин, Лямин и Назым), а также множество мелких речек.

Река Обь занимает первое место в России по площади бассейна (2,99 млн. км2) и третье по водоносности, после Енисея и Лены.

Длина Иртыша составляет 4248 км, по протяженности он занимает второе место в России после Лены, площадь бассейна 1,64 млн.кв. км. Река берет начало в КНР, и протекает по территории Казахстана, Омской и Тюменской областей и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Территория  автономного округа имеет мощный водоресурсный потенциал, общее число рек в автономном округе – около 30 тысяч.

Густота речной сети составляет 0,25-0,4 км/км2, заболоченность речных водосборов - до 70 % (бассейн р. Конда), заозеренность – до 25 % (бассейн р. Тромъеган). Рек длиной свыше 100 км насчитывается 177, а более 500 км – 10. Из больших рек, четыре реки имеют длину более 1000 км (Обь, Иртыш, Конда, Большой Юган).

В округе насчитывается около 290 тыс. озер площадью более 1 га. Их общая площадь превышает 30 тыс. км2, что составляет 5,7% площади округа. Основное количество озер сосредоточенно в Среднем Приобье – свыше 200 тыс. (70% от общего количества), в т.ч. в бассейнах Тромъегана и Агана около 90 тыс., Ваха – 36 тыс., Лямина – свыше 30 тыс., Пима – 24 тыс. Много озер также в бассейнах Конды (44 тыс.) и Казыма (17,5 тыс.). Сравнительно мало озер в Березовском и Советском районах.

Территория Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  занимает первое место в мире по наличию болотных ресурсов в границах обособленной территории (38,2 % от общей территории округа). Заболоченность отдельных территорий достигает 70 % (Лямин-Пимский болотистый район), болотные системы местами сплошь покрывают водоразделы (Васюганское болото) [3].

Речные воды Югры имеют ряд гидрохимических особенностей, для них характерна низкая минерализация, малая прозрачность и интенсивное окрашивание, вызванное присутствием в водах озер и рек большого количества органических соединений, марганца и железа.

Природными ландшафтно-геохимическими условиями вызвано, практически повсеместно фиксируемое превышение ПДК по железу и марганцу.

Динамичное и мощное развитие промышленности на территории Югры (первое место в Российской Федерации по объему промышленного производства, производству электроэнергии и добыче нефти) сопровождалось и до настоящего времени связано со значительным потреблением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. 

По итогам 2006 года на территории округа добыто 275,6 млн. т нефти, 29,1 млрд. м3 газа, заготовлено 3769,5 тыс. м3 древесины, выработано более 70 млрд. кВт. час электроэнергии при этом использовано более одного  млрд. м3 воды.

Антропогенная нагрузка на природную среду Югры преимущественно обусловлена активным развитием нефтегазодобывающей промышленности. Это привело к мощной промышленной экспансии, характеризующейся как развитием промышленной инфраструктуры, так и увеличением численности населения (за тридцать лет более 1 млн. человек), урбанизации территории, повышению уровня потребления и эксплуатации природных ресурсов.

На территории автономного округа находится в эксплуатации свыше 70 тысяч добывающих и 26 тысяч нагнетательных скважин, более 85 тыс. погонных км. трубопроводов различного назначения (промысловых, межпромысловых, магистральных), 40 тыс. линий электропередач, более 430 факелов по сжиганию попутного газа – вот неполный перечень основных источников длительного воздействия на природу Обь-Иртышья в границах Югры.

Высокое потребление природных ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре сопряжено с образованием большого количества отходов от 1,5 до 1,8 млн.т. ежегодно. В настоящее время на территории округа находится свыше 5 млн. тонн производственных отходов. В основном, это буровой шлам, содержащий компоненты сырой нефти и различные химические реагенты.

В последние годы, в связи с ростом населения, значительно выросло образование твердых бытовых отходов. Тенденция к накоплению и захоронению отходов на территории автономного округа значительно опережает их переработку.

 В настоящее время  утилизируется не более 10 %  от накопленных  на территории округа объемов отходов.

В округе насчитывается 2377 мест размещения производственных и бытовых отходов, из них только 27 полигонов выполненных в соответствии с проектами, 17 обустроенных и предназначенных для размещения исключительно производственных отходов, главным образом, нефтезагрязненных грунтов и нефтешламов (рис.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социально-экономическая география и природопользование региона