Система органов занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений. Она состоит в том, что от квалифицированности и оперативности специалистов, работающих в системе органов занятости населения, во многом зависят процессы народно-хозяйственного значения. Речь идет о функционировании рынка труда, обеспечении профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также повышении их квалификации. Также мы говорим о воспроизводстве рабочей силы и создании рабочих мест и многих других аспектах, на которые влияет деятельность органов занятости населения. На современном этапе социально-экономического развития российского государства происходят некоторые фундаментальные реформирования, в частности в административной, социальной и бюджетной сферах.

Файлы: 1 файл

Курсовая Миши.docx

— 92.12 Кб (Скачать файл)

Деятельность Роструда осуществляется непосредственно через его территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. 

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обладающими полномочиями в осуществлении государственной политики в сфере содействия занятости населения, являются:

  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая высших должностных лиц – глав субъектов Российской Федерации (президенты, губернаторы и др.);
  • отраслевые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – органы по труду, органы социальной защиты, органы образования, территориальные органы внебюджетных фондов социального страхования (ПФР, ФСС России, фонды ОМС) и др.9.

Непосредственную работу по реализации государственной политики в области занятости населения в субъектах Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости – управления федеральной государ-ственной службы занятости населения по субъектам Российской Федерации (далее – УФСЗН, управление ФСЗН).

Управление ФСЗН в своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституцией Российской Федерации,
  • Федеральными конституционными законами,
  • Федеральными законами,
  • Указами и распоряжениями Президента РФ,
  • Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
  • Нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России,
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости,
  • индивидуальными правовыми актами Службы, а также своим Положением.

Управление ФСЗН осуществляет свою деятельность непосредственно через государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполни-тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные полномочия УФСЗН на территории субъекта  
Российской Федерации: 

  1. Осуществление контрольных функций за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения и прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее. 
  2. Обеспечение регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан. 
  3. Обеспечение и оказание государственных услуг:
  • по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;
  • по информированию о положении на рынке труда;
  • по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • по психологической поддержке, профессиональной подго-товке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;
  • по осуществлению социальных выплат гражданам, признан-ным в установленном порядке безработными;
  • по организации проведения оплачиваемых общественных работ;
  • по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
  • по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
  • по содействию самозанятости населения;
  • по выдаче работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
  • по содействию гражданам в переселении для работы в сельской местности.
  1. Осуществление реализации программ, предусматри-вающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы. 
  1. Осуществление функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возло-женных на него полномочий. 
  2. Организация работы и контроля деятельности центров занятости. 
  3. Формирование и представление в Роструд предложений по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, альтернативной гражданской службе, содержанию УСФЗН и центров занятости. 
  4. Организация приема граждан, обеспечение своевре-менного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в уста-новленные законодательством срок и др.
  5. Структура УФСЗН определяется возложенными на него задачами и основными направлениями деятельности. Например, в его составе могут быть образованы следующие подразделения-отделы:
  • бухгалтерского учета и отчетности;
  • финансовый;
  • профориентации и профобучения;
  • трудоустройства и специальных программ;
  • программ занятости и рынка труда;
  • пособий и стипендий;
  • по информационным технологиям и автоматизации;
  • административно-хозяйственный;
  • по кадровым вопросам10.

 
В ходе своей работы УФСЗН также связан с работой иных органов федеральных министерств и ведомств, расположенных в том или ином субъекте Российской Федерации. 

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает организация деятельности органов занятости населения в районах и городах.

Непосредственную деятельность по содействию занятости населения в районах (городах) осуществляют государственные учреждения службы занятости. На местах они носят разные наименования: центры занятости населения, комитеты или управления занятости населения, отделы или службы занятости населения (далее – центры занятости населения, ЦЗН).  
Основные задачи центров занятости населения:

  • оказание гражданам практической помощи в трудоустройстве, в том числе на основе реализации специальных программ для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и высвобождаемых работников;
  • обеспечение различных видов социальной поддержки граждан в случае безработицы11.

Центры занятости населения строят свою работу на основе комплексных и целевых программ и выполняют следующие основные функции:

  • разработку, на основе анализа и прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, предложений по формированию программ содействия занятости насе-ления на территории субъекта РФ и обеспечение ее реализации;
  • проведение консультаций по вопросам трудоустройства для высвобождаемых работников;
  • учет и регистрацию граждан, обращающихся в центр занятости населения в целях поиска подходящей работы;
  • регистрацию граждан в качестве безработных;
  • проведение профессиональной ориентации безработных граждан и впервые ищущих работу;
  • оказание психологической поддержки для ищущих работу и безработных12.

При этом центры занятости населения являются получателями финансовых средств, выделяемых на эти цели из вышестоящих бюджетов.  
В сфере социальной поддержки безработных граждан и членов их семей центры занятости населения организуют:

  • выплаты пособия по безработице, стипендии и материальной помощи;
  • направление безработных лиц на пенсию, оформляемую досрочно.

Для реализации своих задач и функций центры занятости населения наделены соответствующими правами. 

Основные права центров занятости населения:

  • получать от работодателей данные о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о численности высвобождаемых лиц, принятых и уволенных работников;
  • посещать организации независимо от их форм собственности для ознакомления с состоянием дел по профессиональной подготовке работников.

Как правило, услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются центрами занятости бесплатно. Вместе с тем указанные центры имеют право осуществлять некоторые виды предпринимательской и иной деятельности, связанные с извлечением дохода. Так, они могут оказывать работодателям платные услуги консультационного характера или связанные с профессиональным отбором персонала при найме на работу, организацией обучения. Порядок предоставления платных услуг определяется Правительством Российской Федерации. 

Таким образом, содействие занятости населения осуществляется данными центрами разными способами, которые определяются как организационно-правовые формы. 

В итоге мы можем позволить себе сделать вывод о том, что система органов занятости населения представляет собой четкую организованную структуру, куда входят государственные учреждения на трех уровнях содействия занятости населения: федеральном, региональном и территориальном. Так как непосредственную работу с гражданами по вопросам их трудоустройства осуществляют службы занятости, далее мы рассмотрим более подробно цели и задачи деятельности именно службы занятости.

 

 
 

 

 

 

 

1.3. Цели и задачи деятельности органов занятости населения

 

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель – управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:

  • тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
  • предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
  • государству.

Чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:

  • оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
  • организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
  • предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
  • оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных13.

К традиционным функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах.

К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

На практике службы занятости выполняют лишь часть этих функций – в зависимости от потребностей региона и страны в целом и имеющихся ресурсов. В некоторых странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

Определен статус и направления работы Федеральной государственной службы занятости населения. Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №314.

В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Информация о работе Система органов занятости населения