Сибирские города и городская жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 20:48, реферат

Описание работы

Сибирь — гигантский массив северной Азии в составе России, хранитель стереотипа об этой стране: необъятный край трескучего холода далеко на востоке, где суровые выживают с помощью нефти, спиртного да заварки. Города Сибири – это точки на общественном теле Сибири, которыми оно воспринимает лучи света, идущие с Запада. В городах исключительно сосредоточены все интеллигентные силы этого края.

Файлы: 1 файл

198668 Реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Начиная с Петровских губернских реформ первой четверти XVIII в. статус города присваивался населенному пункту правительственными распоряжениями, которые увязывались с периодичной реорганизацией административно-территориального деления Сибири и Дальнего Востока. С этого же времени неотъемлемым признаком города стало наличие органов городского самоуправления (магистратов, ратуш, позднее городских дум). В ходе административно-территориальных реорганизаций состав и численность городов в регионе постоянно менялись. В 1780-х гг. здесь официально насчитывалось 36 городов, в которых, по данным IV ревизии, проживало около 60 тыс. душ мужского пола (примерно 11 % сибиряков). Население свыше 10 тыс. душ мужского пола имел Тобольск, свыше 5 тыс. — Томск и Иркутск, от 1 до 5 тыс. — 14 Городов. В ряде Городов — Олёкминске, Жиганске, Доронинске, Сретенске, Баргузине — число жителей не превышало 100 душ мужского пола. К середине XIX в. значительная часть городов, сохраняя за собой городской статус, в силу неразвитости торгово-промышленной сферы и малой численности населения превратилась, по сути, в крупные села. В их числе оказались старейшие сибирские города Туринск, Берёзов, Сургут, Нарым, Кузнецк. Понижение административного статуса и изменение направления грузопотоков затормозили развитие Тобольска, Енисейска, Верхотурья, Тары, Илимска, Нерчинска. Города, оказавшиеся на важнейших торговых путях и в промышленных районах, еще и повышавшие свой административный статус, — Омск, Тюмень, Барнаул, Томск, Красноярск, Иркутск, Верхнеудинск, Троицкосавск с Кяхтой, наоборот, быстро развивались В них открывались учебные заведения, библиотеки, театры, рос образовательный уровень населения (в основном купцов и чиновников). В XIX в. эти Города стали культурно-просветительскими центрами. Такое значение сохранял и Тобольск. [4, c. 67].

В начале XX в. возросла роль транспорта и промышленности в жизни города. Мастерские Транссиба разместились в Омске, Красноярске, Чите, крупное депо — в Кургане, Новониколаевске, Ачинске, Иркутске, Верхнеудинске. Вокруг депо и вокзалов росли новые кварталы и целые поселки. Все более тяготела к городам и обрабатывающая промышленность: в городах строились мукомольные, лесопильные, металлообрабатывающие, кирпичные, пивоваренные и другие предприятия. В 1908 в 10 наиболее крупные города Сибири (Тюмень, Курган, Омск, Томск, Новониколаевск, Барнаул, Бийск, Красноярск, Иркутск, Чита) размещалось 224 фабрично-заводских предприятия с суммой производства 37,2 млн руб. и числом рабочих 10,7 тыс. Но не потеряла своего значения и мелкая промышленность. В тех же 10 городах в 1910 находилось 6 163 мелких промышленных заведения с 14 964 рабочими местами. [2, c. 56].

 

3. Городская жизнь жителей Сибири

Глобальные изменения во всех сферах жизни современного общества заставляют по-новому взглянуть на многие явления и процессы, являющиеся неотъемлемыми компонентами и важнейшими составляющими мирового исторического процесса. К таким явлениям, несомненно, относится город. Более того, интерес к нему, по мнению Эрика Хобсбоума, постепенно превращается в основную или по крайней мере наиболее драматическую проблематику социального планирования и руководства в современном обществе [1], поскольку растущие темпы урбанизации во всем мире порождают проблемы, многие из которых уже давно внесены в перечень глобальных. Следовательно, постановка и решение этих проблем уже зависят не от отдельных субъектов мирового сообщества, а от их коллективной воли и требуют сугубо научного подхода к их решению.

Население Сибири составляет около 24 млн чел. Крупнейшие города Сибири - Новосибирск 1 млн 390 тыс., Омск 1 млн 131 тыс., Красноярск 936,4 тыс., Барнаул 597 тыс., Иркутск 575,8 тыс., Новокузнецк 562 тыс. чел., Тюмень 538 тыс. чел. Этнически основная часть населения - русские, однако на данной территории проживает много других этнических групп и народностей, такие как Буряты, Долгане, Ненцы, Коми, Хакасы, Чукчи, Эвенки, Якуты и др.

Народы Сибири сильно различались по языку, хозяйственному укладу и социальному развитию. Юкагиры, чукчи, коряки, ительмены, нивхи, а так же азиатские эскимосы находились на наиболее ранней стадии социальной организации. Большинство народов Сибири находилось на различных ступенях патриархально-родового строя. Это - эвенки, кузнецкие и чулымские татары, котты, качинцы и др. племена Южной Сибири. Пережитки патриархально- родовых отношений сохранились и у многих племен, вступивших на путь классообразования. Это - якуты, предки бурят, дауры, дючеры, ханты-мансийские племена. Только Сибирские татары, разгромленные Ермаком, имели свою государственность. В Сибири недостаточное население, но приток в крупные города продолжается, а на севере Сибири существуют крупные города. Общая численность городского населения 71%. Наиболее урбанизированными являются Кемеровская обл., где число городских жителей достигает 87%, и Ханты-Мансийский АО — 91%. В то же время в Республике Алтай 75% населения — сельски0 жители.

Район различается по плотности населения. Очень высокая плотность населения в Кемеровской обл. — около 32 чел./км2. Минимальная плотность в заполярном Ямало-Ненецком округе — 0,7 чел./км2.

Этнический состав населения Западной Сибири представлен славянскими (в основном, русские), угорскими и самодийскими (ханты, манси, ненцы) и тюркскими (татары, казахи, алтайцы, шорцы) народами. Русское население численно преобладает во всех регионах ЗСЭР. Ненцы, входящие в самодийскую языковую группу уральской семьи, проживают, в основном, в Ямало-Ненецком АО и являются его коренным народом. Ханты и манси, входящие в угорскую группу уральской семьи, живут в Ханты-Мансийском АО. Тюркские народы — казахи и татары живут в степной и лесостепной зонах, а алтайцы и шорцы — в горных районах Алтая и Горной Шории в Кемеровской обл. [3, c. 134-136].

Русское население Западной Сибири, в основном, православное, верующие татары и казахи — мусульмане, алтайцы и шорцы отчасти православные, некоторые придерживаются традиционных языческих верований.

В жизнедеятельности городского населения Сибири в XX и начала ХХI веков  сфера быта и бытовых отношений отграничивается как относящаяся к личной, частной жизни человека — вне производства, политики, профессиональных занятий в учреждениях культуры, например, преподавания или обучения в системе образования. Соответственно пространственно-предметные ориентиры для выделения сферы быта включают в себя жилище человека, предметы домашней обстановки и культурно-бытового пользования, окружающую среду обитания: двор, улицу, а в более широком смысле — коммунально-бытовую и культурную инфраструктуру города. Учреждения культурного и бытового обслуживания (например, столовые, кинотеатры) в случае обращения к ним человека для удовлетворения каких-либо материально-бытовых или культурных потребностей представляют для него также условия быта. Однако сами по себе они относятся к отраслям общественного хозяйства. Деятельность работающих там людей является профессиональным занятием.

Ведущей функцией быта в отличие от производства служит потребление. Однако само потребление выступает только предпосылкой и частью более широкой функции: воспроизводства физических и духовных сил человека, а также его поступательного развития как личности. Такое воспроизводство включает в себя и производство и воспитание новых поколений, т. е. воспроизводство не только одного конкретного человека, но и всего человеческого рода.

Под потреблением обычно понимают удовлетворение материальных потребностей, однако в ткань бытовых отношений и бытовой жизнедеятельности вплетается восприятие культурных, ценностей, поэтому потребление включает также освоение различных компонентов духовной культуры.

Быт представляет собой исторически развивавшуюся сферу жизнедеятельности. На этапе присоединения Сибири к России происходило основание и формирование первых городских поселений, однако уклад повседневной жизни населения в них практически не отличался от традиционного крестьянского образа жизни. Зачатки городского образа жизни формировались прежде всего у представителей высших слоев общества: чиновного дворянства, духовенства, купечества, в жизнедеятельности которых сфера быта постепенно приобретала самостоятельное значение. Формирование быта как отдельной сферы общественной жизни начинается с ростом городов и городского населения. В начале XX в. в составе жителей Сибири горожане составляли менее 1/10 части, но реально людей, ведущих действительно городской образ жизни, было вдвое-втрое меньше, т. к. значительная часть городов представляла собой большие деревни. [5, c. 89].

По мере индустриализации общества и формирования городского образа жизни происходит выделение и развитие сферы проведения досуга. На ранних этапах истории восприятие и потребление ценностей духовной культуры является привилегией высших слоев общества. Но в XX в. формируется массовая культура, к которой приобщаются все слои городского населения. Стремление городского населения Сибири к овладению элементами духовной культуры привело к повышению расходов на удовлетворение культурно-просветительских нужд.

Население России, в том числе ее восточных регионов, заплатило высокую цену за политическое и экономическое преобразования, проведенные в 1990-е гг. Рыночные реформы, сопровождавшиеся значительным спадом производства, привели к прекращению реализации важнейших социальных программ, что отразилось на уровне жизни большинства семей. В начале 1990-х гг. в связи с резким сокращением государственного финансирования социальной сферы жители городов утратили возможности для получения бесплатного благоустроенного жилья. В условиях гиперинфляции и стремительной девальвации доходов населения снизилось потребление товаров и услуг повседневного спроса. Значительно увеличились масштабы преступности, широкое распространение получили наркомания, детская беспризорность и другие социальные аномалии. В то же время сложившиеся материальная основы быта способствовали смягчению негативных последствий «шоковой терапии». В начале XXI в. вновь постепенно начинается повышение качества жизни населения в условиях последовательно развивающейся рыночной экономики. [6, c. 88].

 

Заключение

Сибирь — обширный географический регион в центре Российской Федерации, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока Дальневосточными регионами России, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России (Казахстана, Монголии, Китая).

В современном употреблении под термином Сибирь, как правило, понимается находящаяся в этих географических рубежах территория Российской Федерации, хотя, как историческое понятие, в своих широких границах Сибирь включает в себя и северо-восток Казахстана, и весь Российский Дальний Восток.

Сибирь подразделяется на Западную и Восточную, иногда выделяют Южную Сибирь (в горной части), Северо-Восточную Сибирь и Среднюю Сибирь.

Одним из основных отличий городского быта от жизни людей в традиционно-аграрном обществе является четкое разделение в пространстве и времени производственных и внепроизводственных сфер. Для крестьянской семьи ее дом и двор служат местом и работы, и отдыха, и удовлетворения бытовых потребностей; границы между свободным и рабочим временем не являются четко фиксированными. В индустриальном обществе сфера быта, по существу, выделяется в отдельную область жизни человека. Бытовая жизнедеятельность людей протекает во внепроизводственное время. Часть его может быть занята государственно-организованным обучением или же общественно-политической деятельностью. Но такие занятия не относятся к сфере быта.

Населённых пунктов – городов, посёлков и деревень в российском Зауралье много, а самый большой город - это столица Сибири. [2, c. 56].

 

Список литературы

1. Букин С.С, Исаев В.И. Урбанизация Сибири в XX веке: закономерности и особенности //Хозяйственное освоение Сибири в контексте отечественной и мировой истории: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2005.

2. Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч. II: Сибирь в составе Российской империи. Новосибирск, 2006.

3. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Ч. III: Сибирь: XX век. Новосибирск, 2005.

4. Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А., Тайны прошлого. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999.

5. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч, I: Присоединение к России. Новосибирск, 2004.

6. Миллер Г. Ф. История Сибири. – Т. I. – 2-е изд. – М., 1999.


Информация о работе Сибирские города и городская жизнь