Роль транспорта в экономике России. Показатели работы транспорта. Структура транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 01:59, реферат

Описание работы

Введение
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Транспорт в экономике России. Его роль и структура.
2.Показатели работы транспорта.
3. Проблемы и перспективы развития транспорта России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ГОТОВА КОНТРОЛЬНАЯ РАБ.docx

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Воздушный  транспорт. В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты - 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта. 
Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи с слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является чуть ли не единственным средством сообщения. В общем же о работе транспорта можно судить по его грузообороту, который измеряется в тонно-километрах. Грузооборот – это количество перевозимого груза за определенный период на определенное расстояние.

Показатели работы транспорта

Транспорт России занимает особое место в мировой транспортной системе не только в силу выгодного  территориального местоположения (наибольшая по величине территория самого крупного континентального материка, связывающая  внутренними путями многие государства), но и в силу стабильно функционирующей, сбалансированной транспортной системы, динамично развивающейся в настоящее  время и готовой к интеграции в мировую транспортную систему. Предоставляя свои мощности, материально-техническую  базу и ресурсы для обеспечения  перемещений импортных и транзитных грузо - и пассажиропотоков через территорию страны, транспорт России обслуживает потребности не только внутреннего, но и международного оборота.

На транспорт России приходится около 18 % мирового объема перевозок, что обеспечивает 4…6% валового внутреннего  продукта и около 3,5 % всех налогов  в государственный бюджет. Международные  автомобильные перевозки (МАП) являются одной из важных сфер транспортной отрасли, «добывающей» валюту. Российский AT обслуживает 28 % всех внешнеторговых грузов, поставляя значительную долю в валютные запасы страны. Доля AT России на мировом рынке растет. Начиная  с 2000 г., усиливается конкурентное давление российского AT на европейский рынок. Россия перевозит грузы на автомобилях  в 46 стран мира и пассажиров на международных  автобусах по 360 регулярным маршрутам. Российские автомобили на международных  линиях перевозят около 6 млн. т грузов и 4 млн. пассажиров в год. При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов.

 Российский транспорт обслуживает в основном внутренние потребности страны. Экспорт транспортных услуг составляет 9 - 10 % от общего объема транспортной работы. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к росту - если в 2002 г. экспорт транспортных услуг, по данным отчетных платежных балансов, составлял 3006 млн. долларов, то к 2006 г. он увеличился до 5492 млн. долларов. В 2008 г. тенденция достаточно быстрого роста этого показателя сохраняется - за I квартал экспорт увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Импорт транспортных услуг возрастал в последние годы заметно меньшими темпами - в 2008 г. он вырос до 2862 млн. долларов, по отношению к 2004 г. менее чем на 30%. Таким образом, роль отрасли в обеспечении положительного баланса текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается и есть основания рассчитывать здесь на дальнейшее увеличение значения транспорта.[5, стр. 115]

Из общей выручки от оказания транспортных услуг на долю пассажирского транспорта приходится около 20 - 21 %, грузового - 79 - 80 % (включая экспертную расчетную оценку выручки газопроводного транспорта). Значительная часть услуг пассажирского транспорта направлена на удовлетворение производственных нужд (командировки, перевозки вахтовиков и т.д.). Здесь функции пассажирского транспорта аналогичны функциям производителей других товаров и услуг, используемых в качестве средств производства. В последние годы она составляет 16 - 17 % общей выручки пассажирского транспорта (73 - 74 % выручки приходится на непроизводственное потребление населения и примерно 10% - на экспорт услуг пассажирского транспорта). Таким образом, решающую роль в формировании спроса на услуги пассажирского транспорта играет спрос населения, зависящий от их реальных денежных доходов. В настоящее время расходы на все виды пассажирского транспорта составляют около 5% суммарных денежных расходов населения и этот показатель в последние годы имеет тенденцию к росту.[2, стр.76]

В общей выручке от оказания услуг пассажирского транспорта наиболее высок удельный вес авиационного транспорта - около 35%, на железнодорожный приходится 28%, на автомобильный - 23%, на городской электрический - 11%. Значение водного транспорта в перевозках пассажиров незначительно - в сумме на морской и речной транспорт приходится менее 3% суммарной стоимости пассажирских перевозок.

В отличие от пассажирского  транспорта, конечный спрос населения  почти не оказывает влияния на динамику общего спроса на услуги грузового транспорта - на него приходится менее 2% валовой выручки от осуществления грузовых перевозок. Львиная доля услуг грузового транспорта приходится на три его подотрасли - трубопроводный, железнодорожный и автомобильный (в сумме 87% всей выручки от перевозок, а с учетом погрузочно-разгрузочных работ и экспедиции - 92%). Наибольший удельный вес в совокупной стоимости грузовых перевозок имеют природный газ (около 27%), строительные материалы (16%), другие топливные грузы – нефть (8%), нефтепродукты (6%), уголь (5%). Среди других отраслей наиболее значимы продукция пищевой промышленности (5%), машиностроения (4%), химической и нефтехимической промышленности (4%), продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (4%), черной металлургии (4%). На сельскохозяйственную продукцию приходится менее 3% стоимости грузоперевозок. Таким образом, внутренний спрос на услуги грузового транспорта практически полностью определяется объемами промышленного производства, его отраслевой структурой и размещением производителей и потребителей промышленной продукции. Экспорт услуг грузового транспорта составляет около 9% от суммарного их объема в стоимостном выражении.

Отраслевая структура  главного натурального показателя - грузооборота - существенно отличается от структуры выручки в стоимостном выражении в существенно более высоких показателях удельного веса топливных и лесных грузов вследствие значительной средней дальности транспортировки и более низких тарифов (затрат) в расчете на 1 т/км. Для отдельных видов грузового транспорта значимость разных отраслей промышленности в совокупной стоимости работ сильно дифференцирована. Трубопроводный транспорт на 100% загружен перекачкой топлива (из которых около 75% приходится на природный газ). В выручке железнодорожного транспорта наиболее велик удельный вес нефтепродуктов и угля (по 14%), строительных материалов (13%), продукции черной металлургии (11%), машиностроения (10%), химической и пищевой промышленности (по 7%), лесных грузов (6%). На автомобильном транспорте доминируют строительные материалы (38%), существенна роль продукции пищевой промышленности (8%), лесных грузов (7%), продукции легкой промышленности (6%). Кроме того, на автомобильный транспорт приходится почти весь конечный спрос населения на грузовые перевозки. Речной транспорт более чем наполовину загружен перевозкой строительных грузов (56%), 17% стоимости его услуг дают перевозки топлива (нефти, нефтепродуктов и угля). Загрузку морского транспорта определяют перевозки топлива (32%), черных металлов и металлургического сырья (7%), сельскохозяйственных грузов и продуктов пищевой промышленности (10%). В грузовых перевозках авиационным транспортом доминируют изделия легкой промышленности (44%), продукты питания (25%) и продукция машиностроения (6%). Возможности удовлетворения возрастающего спроса экономики на транспортные услуги в среднесрочной и более отдаленной перспективе будут зависеть как от темпов роста экономики в целом и специфики изменения отраслевой и территориальной структуры производства, так и от способности транспорта своевременно адаптироваться к новым потребностям народного хозяйства, прежде всего в части необходимости осуществления более масштабных межрегиональных перевозок грузов. Наиболее важная, сложная и ответственная задача государственного управления транспортом заключается, прежде всего, в своевременной подготовке пассивной части производственного аппарата отрасли - реконструкции существующих магистралей и строительстве новых.[7]

Проблемы и  перспективы развития транспорта России

 

Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. В настоящее время транспортная система в целом удовлетворяет  спрос на перевозки пассажиров и  грузов. Начиная с 2000г., рост транспортных услуг в среднем в год составляет для грузовых перевозок 3,8%, для пассажирских перевозок 6,7 % при ежегодном экономическом  росте в среднем около 6,1%. При  этом рост транспортных услуг распределен  неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительную региональную неравномерность. Так, в последнее десятилетие происходило ускоренное старение гражданского морского и речного флота, гражданской авиации России, связанное с износом судов, не сопровождающимся адекватным обновлением их парка. Это грозит вытеснением с рынка отечественных перевозчиков, ростом безработицы среди специалистов этих областей.[7]

Без комплексного и системного решения проблем развития транспортной инфраструктуры, невозможно добиться удвоения ВВП, осуществить качественный прорыв в экономике, повысить экономический  потенциал регионов и конкурентоспособность  отечественных производителей, обеспечить достойное качество жизни для  российского населения. В последние  годы в сфере законодательного обеспечения  этой сферы произошли существенные изменения, направленные на повышение  экономической эффективности ее деятельности. В результате реформирования федеральных органов исполнительной власти, осуществленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", произошло слияние трех таких важных федеральных министерств, как Министерство транспорта, Министерство путей сообщения и Министерство связи в одно общее Министерство транспорта и связи России, которое положило начало проведению, одной из самых сложных и ответственных реформ в экономике страны. Главный выигрыш должен быть получен от улучшения взаимодействия на стыках различных видов транспорта, в первую очередь в местах перевалки грузов из вагонов в трюмы судов, на автомобили и т.д.

Главными нормативными документами, доработкой которых в 2004 году занималась, в основном, исполнительная ветвь власти - это "Стратегия развития транспорта в РФ до 2020 г." и федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России". Одобренная Государственным Советом и Правительством Российской Федерации Транспортная стратегия, доработана с учетом послания Президента, концепции реформирования бюджетного процесса и проведенной административной реформы. Это основополагающие программные документы, определяющие приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу. В соответствии с этим в новой редакции Транспортной стратегии определены долгосрочные приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, реализации принципов государственно-частного партнерства, а также основные цели и целевые показатели развития транспортного комплекса на период до 2020 года. В свою очередь, положения Транспортной стратегии должны стать основой для разработки и корректировки, федерального законодательства, федеральных целевых программ, как на самом транспорте, так и в смежных с ним отраслях экономики.

Одним из важных направлений  деятельности по реализации Транспортной стратегии России является выстраивание качественно нового формата сотрудничества между государством и бизнесом, основанного  на прозрачности и открытости отношений, балансе общественных и коммерческих интересов. Совершенствование механизмов финансирования проектов в области  развития транспортной инфраструктуры предполагает повышение эффективности  использования бюджетных средств  и развитие практики привлечения  средств частных инвесторов. Основным инструментом соединения частных и  государственных ресурсов при реализации инфраструктурных проектов является институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Основной сферой применения схемы ГЧП в России может стать строительство платных автомобильных дорог, развитие городского пассажирского транспорта, строительство морских терминальных комплексов, реконструкция аэропортовых комплексов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений.

Правительством Российской Федерации принято также постановление  о создании ОАО "РЖД", крупнейшей транспортной компании, приступившей к хозяйственной деятельности с 1 октября 2003 г. Сегодня реформа железнодорожного транспорта признана одной из самых  успешно развивающихся реформ в  экономической сфере. В результате реализации программы структурной  реформы железнодорожного транспорта обеспечен прорыв в области пассажирских перевозок, - после многолетнего спада  пассажирооборот в 2004 г. возрос на 3,7%. Уже в первый год работы компании улучшено качество грузовых перевозок: скорость доставки грузов возросла на 6%, доля отправок грузов, доставляемых точно в срок, превышает 90%.[7]

Известно, что новая дорога увеличивает стоимость земель и  имущества, генерирует мощные потоки потребительского спроса, формирует условия для  развития высокодоходных видов бизнеса. Однако сейчас у нас сложилась ситуация, когда дорогу строят одни, а все эффекты от ее создания получают другие. В этой связи целесообразно подготовить пакет поправок к налоговому и земельному кодексу, предусматривающих создание дифференцированного механизма взимания платы за земельные участки в зависимости от близости пролегания автомобильных дорог, их категории, качества, наличия придорожной инфраструктуры. Создание дополнительной базы налоговых поступлений могло бы стать основой для высвобождения значительных объемов бюджетных ресурсов и целевого использования этих средств для финансирования развития дорожной отрасли.

Огромную проблему для  развития транспортной инфраструктуры представляет неурегулированность  земельных отношений, прежде всего - это касается механизма резервирования и изъятия земель. Для установления единого порядка резервирования земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том  числе новых автомобильных дорог, необходима разработка специального федерального закона о резервировании земель в  целях строительства и реконструкции  объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта в РФ, а также закона о порядке  перевода земель из одной категории  в другую.

Одной из главных задач  транспортного комплекса России является создание безопасных условий и повышение качества жизни. В этой связи особенно актуальной является разработка Концепции транспортной безопасности и соответствующих предложений в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы. Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь, должна базироваться на специализированной правовой базе. Поэтому требуется скорейшее принятие проекта федерального закона "О транспортной безопасности", а также соответствующих поправок в законопроектах "О борьбе с терроризмом", "О безопасности" и других законодательных актах. Необходимо также разработать эффективные правовые механизмы взаимодействия подразделений транспортной безопасности с правоохранительными органами, ведомственной охраной и другими субъектами этой деятельности.

Информация о работе Роль транспорта в экономике России. Показатели работы транспорта. Структура транспорта