Решение демографической проблемы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Проблемы миграционной политики государства, рынка труда и безработицы являются составной частью социально-экономической сферы, объединяющей обширную область экономической теории, макроэкономики, вопросов предпринимательства.
Важность и значимость демографических проблем в наши дни признана всеми государствами, осознавшими опасность быстрого роста мирового населения, особенно в развивающихся странах, и в тоже время депопуляцией в развитых странах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1.Демография-главная национальная проблема России………………...6
Сущность демографической проблемы в России………………………..…6
Причины демографических проблем в России……………...…………….14
Глава 2. Решение демографической проблемы в России……………………..23
2.1. Меры социальной политики по решению демографического положения в России…………………………………………………………………………….23
2.2. Пути выходы из «демографической ямы»……………………………...…28
Заключение………………………………………….………….………………...32
Библиографический список………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.64 Кб (Скачать файл)

Многие зарубежные СМИ приводят в качестве причины демографического кризиса «репрессивный режим» в стране, но это выглядит откровенно антироссийскими высказываниями и отсутствием чёткого представления о жизни в стране у зарубежных журналистов, бывающих в России раз в 5 лет или не бывающих вообще.

Все эти причины можно смело признавать надуманными и влияние их на естественную убыль населения крайне мало, им можно пренебречь.

Основной причиной нежелания именно молодых родителей обзаводиться ребёнком можно считать, всё-таки, отсутствие жилья. Очень мало кто решится жить с женой, маленьким ребёнком, родителями мужа-жены в их квартире, пусть даже и трёхкомнатной панельной многоэтажке. Говорить о создании полноценной семьи на съёмной квартире даже как-то совесть не позволяет. Вместо полноценной помощи в покупке полноценной жилплощади существует всё та же система дополнительных выплат, и даже беспрецедентный вариант с выплатой материнского капитала. Ну не хватит этого для покупки квартиры.

Многочисленные программы «Молодая семья», ипотечное кредитование сроком на 25 лет не могут простимулировать  молодых супругов на покупку квартиры и последующие рождение ребёнка в краткосрочной перспективе. Ведь квартира в кредит - это не твоя квартира, она в залоге у банка. А у молодого отца постоянная боязнь того, что с работой может случиться что-то не так и вся его «Молодая семья» окажется на улице. Стресс? Точно, стресс. И любимый метод его снятия в России: распитие крепких и не очень спиртных напитков. А это положительным образом на здоровье, как отца, так и матери не может сказаться.

Другой немаловажный аспект оценки демографической ситуации - это приток населения извне, миграция. Увеличение этого потока может привести к тому, что визуально возможен даже прирост населения. Но вот говорить о сохранении национального состава такого населения уже не приходится.  
Глава 2. Решения демографической проблемы в России.

 

2.1. Меры социальной политики  по решению демографического  положения  в России.

 

 Безусловно, демографическая  проблема в стране влияет на  социальную политику в России.

Но в России не существует какой-либо одной меры социальной политики для решения демографической проблемы. Обеспечить рост численности нации можно только в комплексе, поднимая и экономику, и социальную сферу, а также качественно развивая инфраструктуру в стране.

Социальная политика - одно из направлений деятельности государства по регулированию социально - экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова.

В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения.

Определенный вклад в повышение рождаемости могут внести и меры, направленные на улучшение репродуктивного здоровья. Доля бесплодных браков составляет в настоящее время, по оценкам специалистов, 15-20% (в прошлом году около 7 млн. супружеских пар обратилось в соответствующие медицинские учреждения по поводу бесплодия). Если бы удалось вылечить эти бесплодные пары, то это дало бы прибавку в числе родившихся при прочих равных условиях на эту же (15-20%) величину примерно за три года (при сроке лечения от бесплодия 3 года), или примерно по 5-6% в год.

Меры, направленные на формирование ценности семьи с несколькими детьми, повышение престижа материнства и отцовства, укрепление семьи, вряд ли могут быстро принести ощутимый результат. Однако без них совершенно невозможно повышение рождаемости в перспективе (после 2025 г.) до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения.

Основными направлениями социальной политики в сфере повышения рождаемости и укрепления семьи являются:

    • социально-экономическая поддержка семей с детьми, стимулирование рождения 2-х и 3-х детей;
    • улучшение репродуктивного здоровья;
    • формирование ценности семьи с несколькими детьми, повышение престижа материнства и отцовства, укрепление семьи.

Социально-экономическая поддержка семей с детьми включает в себя комплекс минимальных социальных гарантий, обеспечивающих реальную систему мер поддержки семьи при рождении и воспитании детей и дополнительные меры, призванные стимулировать рождение 2-ых и 3-их детей. Последнее проявляется в большем размере пособий и более значимых льготах для двух-трехдетных семей, тогда как для однодетных целесообразно ограничиться минимальными социальными гарантиями, включающими в себя: единовременное пособие при рождении ребенка и при поступлении его в школу, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, налоговые льготы, оплату отпуска по беременности и родам, пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие на ребенка, право более раннего выхода на пенсию женщин, родивших и воспитавших одного или нескольких детей (их целесообразно включить в единый Закон "О государственных гарантиях поддержки семей с детьми"). Особое значение имеет помощь молодым семьям в улучшении жилищных условий. [1, 15 с.]

Необходимо активизировать политику, направленную на сохранение репродуктивного здоровья и противодействие абортам. Важной составной частью этого направления демографической политики является предупреждение бесплодия и его лечение, развитие репродуктивных технологий, позволяющих бесплодным супругам реализовать свою репродуктивную функцию. Актуально также приведения законодательства по абортам в соответствие с нормативными актами цивилизованных стран (невозможность госфинансирования прерывания беременности, право врача на отказ от аборта, ответственность за массовую рекламу абортов, за искусственное прерывание беременности против воли женщины, за принуждение женщин к аборту без медицинских противопоказаний и вообще за инициативу врача в этом вопросе, за предоставление женщине материалов для самостоятельного проведения аборта, обязательные психологические консультации перед абортом с установкой на сохранение плода и т.п.)

Важное место в политике, направленной на повышение рождаемости и укрепление семьи, должна занимать подготовка детей и подростков к семейной жизни. Она должна быть направлена как на формирование духовно-нравственных ценностей, ценности семьи, идеала стабильного официально зарегистрированного брака с несколькими детьми, здорового образа жизни, так и на привитие навыков межличностного общения (в т.ч. будущего супружеского), выработку норм поведения в различных ситуациях добрачной и семейной жизни, предупреждение раннего начала половой жизни, обучение различным видам домашнего труда.

Приступая к разработке политики по снижению смертности, Россия может опираться на обширный опыт стран, добившихся в этом отношении существенных результатов. В основе стратегии, приведшей к значительному сокращению смертности в развитых странах мира во второй половине ХХ в., лежал новый подход к охране здоровья населения, далеко выходящий за рамка традиционного здравоохранения. Упор был сделан на четыре области, признанные приоритетными: формирование образа жизни, способствующего здоровью; создание благоприятствующих здоровью физических, экономических, социальных и культурных «средовых» условий; переориентация системы здравоохранения на вопросы укрепления здоровья и профилактики болезней; обеспечение политической и управленческой поддержки необходимым изменениям.

Основными направлениями социальной политики в сфере снижения смертности являются:

  • сокращения разрыва в продолжительности жизни населения страны с государствами, обладающими аналогичным социально-экономическим потенциалом;
  • снижение масштабов свехсмертности от предотвратимых причин преимущественно в трудоспособных возрастах, что обеспечивает наиболее экономически эффективный путь роста продолжительности жизни населения, его трудового, репродуктивного и в целом - жизненного потенциала;
  • уменьшения различий в смертности разнородных по уровню доходов, образования, профессии социальных групп с тем, чтобы обеспечить устойчивое сокращение потерь продолжительности жизни населения в целом.

Внешняя миграция является для России одним из основных компонентов, способных в краткосрочной перспективе компенсировать сокращение численности населения. Для поддержания численности населения на уровне 143-144 млн., необходимо чтобы в течение 2010-2025 гг. среднегодовые величины миграционного прироста населения на постоянное место жительства составляли 490 тыс. человек. Основной миграционный резерв России - русские и российские народы, проживающие в странах СНГ и Балтии. Их численность по минимальным оценкам составляет около 20 млн. человек, но может существенно увеличиться из-за смены этнической идентичности, если миграционная политика России станет либеральной отношении соотечественников. [11, 672 с.]

В настоящее время России необходимо безотлагательное увеличение притока иммигрантов из стран нового зарубежья на постоянное место жительство для замещения естественной убыли населения и привлечение трудовых мигрантов из различных стран в объемах необходимых для удовлетворения потребностей рынка труда. Политика привлечения мигрантов из-за рубежа позволяла достаточно быстро привлечь население и решить экономические и геополитические проблемы многим экономически развитым странам мира (США, Канаде, Австралии, Японии, государствам Западной Европы и Юго-Восточной Азии).

В том случае, если будут осуществлены достаточно сильные меры, направленные на сокращение смертности, повышение рождаемости и увеличения миграционного прироста, Россия сможет избежать демографической катастрофы.

Предлагаемые меры должны быть сильными, а потому затратными. Эффективная социальная политика по решению демографической проблемы не может быть дешевой. Её проведение потребует значительных финансовых ресурсов (жилищные льготы, единовременные пособия, выплата женщинам потерь доходов в связи с рождением ребенка в течение ряда месяцев, обустройство мигрантов и др.).

В ходе жарких дискуссий о том, какой должна быть демографическая (или семейная) политика, нельзя забывать простой истины: средства на проведение такой политики не заданы изначально, общество "согласится" выделить их, лишь в случае создания достаточно влиятельной коалиции, способной доказать высокий уровень приоритетности демографических проблем. Поиск конструктивной основы и механизмов создания такой коалиции является сегодня весьма актуальной задачей. [5, 205 с.]

 

2.2. Пути выхода из «демографической  ямы»

Первое. Поскольку ухудшение состояния здоровья - одна из главных причин сверхсмертности россиян всех возрастов, нужна качественная модернизация всей системы здравоохранения в стране.

И начинать здесь необходимо с остановки проводимой реформы медицины и смены ее направления на 180 градусов. Идущая с 1997 года реформа положительного результата, по сути, не дала. Напротив, за это время многие показатели только ухудшились. Например, общая заболеваемость возросла на 16%.

Второе. Это незамедлительное решение жилищной проблемы в масштабах всей страны. Нельзя не замечать, что отсутствие нормального жилья напрямую тормозит рождаемость, особенно среди молодежи.

В стране должна быть создана эффективная система ипотеки, доступной для всех желающих приобрести свое жилье. Ее условия должны быть понятными людям и выгодными для них.

Третье. Это изменение системы распределения доходов всех граждан России. Главная задача - это значительный рост доходов каждой российской семьи. Фактически стране нужна новая социальная политика. Ведь бедность и нищета остаются злейшими врагами основной массы российских семей. А если матери не на что кормить одного ребенка, то будет ли она задумываться о том, чтобы завести второго, не говоря уже о третьем?

В стране имеются все необходимые ресурсы и возможности для решения этой проблемы.

Ведь очевидно, что те же мизерные пособия по рождению ребенка и уходу за ним практически никак не компенсируют реальных затрат родителей. Пример маленькой Исландии, где правительство платит абсолютно фантастические для нас 25 тысяч евро за первого ребенка, 50 - за второго и 75 - за третьего. А в результате эта страна прочно удерживает лидерство по уровню рождаемости в Европе.

Четвертое. Это смена курса государственной экономической политики, препятствующей нормальному развитию нации.

Пятое. Нужно возродить в стране традиции здорового образа жизни. Ведь сегодня повсеместно наблюдается абсолютно обратная ситуация.

Массовыми явлениями стали пьянство и алкоголизм, особенно на селе. В России курят две трети мужчин и более трети женщин. Угрожающе нарастает количество курящих детей, в старших классах школы систематически курят более 20% подростков. По различным данным, более 4 миллионов жителей России пробовали наркотики, а 2,5 миллиона употребляют их постоянно, из них 76% - молодежь до 30 лет.

Шестое. Необходимо подавить преступность, восстановить нравственные устои общества и в первую очередь - ценность человеческой жизни.

Ведь сегодня у нас сложилась почти всеобщая безответственность и государства, и самих граждан за свою жизнь и жизнь тех, кто рядом.

Так, самоубийств у нас совершается больше, чем даже умышленных убийств. Уровень суицидов в нашей стране более чем в два раза превышает среднемировые показатели.

В стране продолжается настоящий беспредел на дорогах. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет число граждан, равное населению небольшого города.

Остаются крайне высокими гибель и травматизм людей на производстве, а также в быту.

Крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние общества оказывает неспособность государства подавить терроризм и организованную преступность, насаждение через средства массовой коммуникации культа силы и насилия.

Информация о работе Решение демографической проблемы в России