Региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:00, реферат

Описание работы

В настоящее время на приграничных территориях Российской Федерации образовался целый комплекс взаимосвязанных и зачастую трудно разрешимых проблем. Наиболее серьезные из них - исторически сложившийся невысокий уровень развития большинства территорий, прилегающих к государственной границе.
Общая протяженность государственных границ России равняется 60933 км, в том числе 38807 км морских. Среди 83 субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. Причем у 21 межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского периода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом СССР. У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ.

Содержание работы

§ 1 Общие сведения о приграничных регионах Российской Федерации
§2. Приграничное сотрудничество с экономически более развитыми европейскими странами
§3. Приграничное сотрудничество с Украиной, Белоруссией, Казахстаном
§4. Приграничное сотрудничество с Грузией и Азербайджаном
§5. Приграничное сотрудничество с Монголией, Китаем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат лена.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ:

  • Эксклавное положение Калининградской области
  • Необходимость обеспечения надежных транзитных коммуникаций
  • Демаркация границ, решение таможенных и этнических проблем.
  • Одной из них является отсутствие полноценного федерального законодательства в сфере приграничного сотрудничества.

      Работы по подготовке и принятию закона «О приграничном сотрудничестве» идут медленно. Сейчас недостаточность полномочий у органов местной власти не позволяет им полноправно организовывать и развивать приграничные отношения, что замораживает решение многих социально-экономических проблем периферийных (приграничных) регионов России. В итоге, несмотря на успешный опыт приграничного сотрудничества в ряде регионов Северо-запада России, особенно в Карелии, уровень приграничных отношений как в качественном, так и количественном масштабе в нашей стране остается еще очень низким по сравнению с Евросоюзом.

     Эта проблема во многом обусловлена и низкой активностью государства в развитии таких отношений, недостаточным финансированием и слабой подготовленностью на местном уровне.

     Недостаточно  четко разграничены полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов  власти, отсутствует механизм финансирования приграничных программ сотрудничества.

     В то же время потенциал развития у  регионов северо-запада России для  выстраивания взаимовыгодных и долгосрочных отношений с европейскими соседями весьма велик. Следует отметить, что экономическая интеграция с ЕС должна осуществляться не только в традиционных отраслях промышленности, но и интенсифицироваться в условиях нарастающей мировой конкуренции, то есть активно переходить на инновационные платформы сотрудничества.

      Совместная  заинтересованность и готовность всех уровней власти и общества в России расширять и улучшать приграничные отношения с регионами Евросоюза позволит качественно изменить вектор социально-экономического развития приграничных российских территорий.

 

§3. Приграничное сотрудничество

  с Украиной, Белоруссией, Казахстаном

     Сотрудничество на украинском приграничье реализуется многими программами и проектами, к примеру, два из них – Это Еврорегион «Донбасс» и проект «Черное море»:

     Создание  на территории Ростовской и Луганской областей Еврорегиона «Донбасс» это новое направление сотрудничества между пограничными областями России и Украины.

     Больше половины пограничной территории с Российской Федерацией проходят Луганской и Ростовской областями. Поэтому исторически и географически так сложилось, что активное сотрудничество между областями было всегда. Законодательно его оформили только в 1999 году, подписав Соглашение о сотрудничестве между Луганской и Ростовской областями. Но спустя почти десять лет стало очевидно, что координировать проведение совместных проектов и мероприятий на прежнем уровне уже невозможно. Для почти двухсот луганско-ростовских проектов в год нужен определенный орган, который бы занимался только этим сотрудничеством.

     На  сегодняшний день другими еврорегионами разрабатывается проект «Черное море», и мы прорабатываем вопрос как в него войдут Луганская и Ростовская области. Этот проект будет направлен на становление молодежного бизнеса, на обучение молодых предпринимателей, прохождение ими практики в Евросоюзе.

     Нашими  разработками в первую очередь станет защита вод бассейнов рек Северский  Донец и Деркул. Проблема сильного загрязнения этих рек не нова. Промышленные предприятия нашей области в  огромных количествах сбрасывают в  них свои сточные воды. А поскольку наши реки связаны с рекой Дон, получается, что мы загрязняем Ростовскую область. Поэтому нам надо создавать общую программу и искать деньги на ее осуществление. Экология – это одно из направлений, по которому Европейский союз выдает техническую помощь. У нас сегодня появляется возможность обратится к нему за помощью для создания очистных сооружений на реках. 
ПРОБЛЕМА:

На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается  преимущественно по инициативе Украины.

Белорусское приграничье хотя и является "спокойным" в политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических связей на микроуровне приграничья. На Смоленскую, Брянскую, Псковскую области приходится 4,72% общего товарооборота российских регионов и Беларуси. Контакты и связи между хозяйствующими субъектами упомянутых трех российских областей, с одной стороны, и Витебской, Могилевской и Гомельской областей, с другой, осуществляются на различных уровнях: это визиты официальных делегаций приграничных регионов, делегаций деловых кругов, которые завершаются принятием конкретных решений по расширению торгово-экономических связей. К примеру, Брянскую область связывают с Беларусью 12 соглашений о сотрудничестве.

       Среди проблем, которые  чаще всего обсуждались  во время визитов  делегаций, были:

  • необходимость    введения    единых    тарифов    на    железнодорожные перевозки российско-белорусских грузов;
  • цены на энергоресурсы;
  • состояние взаиморасчетов;
  • создание совместных предприятий и производств.

     Особые, наиболее тесные интеграционные связи, существующие между Россией и  Беларусью, как составляющих Союзного государства, нашли отражение в  подписанном межправительственном Соглашении о создании равных условий  субъектам хозяйствования в области ценовой политики от 12 апреля 2002 г., в соответствии с которым с 1 июля 2008 г., при перевозках экспортно-импортных грузов в железнодорожном сообщении в железнодорожном сообщении между Россией и Беларусью, применяются более низкие тарифы внутрироссийского Прейскуранта 310-01.

     Однако, несмотря на положительное влияние подписанного Соглашения на расширение приграничной торговли и другие достигнутые результаты, многие резервы расширения взаимного товарооборота остаются неиспользованными. Мешают, в первую очередь, различия в национальном законодательстве. В регионах не до конца отработан механизм координации экономических связей, не налажен контроль за выполнением действующих договоренностей. Имеющаяся договорная база сотрудничества, внушительная по количеству подписанных документов, во многом несовершенна.

     Вместе  с тем,  процесс расширения  и углубления  российско-белорусских приграничных связей носит объективный характер и является одной из оставляющих интеграционного процесса двух государств.

 Казахстанское приграничье демонстрирует возможности рационального и прагматичного сотрудничества. Началом правового регулирования приграничных взаимоотношений наших стран стало подписание Соглашения о сотрудничестве приграничных областей Республики Казахстан и Российской Федерации от 26 января 1995 года.

     В дальнейшем  наиболее приоритетные аспекты приграничного сотрудничества нашли отражение в таких важнейших документах, как Программы приграничного сотрудничества на 1999 - 2007, 2008 - 2011 годы, Договор между РК и РФ о казахстанско-российской государственной границе от 18 января 2005 года, Программа сотрудничества России и Казахстана в гуманитарной сфере, Протокол об основных направлениях сотрудничества таможенных служб двух стран на 2008 год и т.д.

     Немаловажным  фактором двустороннего партнерства  является самая протяженная в  мире сухопутная общая граница, которая составляет 7,5 тысячи километров. Причем семь областей Казахстана непосредственно граничат с 12-ю субъектами соседнего государства. На приграничные регионы обеих стран приходится порядка 40% двустороннего товарооборота. В самой приграничной зоне действуют более 340 совместных предприятий. Кроме того, на межрегиональные связи приходится 70% объема казахстанско-российской торговли, к тому же 76 российских регионов, начиная от Москвы и заканчивая Татарстаном, поддерживают торгово-экономические отношения с нашей страной на постоянной основе.

     Подобное  сотрудничество непременно отражается на состоянии и развитии всего  спектра торгово-экономических связей. На сегодня Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана. Напомним, что Главами наших государств были определены приоритетные направления двустороннего сотрудничества: топливно-энергетический комплекс, ядерная энергетика, агроиндустрия, транспортная промышленность, космические исследования.

       Доля двустороннего торгового оборота составляет более 18% от общего объема внешней торговли РК. По данным МИД РК, по итогам 2008 года товарооборот составил 19,9 млрд. долларов США, увеличение по сравнению с 2007 годом на 22%.

     Особое  значение экономическим связям двух стран придает тот факт, что между приграничными областями действуют более 3100 совместных предприятий, среди которых такие крупные: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ и Костанайского дизельного завода. Кроме того, между регионами заключено 69 прямых договоров.

       Как известно, первый Форум приграничных  областей Казахстана и России  состоялся 17 мая 2003 года в Омске.  В ходе первой встречи были  сформулированы установочные задачи, направленные на устранение препятствий,  снижающих объемы товарооборота между нашими странами, принятие решений, которые облегчили бы возможность общения граждан обоих государств, живущих в приграничной полосе.

     Последующие форумы, которые прошли в Челябинске (17 мая 2005 года), Уральске (3 октября 2006 г.), Новосибирске (4 октября 2007 г.) также подтвердили эффективность таких встреч.

     Последняя, пятая встреча приграничных регионов Казахстана и России с участием президентов  Нурсултана Назарбаева и Дмитрия  Медведева, которая состоялась 22 сентября 2008 года в Актобе, занимает особое место в истории наших отношений. Напомним, что Главами государств было принято решение о преобразовании формата встречи в Форум межрегионального сотрудничества.

     Отрадно отметить, что данная встреча проходила  в год десятилетия подписания казахстанско-российской Декларации о вечной дружбе и союзничестве. «Этот документ стал долгосрочной основой двусторонних отношений между нашими странами», - сказал Президент Казахстана.

       «Стабильность и предсказуемость  - два принципа, на которых основано  в целом наше взаимодействие с Казахстаном», - отметил в свою очередь Глава России.

     Актуальной  сферой взаимодействия по-прежнему являются вопросы охраны окружающей среды. «Важной  задачей развития сотрудничества в  этом направлении представляется реализация совместных проектов в области «зеленой энергии». Такие задачи во всём мире сегодня стоят в передовом ряду приоритетных вопросов технологического развития. То, что у нас есть нефть, газ, уголь, - это не должно ни в коем случае нас останавливать в этом плане. За счёт таких технологий идёт вообще технологический прорыв экономики любой страны», - подчеркнул Н. Назарбаев на совместной пресс-конференции в ходе последнего форума в Актобе.

       Приграничное сотрудничество должно  способствовать укреплению взаимодействия  правоохранительных органов Казахстана и России в противодействии традиционным и нетрадиционным угрозам и вызовам. Получают дальнейшее развитие культурно-гуманитарные связи. Так, в октябре 2007 года была подписана Межправительственная программа по сотрудничеству в гуманитарной сфере на 2007-2010 годы, направленная на реализацию конкретных мероприятий в сфере образования, гуманитарных наук, культуры, СМИ, туризма и спорта, здравоохранения, деятельности молодежных организаций и т.д.

   В 2009-2010гг. межрегиональное сотрудничество и торгово-экономическое взаимодействие России и Казахстана в следующих областях:

  • в космической области;
  • в энергетике;
  • в атомной сфере;
  • военно-техническое сотрудничество;
  • взаимодействие в ОДКБ, ШОС
  • Таможенный союз и создание Единого экономического пространства.

Данные  вопросы обсуждались на VII Форум  межрегионального сотрудничества Казахстана и России с участием глав двух государств Нурсултана Назарбаева и Дмитрия  Медведева.

 

§4. Приграничное сотрудничество с

Грузией и Азербайджаном.

     Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается резкое сужение контактных функций границ, формируется граничный рубеж по периметру внутренней границы Чечни. В условиях экономического распада и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный характер.

Информация о работе Региональная экономика