Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Северо-Кавказского федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) — федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа Указом Президента России от 19 января 2010 года. Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа.
Площадь территории округа составляет 172,4 тысяч кв. км., то есть около одного процента от площади территории Российской Федерации.

Содержание работы

Географическое положение, состав округа,
население и природно-ресурсный потенциал…………………………………..3


Стратегия развития СКФО……………………………………………………….8

Структура управления в СКФО на примере республики Дагестан…………....9

Проблемы СКФО и пути их решения…………………………………………..10

Файлы: 1 файл

Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Северо-Кавказского федерального округа.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, уже на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами. Однако средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени - на стимулирование развития реального сектора экономики.

Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения. При этом в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

 

3. Структура управления  в СКФО на примере республики Дагестан

 

Республика Дагестан - это единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана.

Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. 
  Президент Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную власть Республики Дагестан. 
Президент Республики Дагестан наделяется полномочиями Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом и Конституцией Республики Дагестан, сроком на пять лет.

Народное Собрание - парламент Республики Дагестан - является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Дагестан. Народное Собрание Республики Дагестан состоит из 72 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан. Правительство Республики Дагестан формируется Президентом Республики Дагестан в составе Председателя Правительства Республики Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан и министров Республики Дагестан.

В Республике Дагестан осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Судебная власть сформирована из Конституционного суда Республики Дагестан, Верховного суда Республики Дагестан Арбитражного суда Республики Дагестан. Уголовное судопроизводство осуществляют районные суды и мировые судьи.

 

4. Проблемы СКФО и пути их решения

 

Одной из важных проблем в Северо-Кавказском федеральном округе является миграция, в том числе вынужденная. Горячие точки, военные конфликты в ближнем зарубежье, сложные межэтнические отношения, с одной стороны, и благоприятные климатические условия, с другой стороны, сделали эту территорию перекрестком миграционных потоков.

Управление миграционными процессами в Северо-Кавказском федеральном округе требует активного участия федерального центра в части разработки и реализации обширной программы, предусматривающей комплекс административных, социальных, экономических и культурных мер по количественной и пространственной регуляции миграционных потоков, а также по обеспечению процесса взаимной адаптации мигрантов и принимающих их территорий. Для решения проблемы избытка трудовых ресурсов Северо-Кавказского федерального округа ежегодные размеры трудовой миграции должны составлять 30 - 40 тыс. человек. В приеме мигрантов требуется задействовать десятки регионов Российской Федерации.

Более одной трети общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа составляет молодежь. Поэтому в Северо-Кавказском федеральном округе в целом и в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в его состав, в частности должна проводиться грамотная и эффективная молодежная политика по следующим направлениям деятельности:

Для осуществления указанных направлений деятельности необходимы организация мониторинга основных аспектов жизни местной молодежи и разработка стратегии молодежной политики в Северо-Кавказском федеральном округе. Серьезной проблемой Северо-Кавказского федерального округа является низкий уровень развития системы здравоохранения.

Во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа отмечается нехватка больниц и поликлинических учреждений, а также врачей и среднего медицинского персонала. Наиболее востребованными видами медицинской помощи являются онкология, сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия и офтальмология. Потребность в высокотехнологичной медицинской помощи по указанным видам полностью соответствует структуре заболеваемости и объемам оказания медицинской помощи в целом по Российской Федерации.

В 2009 году начал функционировать Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который является современным хорошо оснащенным медицинским учреждением. Необходимо отметить, что центр еще не полностью вышел на запланированные проектные мощности. Повышение активности по направлению пациентов в центр в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, может значительно повысить доступность многопрофильной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи жителям этого округа.

Особого внимания заслуживает проблема повышения уровня профессиональной подготовки педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Среди наиболее актуальных проблем средних общеобразовательных школ выделяется острая нехватка педагогических кадров и устаревшая материально-техническая база. Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях в Северо-Кавказском федеральном округе, как и в целом по Российской Федерации, сокращается.

Важной задачей является также качественная подготовка специалистов, необходимых для обеспечения потенциального экономического роста. Проблемы с квалификацией кадров существуют практически во всех отраслях экономики (туризм, санаторно-курортная сфера, государственное управление, пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительство, здравоохранение и др.), что требует от системы не только усовершенствования программ подготовки, но и переподготовки кадров с учетом требований развивающейся экономики и современных стандартов.

Основной социальной проблемой, присущей всем субъектам Российской Федерации, входящим в Северо-Кавказский федеральный округ в равной степени, является низкий уровень обеспеченности жильем. Несмотря на низкие значения показателя обеспеченности жильем, доля ветхого и аварийного жилья в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в основном ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Лишь в Республике Дагестан и Республике Ингушетия доля ветхого и аварийного жилья крайне высока - 20,6 процента и 20,4 процента соответственно. Не менее остро стоит проблема кадрового обеспечения. Только 30 процентов специалистов, работающих в учреждениях культуры, имеют высшее профессиональное образование. Вместе с тем достижение высоких показателей развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, невозможно без должного внимания к культурной составляющей как в части создания соответствующей инфраструктуры, так и в части кадрового обеспечения. Крайне неблагополучной является ситуация на рынке труда во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

По состоянию на 2011 г. общее количество безработных граждан в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 663 тыс. человек. Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия - 53 процента, Чеченской Республике - 42 процента и Республике Дагестан - 17,2 процента.

Сложный характер проблем в социально-экономической сфере Северо-Кавказского федерального округа определяет необходимость целенаправленной политики государства по этому вопросу.

В целях максимального удовлетворения потребностей экономики Северо-Кавказского федерального округа в кадрах необходимо разработать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы потребностей рынков труда в профессиональных кадрах (рабочих местах), а также предпринять необходимые меры по использованию потенциала и опыта профильных ведущих высших учебных заведений и учебных заведений среднего профессионального образования Российской Федерации в приоритетных для указанного федерального округа секторах - туризме и сервисе, строительстве и сельском хозяйстве.

Экология субъектов СКФО также отличается большими диспропорциями: в 66 раз отличаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников; в 78 раз отличается использование свежей воды; в 9230 раз отличается объем оборотной и последовательно используемой воды; в 53 раза отличается сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.

Анализ современного экономического положения России показывает отчетливо выраженную тенденцию снижения объемов производства в большинстве отраслей хозяйства. На Северном Кавказе эта общая для всех регионов тенденция усугубляется сложной политической обстановкой, вооруженными конфликтами. Прекращение военных действий на территории района, установление мира и стабильности в регионе является основной задачей дальнейшего экономического и социального развития Северо-Кавказского федерального округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

  1. Экономическая география России./Учебник. Под редакцией Т.Г.Морозова – М.: ЮНИТИ, 2012
  2. Региональная экономика / Учебник. Под редакцией Т.Г.Морозова – М.: ЮНИТИ, 2012
  3. http://www.gks.ru/.
  4. http://skfo.gov.ru/skfo/
  5. http://www.e-dag.ru/

      

 

 

 


Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Северо-Кавказского федерального округа