Проблемные регионы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. К проблемным регионам могут относиться не только субъекты Федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов Федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов Федерации (например, Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п.) .
Число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.

Файлы: 1 файл

Региональная экономика. Вариант 6 (2).doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Санация депрессивных территорий. Естественно, что в условиях общего кризиса практически невозможна полная экономико-социально-экологическая реабилитация депрессивных территорий. Речь может и должна идти только о снятии первичной аномальной остроты проблемы. Однако и такую зауженную задачу нельзя решить с использованием простейших одномерных средств, например выделив специальную субсидию, объявив о создании оффшорной зоны и т.п.; практика опровергла представления о достаточности таких действий. Видимо, здесь необходимы иные, системные по существу, механизмы санаций (оздоровления), способные одновременно воздействовать на ситуации в сфере экономики, политики, социальных отношений, природопользования и в других областях жизнедеятельности и предполагающие применение многофункциональных экономико-правовых, социально-организационных, социально-экономико-демографнческих и других регуляторов территориальных ситуаций.

Санация депрессивных территорий должна принципиально отличаться от других мер государственного регулирования  территориального развития (например, от абсолютно обезличенных трансфертов) обязательной индивидуальной направленностью. Варианты санации должны быть столь же разнообразны, сколь различны причины депрессии – как внутрирегиональные, так и внешние по отношению к данной территории. Конкретный путь санации всегда индивидуален: он отличен от других и целевым содержанием понятия «санация», и набором конкретных регулятивных действий, и их последовательностью.

Так, содержание санации, направленной на устранение основной причины депрессии, – отсутствия условий и стимулов нормальной воспроизводственной деятельности, – могут составить механизмы установления особых правовых режимов хозяйствования (например, предоставление налоговых льгот и каникул), поддержки отдельных его форм (например, фермерских или кооперативных) и т.д. Применимы и самые различные способы активизации населения – от создания новых рабочих мест до изменения форм собственности.

Санация депрессивных территорий способна реализовываться в вариантах, различающихся по степени интенсивности. Один вариант – энергично проводимые акции, предполагающие наличие предварительно разработанной и обеспеченной ресурсами программы, соответствующих организационно-правовых механизмов и т.д.; совсем другой вариант – режим вялотекущего процесса, организаторы и участники которого либо не имеют соответствующих программ, ресурсов, механизмов, либо при их наличии (частичном или полном) переоценивают возможности саморазрешения депрессивной ситуации.

Санация депрессивных территорий – дорогостоящее и практически  бесприбыльное дело, истинный результат которого – общегосударственное спокойствие и поддержка относительно небольшого числа людей, терпящих социальное бедствие по не зависящим от них причинам. В лучшем случае лишь через несколько лет можно ожидать снижения нагрузки на бюджеты и различные социальные фонды, а экономическое саморазвитие – еще более отдаленное и отнюдь не гарантированное последствие санации. Затраты же на реальную, результативную санацию огромны и даже при предельном ограничении числа объектов вполне сопоставимы с сегодняшними бюджетными инъекциями в государственно поддерживаемые отрасли: угольную, оборонную, сельское хозяйство. По экспертным оценкам, минимальная программа санации менее десяти небольших населенных пунктов, находящихся в безусловно депрессивном состоянии, составит около 3 трлн. руб. При этом можно рассчитывать только на бюджеты или внебюджетные фонды.

Очевидно, что некоторые  средства для рассматриваемых целей  все же можно изыскать, причем все  они могут появиться только как  результат целевой переориентации ресурсов.

Система механизмов санации депрессивных территорий. Может  быть переориентирована на санацию  депрессивных территорий некоторая  часть ресурсов федерального бюджета  на поддержку ряда отраслей. Отметим, что уже сейчас немалая их часть  направляется на социальные, экологические и иные цели. Переориентировать на санацию наиболее депрессивных территорий следовало бы и часть бюджетных средств, расходуемых на решение социально-экономических проблем крупных регионов по каналам федеральных программ. К источникам финансирования санации правомерно отнести также льготные (в том числе беспроцентные) кредиты населению, средства благотворительных фондов, часть средств от ликвидации предприятий-банкротов, послуживших причиной депрессии соответствующих территорий.

Может возникнуть необходимость изменения структур федерального, субфедеральных и местных  бюджетов.

Выгоды перехода к государственной поддержке санации предельно локализованных депрессивных территорий несомненны. Они позволят:

- выделить на основании специального анализа ограниченное число локальных территорий, где действительно отсутствуют рыночные механизмы и естественно-природные условия саморазвития, которые требуются для самостоятельного выхода из углубляющейся депрессии;

- избавиться от недостатков малорезультативного распыления средств, выделяемых для помощи «нуждающимся» и «особо нуждающимся» регионам, по огромным площадям, по всем без исключения отраслям, сферам и объектам народного хозяйства;

- сконцентрировать проходящие по различным каналам (статьям расходов) средства бюджетов и внебюджетные средства разных уровней на ограниченном числе точек депрессии;

- усилить адресность и конкретность действий, четко обозначить ответственность исполнителей и целевое прохождение всех средств выделяемой поддержки;

- обеспечить гарантии поддержки; сделать территории, на которые она распространяется, сферами приоритетного финансирования, а соответствующие расходы – защищенными статьями бюджетов всех уровней;

- перейти на программные методы санации таких территорий с использованием особых механизмов ее проведения, контроля над результатами, отчетности и т.д.;

- предотвратить тем самым неизбежное наступление социальных, экологических и иных возможных в данной связи катастроф, упредить возникновение чрезвычайных обстоятельств и бедствий, а следовательно, и новых очагов политической и национально-этнической напряженности7.

 

8. Каковы особые проблемы приграничных регионов?

 

Понятие «приграничный  регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой  являются барьерная, фильтрующая, контактная. Целесообразно рассматривать три уровня приграничья.

Проблематика  приграничья содержит в себе многие противоречия характерные для современного этапа развития. Среди них следует  выделить противоречия между: глобализацией  экономики, опирающейся на широкую либерализацию межгосударственных экономических отношений, и протекционистской сущностью государств; культурной унификацией в рамках глобализма и национальной (региональной) культурной идентичностью; богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами и районами стран; международной региональной интеграцией (сотрудничеством) стран и их суверенитетом; политическими центрами, стремящимися укрепить или сохранить властную вертикаль, и подчиненными им территориями, желающими расширения своих прав и полномочий и в частности в том, что касается международной деятельности. По сути эти противоречия можно свести к проблеме соотношения однородности и различий (континуальности и дискретности) в динамике мирового пространства, в которой ключевую роль играют государственные границы и приграничные территории.

Особое значение проблематика приграничных районов  имеет для России, имеющей громадный  пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории.

Опыт либерализации  внешнеэкономических связей показал, что отладка контактно-барьерного механизма включения страны в  мирохозяйственные связи в условиях глобализации экономики и регионализации международных экономических требует  многолетней кропотливой работы. Шоковое открытие страны в начале 1992 г. в дальнейшем потребовала создания механизмов защиты национальных производителей, рынка труда, финансового рынка, валютных резервов, инструментов борьбы с криминалитетом паразитирующем на неотработанности законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность и, в частности, со странами СНГ, на отсутствии необходимого таможенного прикрытия на новых границах.

Громадный пограничный  периметр страны в условиях, произошедших с начала 1992 г. кардинальных геополитических и экономических изменений до сих пор не может нормальным образом выполнять как барьерные, так и контактные функции. Работа по созданию пограничных пунктов пропуска, обеспечивающих быстрое и качественное пограничное и таможенное оформление пока далека от завершения.

За почти  десятилетие либерализации внешнеэкономической  деятельности пока не произошло существенных изменений в структуре экономики  приграничных районов. Оно происходило  главным образом на основе традиционной модели. Последняя базируется на обслуживании внешнеэкономических связей и развитии приграничной торговли, движущей силой которой являются различия в уровне и соотношении цен на товары потребительского и производственного назначения в соседних странах. Экономический эффект этой модели связан с расширением рынка сбыта для одних и получением более дешевых товаров и услуг для других. И то и другое лежит в основе получаемых по обе стороны границы доходов и осуществляемых сбережений и накоплений. При значительных объемах приграничной торговли и транзитных товаропотоков возникают предпосылки для экономического подъема приграничных районов.

Привлекательность приграничных районов для иностранных  инвесторов при этой модели определяется транспортными условиями относительно стран-инвесторов, особенностями инвестиционного климата, ценой основных факторов производства, потенциальной емкостью осваиваемого рынка и трансакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы. Многие приграничных районов России сильно удалены от потенциальных инвесторов, в них малоемкие региональные рынки и неблагоприятный инвестиционный климат из-за слабо развитой рыночной инфраструктуры.

Обращает на себя внимание крайне слабая инвестиционная привлекательность регионов приграничных с Украиной. Привлекательность регионов граничащих с другими рассматриваемыми странами немногим лучше. Основная часть инвестиций, размещенных в поясе регионов, соседствующих с Китаем приходится на Приморский и Хабаровский края, которые имеют и морскую границу. Регионы, расположенные по границе с Казахстаном, привлекают инвестиции, не благодаря своему соседству, а в связи с мощным промышленным потенциалом и природными ресурсами. Инвестиционная привлекательность регионов Северо-запада связана, прежде всего, с северной столицей. В тоже время проводимая на данный момент политика способствует улучшению инвестиционного климата. В данные регионы направляются значительные материальные ресурсы, которые при рациональном их использовании будут способствовать процветанию приграничных регионов.

В экономической  и культурной жизни приграничных районов России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами  соседних стран. Оно осуществляется при отсутствии специального законодательства8.

 

9. Перечислите основные функции государственной границы с точки зрения регионального развития

 

Государственная граница – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Государственные границы выполняют несколько функций. Их можно объединить в три группы: барьерные, контактные и фильтруя.

Барьерная функция  заключается в достаточном отделении  одной страны от другой. При этом такое отделение может быть близким к абсолютному, скажем в бывшем Советском Союзе, где граница была «на замке», а соседние страны отделялись контрольно-следовой полосой, колючей проволокой и пограничниками с автоматами по всему периметру. Максимизирована барьерная функция границы и между Южной и Северной Кореей со сплошной пятиметровой стеной, током высокого напряжения и т.п. Для большинства нынешних государств характерна так называемая мягкая барьерная функция открытых.

Контактная  функция границы заключается в создании на границе двух государств общих природных заповедников, еврорегионов, открытых экономических зон например между Украиной, Польшей и Беларусью возник еврорегион "Буг" и другие. Таким образом пограничные районы двух или нескольких государств становятся контактной зоной, которая дает возможность постоянно углублять двустороннее или многостороннее сотрудничество.

Фильтрующая функция  границы заключается в том, что  он должен выполнять роль своеобразной мембраны или фильтра, который пропускает все полезное и нужное для определенного государства из других стран и задерживает все враждебное, вредное, отрицательное т.д.9

 

10. В чем заключаются особенности зон российского приграничья?

 

Российское  приграничье это фактически сплошная полоса либо неосвоенных, либо депрессивных территорий.

В настоящее  время Советом Федерации проводится мониторинг деятельности субъектов  Российской Федерации по совершенствованию  законодательства в сфере пограничной  безопасности. С этой целью в период осенней сессии 2005 года Комитетом  Совета Федерации по обороне и безопасности были направлены запросы во все приграничные субъекты, полученные ответы содержат конкретные предложения, а в качестве общих проблемных вопросов можно выделить:

- отсутствие нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти по вопросу установления пределов пограничной зоны и правил пограничного режима;

- требуют законодательной конкретизации меры социальной поддержки граждан, участвующих в защите государственной границы;

Информация о работе Проблемные регионы