Природопользование как объект экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 23:57, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение темы природопользование как объект экономики.
Поставлены задачи рассмотреть:
- Природные ресурсы как объект экономики природопользования;
- Экономику природопользования;
- Предмет и задачи экономики природопользования;
- Виды экологических налогов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…..3
1. Природные ресурсы как объект экономики природопользования…..….4
2. Экономика природопользования……………………………………...…..7
3. Предмет и задачи экономики природопользования………………...……9
4. Виды экологических налогов…………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………….….….18
Список использованной литературы………………………………….……19

Файлы: 1 файл

Природопользование как объект экономики ии.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Классификация экономических наук на фундаментальные и прикладные является основной, но она не исчерпывает всей проблематики классификации этих наук. Выделяют, например, науки-методы, историко-экономические науки и т.п. Экономика природопользования входит в группу организационно-экономических наук.

Предметом экономики природопользования как науки является исследование эколого-экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства природных ресурсов.

Экономика природопользования изучает не только эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный механизм, который необходимо привести в движение для того, чтобы решать назревшие проблемы природопользования.

Объектом экономики природопользования выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Комплексный характер экологических проблем, интегрированный объект экономики природопольэования обусловливают наличие взаимосвязей с экономическими и естественными науками. Особенно широки контакты экономики природопользования с такими экономическими науками, как планирование народного хозяйства, статистика, экономика труда, экономическая кибернетика, региональная экономика и др [3,с.48].

Наиболее близки взаимосвязи экономики природопользования с естественными науками (экологией, геологией, почвоведением, лесоводством и др.). Они проявляются в необходимости определения путей научного решения экологических задач природопользования.

Основные задачи экономики природопользования:

- Определение ущерба, нанесенного экономике (государству), отрасли, предприятию, району, отдельному частному хозяйству или конкретному лицу из-за нерационального природопользования, нарушения законов, норм или правил охраны природы;

- Определение размера затрат, необходимых для ликвидации в ближайшем и отдаленном будущем последствий негативных техногенных воздействий на окружающую среду;

- Оценка абсолютной и относительной эффективности затрат на охрану и восстановление природы, выбор оптимальных вариантов природоохранной деятельности и использования природных ресурсов;

- Разработка экономических методов управления природоохранной работой и способов стимулирования природоохранной деятельности и экологизации производства.

Для познания объекта и применительно к задачам исследования экономики природопользования заимствуют методы из других отраслей знаний. Ее формирование и развитие находится под непосредственным влиянием экологизации производства и современной науки. Именно экологические аспекты развития народного хозяйства вызывают к жизни экономику природопользования [3].

Надо, чтобы экономика природопользования постепенно переходила в экономику природосбережения.

Природопользование, как упоминалось выше, может быть рациональным и нерациональным.

Рациональное природопользование - это высокоэффективное, экологически обоснованное хозяйство, которое не приводит к резким изменениям природно-ресурсного потенциала, а поддерживает и повышает производительность природных комплексов или отдельных объектов, облагораживает их. Оно направлено на обеспечение условий существования человечества и стабильного получения, материальных благ.

Нерациональным считается такое природопользование, в результате которого природа теряет способность к самовоспроизводству, самоочищению и саморегулированию, нарушается равновесие биосистем, исчерпываются материальные ресурсы, ухудшаются рекреационные, оздоровительные и курортные условия, эстетические характеристики ландшафтов, условия проживания в целом. Это, как правило, экстенсивное, хищническое хозяйствование, «перепромысел», «перевыпас», загрязнение воздуха, воды и почвы промышленными, транспортными, энергетическими выбросами и ядохимикатами. Нерациональное природопользование может быть как намеренным, так и случайным, или сопутствующим (например, опустошение, разрушение или пожар, связанные с военными действиями).

Нерациональное природопользование может быть обусловлено планово-экономическими и проектными просчетами, временными и вынужденными займами у природы (переходные периоды строительства новых государств, крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), небрежными учетом и оценкой природных ресурсов, несовершенством природоохранного законодательства, узковедомственными подходами в развитии экономики, несовершенством технологий производств, браконьерством, самовольной застройкой и др.

Показателями ущерба от загрязнения окружающей среды служат: повышение уровня заболеваемости населения, снижение продуктивности сельского хозяйства; ускорения износа основных фондов и др. Стоимость восстановления природы определяется необходимыми затратами на рекультивацию ландшафтов, восстановление водоемов или сельскохозяйственных угодий, озеленение и т.д. Но при этом часто невозможно оценить ухудшение социального климата, нарушение равновесия в экосистемах, гибель от техногенного воздействия уникальных геологических памятников или ландшафтов, исчезновение многих видов растений и животных.

Особенно сложно оценить последствия антропогенных негативных воздействий на природу, когда надо дать долгосрочный прогноз убытков от нерационального природопользования. Затраты на охрану природы сегодня можно вычислить достаточно просто и сравнительно точно на основании действующих стандартов и нормативов с применением ряда формул (они указаны в новых учебниках и пособиях по экономике природопользования).

Природоохранные мероприятия должны приносить не только экономический эффект (сбережение расходов на лечение и социальное страхование больных, повышение производительности труда, увеличение биопродуктивности, облагораживание ландшафта и т.д.), но и социальный - улучшение настроения людей, уменьшение их миграции, сдерживание конфликтов, снижения преступности и т. д.

К важнейшим проблемам экономики природопользования принадлежит правильная (объективная) оценка природных ресурсов [5].

Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение их народнохозяйственной ценности: земли, природной воды, почвы, воздуха, полезных ископаемых, леса, животного и растительного мира, рекреационные объекты. Нормативы платы за использование природных ресурсов определяются с учетом их географического положения, распространение, качества, возможности воспроизведения, доступности, комплексности, производительности, возможности утилизации отходов, условий переработки.

Для оценки стоимости природных ресурсов используют следующие показатели:

Трудовые затраты на привлечение ресурса в общественное производство (добыча минерального или биологического сырья);

Эффект использования ресурса в производстве (ценность полученных из ресурсов материалов, предметов);

Прогнозируемые затраты труда на восстановление ресурса (если это возможно);

Прогнозируемые расходы на погашение убытков, причиненных природной среде при освоении данного ресурса.

Оценка ресурсов может быть индивидуальной и комплексной.

Различают три вида индивидуальных оценок:

1) оценки общественной полезности  природных ресурсов;

2) стоимостные оценки (налоги, цены);

3) рыночные цены (лицензии).

Они выполняются для каждого элемента среды, и их значения не всегда совпадают. Выполняя укрупненные экологические оценки негативного воздействия человека на окружающую среду, пользуются таким понятием, как экологический ущерб от загрязнения отдельных компонентов природы - воды, воздуха, земельных ресурсов. Экологический ущерб - это уменьшение полезности окружающей среды в результате его антропогенной трансформации (прежде загрязнения), их вычисляют по сумме различных затрат общества, связанных с изменениями окружающей среды и возвращением его в прежнее состояние, затрат на компенсацию риска для здоровья людей.

Для укрупненных оценок экологического ущерба прибегают к специальным формулам, по которым можно определить вред земельным ресурсам, вред от выбросов в атмосферу или в водные объекты. Они указаны в таких документах, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и ядерной безопасности как:

- Инструкция о порядке исчисления  и уплаты сбора за загрязнение  окружающей природной среды;

- Методика расчета размеров  возмещения убытков, причиненных  государству вследствие нарушения  законодательства об охране и рациональном использовании водных ресурсов;

- Методика расчета убытков, причиненных  рыбному хозяйству вследствие  нарушения законодательства об  охране окружающей природной  среды;

- Методика расчета размера возмещения  убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух [1].

Плата за природные ресурсы - это затраты предприятия, связанные с использованием природных ресурсов, и определены в соответствии с принятой в стране методики расчета, при этом ресурсы делят на три группы:

 - Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.

- Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

- Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия). Сюда относят: отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п. Для оценки этих ресурсов существует три правила:

- Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;

- Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;

- Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены "первичного" природного ресурса.

 

 

4. Виды экологических налогов

Экологические налоги бывают нескольких видов:

- Платежи рентного характера (например, за использование территории для отходов);

- Налоги и (или) штрафы за загрязнение сверх установленной нормы;

- Налоги за фактический объем загрязнений.

При этом налог за загрязнение среды должно быть достаточно высоким, чтобы предприятиям было выгоднее охранять окружающую среду, чем загрязнять его. Экологические лицензии (ЭЛ) - это ценные бумаги, дающие право на выбросы конкретного загрязнителя на конкретный промежуток времени и в конкретных объемах. Эти права могут продаваться государственным органом предприятиям и одним предприятием другому. Цена ЭЛ зависит от суточного времени, сезона, обстановки в регионе [4].

Торговля квотами на загрязнение - гибкий из всех известных методов экономического регулирования качества природной среды.

Приложением к ЭЛ является страхование экологической неопределенности.

В последнее время вводятся лицензии на месторождения - ценные бумаги, дающие право на добычу и продажу полезных ископаемых.

В ходе комплексной экономической оценки природоохранных мероприятий предусматривается выполнение следующих процедур:

- Определение чистого экономического  эффекта;

- Оценка вариантов очистки промышленных  сточных вод;

- Оценка вариантов очистки атмосферных  загрязнений;

- Оценка вариантов переработки  отходов;

- Оценка технологических решений;

- Оценка конструкторских решений;

- Экологическая экспертиза проектов;

- Оценка риска аварий.

В связи с тем, что в период перехода к рыночной экономике возникают большие сложности и трудности не только экономического характера, но и экологического, следует учитывать следующее:

Рынок может быть использован для эффективного ограничения разрушения природы.

Сам механизм стихийного рыночного спроса и предложения не обеспечивает защиты природы - необходимо вмешательство извне;

Рыночные расценки на основании научных экологических нормативов могут использоваться для регулирования природопользования;

Экономику следует развивать в соответствии с плановой стратегией, которая предусматривает внерыночные формы контроля.

Для действенного экологического управления экономическим развитием нужны политически организованные силы, представляющие неотложные и долгосрочные интересы всего населения и способны противостоять узким интересам предпринимателей и тех, кто - прямо или косвенно - в доле от производств-загрязнителей.

М. Ф. Реймерс сформулировал 15 законов природопользования, среди которых можно назвать [6]:

- Закон исчерпаемости природных  ресурсов;

- Закон роста наукоемкости общественного  развития;

- Закон снижение природно-ресурсного  потенциала;

- Закон совокупного действия  естественных факторов;

- Закон убывающей (природной) плодородия;

- Закон рост темпов оборота  привлеченных природных ресурсов;

- Закон неизбежных цепных реакций  «жесткого» управления природой;

Информация о работе Природопользование как объект экономики