Предпосылки и проблемы развития Причерноморского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Изучение Причерноморского экономического района является очень важным, поскольку данный район имеет огромные перспективы и занимает в экономике Украины достаточно важное место. Данный район богат на рекреационные ресурсы, имеет выход в мировой океан, что обуславливает интерес к исследованию и изучению этого района с точки зрения размещения производительных сил.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Общие характеристики 5
2. Природные условия и ресурсы 7
3. Население, трудовые ресурсы и проблемы их эффективного использования 12
4. Структура и уровень развития хозяйственного комплекса 14
• Промышленность
• Агропромышленный комплекс
• Транспортная система
5. Актуальные проблемы и основные направления развития 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

В районе распространены сады и виноградники (наиболее распространены в Одесской области и АР Крым). Выращивают косточковые – абрикос, вишню, черешню, сливу; семечковые –  яблоки, груши.

В АР Крым основными культурами являются озимая пшеница, кукуруза, рис, соя, табак. Занимает первое место в  Украине по валовому сбору риса и  сои, второе – табака. Значительные площади заняты посевами подсолнечника  и эфирных культур. По площади  виноградников и валовому сбору  винограда Крым занимает вторе место  в Украине.

В Николаевской области главная  зерновая культура – озимая пшеница. Также выращивают ячмень, кукурузу; из технических – подсолнечник, сахарную свеклу, кориандр, сою. Овощеводство развивается преимущественно на поливных землях. Значительные площади  под плодово-ягодными насаждениями, в южных районах – под виноградниками.

В Одесской области также  основной зерновой культурой является озимая пшеница, а также ячмень, кукуруза, соя, рис. Область занимает четвертое  место в Украине по валовому производству риса. В северных и центральных районах выращивают подсолнечник, на севере – сахарную свеклу, юго-западных районах занимаются овощеводством и виноградарством.

В Херсонской области, как  и в других регионах района, основными  сельскохозяйственными культурами являются озимая пшеница, кукуруза, ячмень, зернобобовые культуры, рис, просо, подсолнечник. Среди овощевых культур преобладают  томаты, перец сладкий, баклажаны, кабачки. Основные кормовые культуры – кукуруза на силос, зеленый корм, люцерна, кормовые корнеплоды и др. Одной из высокоразвитых отраслей сельского хозяйства является виноградарство.

В Причерноморском экономическом  районе в 2004 г. было произведено 20,5% продукции  зерновых и зернобобовых культур, 18,2% овощей и картофеля, 26,9% подсолнечника, 2,7% сахарной свеклы от общего производства их в стране. Производство продукции растениеводства в 2004 г. в сравнении с 2002 г. значительно уменьшилась.

В структуре валовой продукции  сельского хозяйства продукция  растениеводства в 2004 г. составляла 52,6% и уменьшилась в сравнении  с показателем 1991 г. на 36,9%.

Другой основной отраслью сельскохозяйственного производства в Причерноморском районе является животноводство, которое имеет молочно-мясное направление.

В АР Крым высокого уровня развития достигло мясное птицеводство. Развиты  также животноводство молочно-мясной направленности, свиноводство, овцеводство.

В Николаевской области главными отраслями животноводства являются молочно-мясное, а также свиноводство, овцеводство, птицеводство; вспомогательные  отрасли – пчеловодство, рыбоводство  на основе рыбных ресурсов Черного  моря.

В Одесской и Херсонской областях животноводство также в  основном молочно-мясной направленности (птицеводство, тонкорунное овцеводство, свиноводство). В Черном и Азовском морях, на Днепре развивается рыбное хозяйство. Производство продукции животноводства в районе в 2004 г. по сравнению с 1991 г. уменьшилось на 51%.

По приведенной выше специализацией сельского хозяйства отдельных  областей Причерноморского экономического района можно выделить такие сельскохозяйственные зоны: виноградарско-зерново-маслянная  с садоводством и молочно-мясным животноводством – южные районы Одесской, Николаевской, Херсонской областей и Степной Крым; зерново-маслянная  с производством сахарной свеклы и молочно-мясным животноводством  – северные районы Одесской, Николаевской, Херсонской областей; овощемолочная  пригородного типа – вокруг Одессы, Николаева, Херсона; виноградно-табачная с молочно-мясным животноводством (овцеводством) – предгорья Крыма, ЮБК.

В районе орошается большая  площадь земель. Действуют Краснознамянская в Херсонской области, Ингулецкая в  Николаевской, Татарбунарская в Одесской, Северо-Крымская в АР Крым оросительные системы.

    • Транспортный комплекс.

Наибольшая густота железнодорожного транспорта в Одесской области - около 80 – 100км на 1000км2 территории. Николаевская и Херсонская области, а также АР Крым имеют менее 80км железнодорожных путей на 1000 км2. Главные железнодорожные узлы – Одесса, Херсон, Каховка, Николаев, Симферополь, Джанкой, Вознесенск. По сравнению с другими регионами, Причерноморский район не является лидером по обеспеченности транспортом.

Общая длинна автомобильных  дорог – 25,4 тыс. км, в том числе  с дорожным покрытием – 23,9 тыс. км. Основные автомобильные пути государственного и международного значения: Николаев – Одесса – Кишинев;

Николаев – Херсон –  Симферополь; Николаев – Кировоград; Николаев – Кривой Рог; Симферополь  – Харьков; Одесса – Измаил. Действует  междугородняя троллейбусная линия  Симферополь – Ялта (почти 79 км).

Морской транспорт обеспечивает преимущественно каботажные перевозки, имеет государственное и международное  значение. Главные порты района –  Одесса, Херсон, Геническ, Скадовск, Севастополь, Николаев, Очаков, Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория. Ильичевск представляет Украину в таком важном деле, как освоение и развитие транспортных коридоров. Работают паромные линии Ильичевск – Варна, Ильичевск – Поти, Ильичевск – порты Турции. Евроазиатский транспортный коридор включает Илличевский морской торговый флот. На базе Дунайского пароходства создана транспортно-производственная система, обеспечивающая эффективные перевозки грузов из придунайских городов Европы в порты Юго-Восточной Азии и других регионов без их перегрузки. Судоходство осуществляется по Днепру (речные порты – Херсон, Новая Каховка, Голая Пристань), а также по Южному Бугу, Ингулу (порты Николаева, Вознесенска).

По территории Причерноморского экономического района проходят трасы  нефтепроводов Кременчуг – Херсон, Снигуровка – Одесса; газопровод Шебелинка  – Одесса; аммиакопровод Тольятти – Одесса.

Аэропорты государственного и международного значения находятся  в Одессе (два), Симферополе, Николаеве, Херсоне.

Причерноморский экономический  район имеет большое значение для решения проблемы нефти в  Украине. Отрабатывались несколько  вариантов транспортировки нефти. Самый оптимальным вариантом  является ее доставка в порты Одессы танкерным флотом  из стран Ближнего Востока и северного Средиземноморья, погрузка в Одессе и переправка по нефтепроводам на нефтеперерабатывающие заводы Херсона, Кременчуга, Лисичанска. Частично нефть будет перерабатываться на Одесском нефтеперерабатывающем заводе. Эта схема транспортировки нефти будет обеспечивать экономическую независимость Украины. После окончания строительства нефтепровода Одесса – Броды могут быть увеличены поставки нефти через территорию Украины в Европу. Наличествующая сеть нефтепроводов способна транспортировать нефть из Одессы по всей Украине. Однако необходимо строить вторую нить нефтепровода, усиливать ряд существующих нефтепроводов для большого объема нефти, а также переоборудовать полевые станции для реверса нефти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Актуальные проблемы и основные направления развития Причерноморского экономического района

Одной из актуальных поблеем  засушливого Причерноморья, является проблема водных ресурсов, поскольку  в районе нет необходимого количества собственных водных источников.

Также важна проблема поиска, разведки освоения новых месторождений  нефти и газа в прибрежной части  и акватории Черного и Азовского  морей.

Основным направлением перспективного развития Причерноморского экономического района является его специализация  как индустриально-аграрного региона, важного транспортно-морского и рекреационного района с развитым курортно-туристическим хозяйством.

Перспективой является обеспечение  Крымского полуострова энергоресурсами  преимущественно за счет не традиционных экологически чистых источников энергии, например. Размещение ветряных энергоустановок (на Ай-Петри, Карабы-яйла, Арабатской стрелке  и в Западном Крыму). Северная, восточная  и западная части Крымского полуострова  перспективны для сооружения сети станций  геотермального энергоснабжения сельских районов равнинного Крыма, рекреационных  предприятий Сакско-Евпаторийского курорта, населенных пунктов Керченского  полуострова.

Национальный состав населения  района насчитывает более сотни национальностей и народностей. Что создает предпосылки для развития этнического туризма. Для болгарских, турецких, немецких, чешских, греческих граждан, чии предки жили когда-то в Крыму и в Северном Причерноморье, разработаны новые туры. Паломническими целями могут служить святые места разных конфесий.

Новым в туристической  индустрии Причерноморского района становится зеленый (сельский) туризм. Район имеет все возможности для развития нетрадиционных форм туризма: конного, охотничьего, спелеологического, велосипедного, скалолазания, горно-пешеходного, дельтапланеризма, вертолетного, прогулок на яхтах, дайвинга и многих других.

Развитие иностранного туризма  в Крыму ограничивается слабой материально-технической  базой. Необходимо строительство новых  предприятий и модернизации существующих. Зон иностранного туризма может  увеличиваться за счет показа культурных и исторических объектов городов  Севастополя, Феодосии, Старого Крыма, Судака, Бахчисарая, Керчи.

Для курортов Причерноморья в целом характерны: отсутствие комплексности их развития (рекреация выпадает из экономической структуры района); низкий уровень внешнего рекреационного потока; не равномерное разделение потока туристов на территории и концентрация его на более освоенных территориях; ярко выраженная сезонность потока туристов; отсутствие единой рекреационной политики строительства и управления курортами; слабая транспортная обеспеченность курортов; концентрация местного населения на наиболее ценных с точки зрения рекреации территориях; слаборазвитая, узкоспециализированная экономическая база курортных городов. Материально-техническая база не в состоянии обеспечить необходимые условия работы, быта, отдыха населения и свободное развитие рекреационного хозяйства.

Деятельность объектов портово-промышленного  комплекса в прибрежной зоне Черного  и Азовского морей негативно  влияет на естественную среду.

Крупнейшими загрязнителями окружающей среды в регионе являются химические, металлургические, нефтеперерабатывающие  комбинаты, а также предприятия  пищевой промышленности и жилищно-коммунальное хозяйство. Сегодня усилиями природоохранных  органов выбросы сточных вод  большинством предприятий в морскую  акваторию прекращены благодаря  организации замкнутого цикла водохозяйственной  деятельности. Кроме этого, создано  природоохранное оборудование для  локальной очистки разных категорий  сточных вод, которые содержат нефтепродукты, в морских торговых портах и на некоторых судоремонтных заводах.

Меры по охране окружающей среды проводятся, однако финансируются  они недостаточно, устаревшее оборудование часто становится причиной залповых аварийных выбросов, которые создают  предпосылки для тотального загрязнения  прибрежной акватории, морского дна  и береговой зоны нефтепродуктами, техническими маслами, тяжелыми металлами, поверхностно-активными веществами и другими ингредиентами.

Большой урон развитию сельскохозяйственного  производства наносит активная эрозия почв и их вымывание. На орошаемых  землях развивается вторичное засаливание, подтопление. Наблюдается заиливание водоемов. Побережье Черного и  Азовского морей подвержено оползням, подмыванию. Важными мерами по борьбе с этими негативными процессами является контурное землеустройство, создание полезащитных, водоохранных и противоэрозийных лесополос, комплексная мелиорация, восстановление лесов, лугов, укрепление береговой линии, терассирование селеопасных горных склонов.

Негативно влияет на природную  среду рекреационная деятельность, стихийный отдых, туризм, их хаотичное  развитие причиняет вред природе, особенно на морском побережье, берегах рек, озер, на горных склонах и терассах Крыма. Последствиями неорганизованного  туризма часто становятся накопление различных отходов, лесные пожары, которые  приводят к нарушению природных  экосистем.

С целью обеспечения различных  природно-территориальных комплексов и генетических ресурсов животного  и растительного мира, проведения научных исследований на территории Причерноморского экономического района созданы ряд заповедников, заказников, заповедно-охотничьих хозяйств. Крупнейшие заповедники – «Аскания-Нова» (площадь 33,3 тыс. га) и Черноморский (87,3 тыс. га), включены в 1984 г. ЮНЕСКО в международную сеть биосферных заповедников. Государственными заповедниками Украины являются Карадагский (пл. 2,9 тыс. га), Ялтинский гидро-лесной (пл. 14,6 тыс. га). Из четырех заповедно-охотничьих хозяйств Украины два расположены в районе – Азовско-Сивашское (пл. 34,1 тыс. га) и Крымское (пл. 42,9 тыс. га), где проводится работа по увеличению и регулированию числа ценных охотничьих животных, а также расселение их по разным районам, исследуются природные условия мест их обитания, охраняются редкие и исчезающие виды, осуществляется акклиматизация отдельных видов охотничьей фауны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причерноморский экономический  район имеет достаточно выгодное географическое положение. По территории района проходят важные железнодорожные, речные и воздушные пути, которые  соединяют экономические районы Украины между собой, а также  со многими зарубежными странами.

Информация о работе Предпосылки и проблемы развития Причерноморского района