Понятие и принципы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является по возможности полное исследование государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, что определяет и круг следующих задач решаемых в ходе работы:
-дать общее представление о государственном регулировании природопользования и охраны окружающей среды и его механизмы;
-представить предложения по совершенствованию системы государственного регулирования экологопользования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, задачи и принципы государственного регулирования экологопользования……………………………………………………….………5
2. Правовые основы государственного регулирования природопользования и природоохраны……….…………………………………………………………8
3. Органы, осуществляющие государственное регулирование природопользования……………..………………………………………………10
4. Совершенствование системы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.........…………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ  УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

 

Кафедра экономики, учета и финансов

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Экономика природопользования»

На тему: Понятие и принципы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ЭГTв-08                                           Камченко М.Н.

                                                                                                   шифр 8702321016

Проверил: доцент, кандидат экономических наук                   Малышков Г.Б.

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие, задачи и принципы государственного регулирования экологопользования……………………………………………………….………5

2.     Правовые основы государственного регулирования природопользования и природоохраны……….…………………………………………………………8

3. Органы, осуществляющие государственное регулирование природопользования……………..………………………………………………10

4. Совершенствование системы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.........…………………….13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………18

 

Введение

     Актуальность темы работы может быть объяснена следующим:

В последнее десятилетие  общей глобальной тенденцией является пересмотр границ применения "государственного регулирования". Значительные изменения происходят в понимании роли институтов государственного регулирования для решения проблем природопользования и охраны окружающей среды.

     Экономическое развитие создает предпосылки для повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала стран, переходу на инновационные - ресурсосберегающие модели развития, к экономике знаний. Природопользование и охрана окружающей среды являются основным компонентом "Целей развития на тысячелетие" наряду с другими семью целями, принятыми на "Саммите тысячелетия" в сентябре 2000 г. государствами-членами Организации Объединенных Наций.

     Экономические преобразования последних десяти лет, характерные практически для всех стран, определили скорость и содержание трансформации процессов природопользования. Их неравномерность и неоднородность была обусловлена национальными особенностями каждой страны, специализацией страны на мировом рынке. Преобразования затронули институты государственного регулирования. К последним относятся законодательство, стандартизация, гражданское общество, финансы, информация и информационные технологии, национальные традиции, наука и образование.

     Практика показала, что стабильность и эффективность процессов природопользования, скорость и соответствие трансформации природопользования содержанию процессов рыночных реформ были неоднозначны. В сложившейся ситуации необходимость переосмысления многих подходов к регулированию процессов природопользования очевидна.

В условиях рыночной экономики  формирование эффективной системы  государственного регулирования природопользования связано с возможностями и  провалами системы рыночного  саморегулирования. Возможности использования  рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.

     Действенным рычагом повышения эффективности использования природных ресурсов, их сбережения и предотвращения опасного загрязнения является внедрение системы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды. С развитием рыночных отношений в России, государству необходимо экономически стимулировать более эффективное экологопользование путем установления научно обоснованной цены на природные ресурсы и платы за экологопользование, которые бы способствовали наиболее рациональному их использованию путем внедрения более эффективного налогообложения за использование природных объектов и установления соответствующих льгот, которые бы стимулировали такое их использование, и т.п.

      Правовые требования, касающиеся экономических мер регулирования природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в обширном перечне законов и подзаконных актов, относящихся как к экологическому, так и к иным отраслям российского законодательства.

      Целью данной работы является по возможности полное исследование государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, что определяет и круг следующих задач решаемых в ходе работы:

-дать общее представление о государственном регулировании природопользования и охраны окружающей среды и его механизмы;

-представить предложения по совершенствованию системы государственного регулирования экологопользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, задачи и принципы государственного регулирования экологопользования.

     Регулирование - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Понятие «регулирование» происходит от латинского слова regula - норма. Регулирование является самостоятельным элементом управления экономикой.

     Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды - это определенная нормативно-правовыми актами деятельность компетентных органов, направленная на сохранение естественных экологических систем и рациональное использование природных ресурсов с целью обеспечения благоприятных условий жизни человека.

     Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ. Если регулирование экономической системы страны выражается в управленческих воздействиях государства преимущественно на воспроизводство новых систем экономических отношений, то регулирование экологической системы представляет собой совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования.

     Регулирование экологической системы происходит через управление экологопользованием, которое теснейшим образом связано с охраной окружающей среды. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного Управления в целом. Этому виду регулирования свойственны как общие черты управленческой деятельности государства делами общества, так и специфические, обусловленные регулируемым объектом - экологической системой страны.

     Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, организация (предприниматель) и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Прежде всего, с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.

     Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

     Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализации соответствующих правовых предписаний.

    Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

     Понятие государственного регулирования экологопользования целесообразно рассматривать в единой системе.

     К основным задачам государственного регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды относятся: формирование и совершенствование нормативной правовой базы; использование экономических регуляторов природопользования (нормирование, лицензирование и др.); организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов экологопользования; осуществление государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды и природопользования; осуществление государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение Красной книги; разработка и осуществление программ и проектов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха; обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды, экологическое воспитание и просвещение.

     Содержание института регулирования экологопользования характеризуют принципы:

-Принцип законности в государственном регулировании экологопользования и охраны окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан.

Законность в регулировании  экологопользования имеет две основные стороны: точное и неуклонное соблюдение в деятельности по регулированию  всех нормативно-правовых актов и  принятие правильного решения в  случае коллизии применяемого законодательства.

-Принцип приоритета охраны окружающей природной среды предполагает также наличие двух основных сторон: требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем и использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

-Принцип комплексного (всестороннего) подхода в процессе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.

-Принцип плановости государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды заключается в следующем: важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу, а за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль.

-Принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением выражается в следующем: максимальное вовлечение граждан в дело регулирования экологопользования и расширение демократических начал в регулировании экологопользования должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы.

-Принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функциями управления использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функций по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды. Посредством данного принципа обеспечивается объективность экологического контроля и надзора и эффективность действия права окружающей среды в целом. К сожалению, в современной России этот принцип соблюдается далеко не всегда.

Информация о работе Понятие и принципы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды